Поиск смысла бытия.

Проблемы бытия человека

Поиск смысла бытия.

Бытие  человека очень сильно связано со смыслом жизни. Поиск предназначения, желание запечатлеть свои дела в вечности заставляет личность иногда задумываться над вечными вопросами.

Каждая мыслящая личность рано или поздно приходит к осознанию того, что его отдельная жизнь чего-то стоит.

Не всякому, однако, удается обнаружить ее подлинную ценность, многие за поисками истины не замечают собственной уникальности.

Бытие представляет собой восприятие собственной жизни с той или иной позиции: полезного или бесполезного существования. Понятие бытия нередко ассоциируется с  мистическим поиском.

На тему смысла человеческой жизни задумывались ученые со времен глубокой древности: Аристотель, Шелер, Гелен.  Проблема человеческого бытия волновала многих мыслителей во все времена. Они оставляли свои мысли на бумаге, чтобы сохранить их для следующих поколений.

На сегодняшний день существуют различные философские подходы, позволяющие максимально полно подойти к вопросу смысла жизни.

Смысл бытия

Социальное служение

Люди данной направленности испытывают огромное удовольствие, когда им предоставляется возможность помочь другим. Смысл и цель своей жизни они видят в том, чтобы оказаться максимально полезными своим близким, друзьям, сослуживцам.

Они могут никогда и не задуматься о том, что во многом жертвуют собой только для того, чтобы окружающие чувствовали себя лучше. Чаще всего они действуют бессознательно, повинуясь внутреннему голосу, исходящему от сердца.

Такие матери много сил и энергии отдают детям, зачастую не понимая того, что ограничивают собственные интересы ради благополучия своего ребенка.

Социальное служение может выражаться в стремлении посвятить самого себя работе, какому – то общественному делу.

Нередко случается так, что женщины, реализовавшись в какой – то сфере, так и не выходят замуж, не создают собственные семьи. Все дело в том, что они внутренне уже достигли центра своей жизни и не хотят ничего менять.

особенность людей данного типа – они постоянно хотят помогать другим, участвовать в судьбе тех, кто в этом нуждается.

Совершенствование духа

Люди этой категории встречаются не часто. Главный смысл своей жизни они видят в том, чтобы работать над своим характером, заниматься самообразованием и активно познавать истину. Некоторые из беспокойных мыслителей  связывают данную цель с религиозными воззрениями.

Но иногда стремление совершенствовать свою душу не связано напрямую с церковью. Человек может познавать высшую истину в странствиях или посредством изучения духовных книг, занятий медитацией.

Однако, эти проявления свидетельствуют о подсознательном (не всегда осознанном) стремлении отыскать Бога.

Пост и молитва являются непременными условиями развития духовности в человеке. Обращенность к совершенствованию духа не может происходить без аскез, то есть сознательных ограничений себя в удовольствиях.

Посредством волевых усилий человек учится контролировать собственные желания, держать их в узде, отделять истинные цели от капризов, не позволяет себе становиться центром земных наслаждений, укрепляет веру в божественное начало.

Такого человека, чаще всего, характеризует серьезность намерений, стремление к уединенности, доброта, потребность в постижении истины.

Самореализация

Данный подход отражает мысль о том, что ценность отдельной человеческой жизни заключается в выполнении своего предназначения. Эта концепция очень глубока по своей сути, она затрагивает тему личностного развития и самосовершенствования, в которой определяющим является выбор самой личности.

Если человек выбирает в качестве приоритета самореализацию, он часто пренебрегает другими сферами. Отношения с родными, общение с друзьями могут уйти на задний план.

Личность, ориентированная на  самореализацию, отличается такими чертами характера как целеустремленность, ответственность, желание достичь больших результатов, умение преодолевать трудности.

Данный подход к жизни демонстрирует огромный внутренний потенциал, который заложен в личности. Такой человек будет действовать при любых обстоятельствах, он не упустит выгодную возможность, всегда будет стремиться оказаться на высоте, просчитает все шаги к победе и достигнет желаемого.

Самореализация как смысл жизни отображает современные взгляды на понимание сути человеческого существования.

Наталья Грейс в своих книгах отмечает, что самая большая трагедия на свете – это трагедия нереализованности и на тренингах в красках рассказывает о том, почему так важно правильно расходовать свою энергию.

Удивительно, каких больших успехов могли бы достигнуть люди, если бы они использовали максимально собственные возможности, не упускали счастливого случая. Современные ученые открыли понятие материальности мысли.

Сегодня все чаще появляется большое количество успешных людей, для которых предназначение является главной ценностью. Это вовсе не значит, что данные индивидуумы не способны думать ни о ком, кроме самих себя. Именно они и осознают больше других, какого колоссального труда стоит движение к подлинному успеху и раскрытию своих способностей.

Смысла жизни не существует

Людей данной категории не занимают перечисленные выше направления. Они стараются жить так, чтобы им было комфортно и легко, без проблем и лишних огорчений.  Часто их называют простыми обывателями.

Разумеется, никакие порывы альтруизма им тоже не чужды. Они даже могут быть успешными дипломатами или учеными, однако придерживаться данной позиции. У них нет главной цели в жизни и это, пожалуй, печально.

Они просто стараются жить сегодняшним днем и не задумываются о поисках высшей истины.

Все перечисленные направления имеют право на существование. По сути, они представляют собой просто различные пути, ведущие к самопознанию. Смысл бытия каждый человек для себя определяет сугубо индивидуально.

Непрекращающийся поиск

Духовно развитую личность характеризует стремление к самопознанию. Это внутренняя потребность, которую человек всеми силами души стремится удовлетворить.

В чем выражается этот поиск? Прежде всего, в неотступных мыслях и каждодневно возникающих впечатлениях. Заметьте, человек постоянно ведет с собой внутренние диалоги, анализирует, что ему удалось сделать за день, а где он потерпел неудачу.

Личность таким образом накапливает необходимый опыт, чтобы иметь возможность жить дальше и не повторять ошибки прошлого.

Привычка мысленно рассматривать собственные действия на предмет ошибок и просчетов, присуща не только мудрецам и мыслителям.

Даже обычный среднестатистический человек, который большую часть дня проводит на рабочем месте, склонен продумывать совершаемые шаги.

  Анализ чувств и настроений  наиболее доступен духовно развитым людям, у которых голос совести звучит сильнее и отчетливее. Вечный духовный поиск помогает совершаться процессу личностного развития.

Проблема выбора

В жизни человек совершает выбор намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Любое действие на самом деле происходит с осознанного желания личности и ее собственного разрешения на то или иное событие. Личность меняется очень медленно, но не может не меняться.

В результате взаимодействия с другими людьми, она учится, совершает удивительные открытия. Эмоциональная сторона жизни заслуживает отдельного разговора. Когда речь заходит о выборе, подключаются все чувства.

Если выбор дается нелегко, то человек переживает, мучается, сомневается, долгое время находится в раздумьях.

Особенность проблемы выбора такова, что от принятого решения напрямую зависит дальнейшая жизнь субъекта. Даже если она не меняется радикальным образом, то все равно претерпевает некоторые изменения. Само существование индивида продиктовано рядом пунктов, где ему необходимо определиться с выбором направления.

Чувство ответственности

Любое дело, которым занимается человек, требует к себе дисциплинированного подхода. Развитая личность всегда чувствует определенную степень ответственности за все, чем она занимается.

Совершая тот или иной выбор, человек надеется получить ожидаемый результат.

  В случае неудачи на личность ложится не просто груз отрицательных эмоций, а чувство вины за то, что сделал неправильные шаги, не сумел предвидеть ошибочные действия.

Чувство ответственности у личности бывает двух типов: перед другими людьми и перед самим собой. В случае с родственниками, друзьями и знакомыми мы по возможности стремимся действовать так, чтобы не ущемлять их интересы, но суметь заботиться и о собственных.

Так, родитель на долгие годы принимает ответственность за судьбу своего ребенка с момента рождения и до полного его взросления. Он готов не просто заботиться о маленьком человечке, но осознает, что именно под его защитой находится еще одна жизнь.

Именно поэтому любовь матери к своему ребенку столь глубока и самоотверженна.

Ответственность личности перед собой – особый момент во взаимодействии с миром. Не нужно забывать о том, что у каждого из нас есть определенная миссия, которая должна быть выполнена, реализована.

Человек всегда интуитивно знает, в чем заключается его предназначение и подсознательно стремится к этому.

Чувство ответственности может выражаться в беспокойстве за свою судьбу и здоровье, а также за близких людей, за то, чтобы суметь достичь высокого уровня мастерства в том или ином занятии.

Тема Свободы

Свобода как категория возвышенного занимает умы мыслителей и философов. Свобода ценится превыше всего остального, за нее люди готовы бороться, терпеть значительные неудобства.

Каждому человеку необходима свобода для прогрессивного движения вперед. Если личность ограничить тесными рамками, она не сможет полноценно развиваться, иметь собственный индивидуальный взгляд на мир.

Бытие тесно связано со свободой, потому что только в благоприятных условиях можно продуктивно действовать.

Любое творческое начинание соприкасается с понятием свободы. Художник творит в свободной атмосфере. Если его поместить в неблагоприятные условия, образы не смогут рождаться и выстраиваться в его голове столь ярко.

Тема Творчества

Человек так устроен, что ему всегда необходимо создавать новое. По сути, каждый из нас является уникальным создателем собственной реальности, ведь все видят мир по – разному. Так, одно и то же событие может вызвать у разных людей совершенно противоположную реакцию.

Мы постоянно создаем себе новые картины видения ситуации, отыскиваем смыслы и значения происходящих явлений. Творчество заложено в природе человека.

Творит не только тот, у кого имеется дар художника, но каждый из нас является художником и создателем своего настроения, атмосферы в доме, на рабочем месте и т.д.

Таким образом, понятие бытия весьма многогранное и сложное. В повседневной жизни личность не так часто обращается к вопросам о смысле жизни и предназначении.

Но оставшись наедине с собой, подсознательно или сознательно начинает ощущать тревожащие вопросы, которые требуют разрешения. Проблемы бытия нередко заставляют личность искать альтернативные пути по обретению счастья и полноты жизни.

К счастью, многие люди, пройдя путь нелегких искания, постепенно приходят к осознанию, что бытие ценно само по себе.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/problemy-bytiya-cheloveka.html

Поиски смысла бытия в лирике Ф.И.Тютчева

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Поиски смысла бытия в лирике Ф.И.Тютчева

  Скачать сочинение

    Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.    Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании.

В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая — лишь короткая вспышка.

    Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: “Я, царь земли, прирос к земле”, “По высям творенья, как Бог, я шагал…” Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония — хаос, любовь — смерть, вера — безверие.

Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, “на пороге двойного бытия”. Душа — всегда “жилица двух миров”.    Может быть, это восприятие личности на грани “двух миров” и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен.

С одной стороны — это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон — близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и “благодатным”, и “волшебным”, и “младенчески-прекрасным”.    “Двойственность” Тютчева ярко проявилась в стихотворении “Сон на море”. Он пишет:    …Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

    Две беспредельности были во мне,     И мной своевольно играли оне.    И в том же стихотворении:    По высям творенья, как Бог, я шагал,     И мир подо мною недвижный сиял.    Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании.

Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен “прихоти волн” и в то же время “шагает по высям творенья”.    Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек — часть природы, ее неотделимая частица.

В то же время, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:    Лишь жить в себе самом умей —     Есть целый мир в душе твоей…    Этот мотив снова звучит в стихотворении “Душа моя — Элизиум теней…” Душа чуждается “живой жизни”, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта.

Напротив, он стремится именно к “живой жизни” (особенно в ранней лирике):    Нет, моего к тебе пристрастъя     Я скрыть не в силах, мать-земля!    Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт “спускается на грешную землю”, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви “Весь день она лежала в забытьи…” Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.    Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:    Слезы людские, о слезы людские,     Льетесь вы ранней и поздней порой…    Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто — отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,     Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!    Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом, может быть, единственный смысл бытия.    Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой — в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, “тени от дыма” (даже не дыма, только тени!). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

    Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, “отчаянного” боя. Поначалу человек для Тютчева — лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание “бесполезности” жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, “роковой”, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.

4700 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Поиски смысла бытия в лирике Ф.И.Тютчева

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00069101184864031434/

17. Философия о смысле жизни человека

17. Философия о смысле жизни человека

Философияо смысле жизни человека

План:

1.Подходы и решения вопросов о смыслежизни

2.Поиск смысла жизни

Введение

Человекединственное существо, которое осознаетсвою смертность и может делать еепредметом обсуждения. Призвание,назначение, задача всякого человекавсесторонне развивать все своиспособности, внести свой личный вкладв историю, в прогресс общества, егокультуры смысл жизни общества.

Смыслжизни заключен в самой жизни, в ее вечномдвижении как становлении самого человекаСмерть страшна для тех, кто не видит,как бессмысленна и погибельна его личнаяодинокая жизнь, и кто думает, что он неумрет.

Человек умер, но его отношение кмиру продолжает действовать на людей,даже не так как при жизни.

Смыслжизни–это осознаваемая ценность, которойчеловек подчиняет свою жизнь, ради чегоставит и осуществляет жизненные цели.Вопрос о смысли жизни это вопрос о смыслисмерти человека и о его бессмертии. Есличеловек не оставил после своей жизнитени, значит его жизнь по отношению квечности была лишь призрачной. Понятьсмысл жизни определить свое место ввечном потоке изменений.

Вопросо смысле жизни, так или иначе, встаетперед каждым человеком — если он хотьсколько-нибудь сложился как человек.Обычно подобные вопросы приходят вранней юности, когда вновь созданныйчеловек должен занять свое место в жизни— и стремится найти его.

Но бывает, чтоо смысле жизни приходится думать и встарости, и в предсмертном состоянии.Не всегда легко это столкновениеединичного человека с самим собой какчастицей громадного, бесконечного мира.Страшно ощутить бесконечность в самомсебе — и страшно не заметить ее.

В первомслучае — это невероятная тяжестьответственности, слишком ликующаягордость, от которой может порватьсядуша; противоположность — чувствособственной нелогичности, безысходностисуществования, отвращение к миру и ксебе.

Однако размышление о смысле жизнинеобходимо любому человеку, без негонет полноценных людей.

1.ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕЖИЗНИ

Вопросо смысле жизни – это вопрос о том, стоитли жить? А если все – таки стоит, то длячего жить? Издавна люди задавались этимвопросом, пытаясь найти логику своейжизни.

Существуетдва ответа к решению этого вопроса:

1.Смысл жизни первоначально присуще жизнив ее глубинных основаниях,для этого подхода наиболее характернорелигиозное толкование жизни. Единственное,что делает усмыслимой жизнь и потомуимеет для человека абсолютный смысл,есть ни что иное, как действенноесоучастие в богочеловеческой жизни.

2.Смысл жизни созидается самим субъектом–в соответствии с этим утверждениемможно понимать, что мы сами сознательнопродвигаемся к поставленной перед намицелью, любыми способами бытия. Придаемсмысл жизни и тем самым выбираем исоздаем человеческую сущность, толькомы и не кто другой.

Осознаниесмысла жизни, как главной ценности,носит исторический характер.

Каждаяэпоха в той или иной степени оказывалавлияние на смысложизненное определениечеловека.

Жизньосмысленна — когда ты для чего-то нужени понимаешь, для чего. Даже в полуживотномсостоянии, в паутине повседневных заботи в болоте узкомещанских интересов —человек не перестает быть всеобщим,принадлежа не только себе, своей семье,своему классу, — но и человечеству вцелом, и миру во всей его полноте.

Конечно,отдельный человек, индивид — не можетбыть и человеком вообще, это разныеуровни. Но человек вообще представленв каждом отдельном человеке, посколькувсеобщее может существовать лишь какобщность своих представителей.

В каждомиз них раскрывается своя сторонавсеобщего — и любая его сторона необходимодолжна быть кем-то представлена, обязанавоплотиться и пройти свой путь как вещь,или живое существо.

Когдачеловек живет осмысленно — ему нестановится легче жить, скорее даженаоборот. Но человек, знающий своеназначение, свою судьбу, — это всегдасила.

Он может сомневаться и страдать,может ошибаться и отступаться от себя— это ничего не изменит.

Смысл его жизнибудет руководить им и заставит свершитьто, что требуется, — хотя бы и вопрекиволе самого человека, его желаниям иинтересам, насколько он отдает себеотчет в них.

Существуютразличные подходы к решению смысложизненнойпроблемы, из которых можно выделитьследующие:

  • Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
  • Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
  • Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
  • Не существует смысла жизни.

Врамках первого подхода существуетрелигиозная версия. Смысл жизни человекабыл задан Богом уже в момент созданиячеловека. Создав человека по своемуобразу, наделил его при этом свободойволи. И смысл жизни человека состоит вдостижении им заданного подобия с Богом.Смысл человеческой жизни в – сохранениии очищении своей бессмертной души.

Философиярассматривает нравственный смыслчеловеческой жизни в процессесовершенствования ее духовных основанийи ее социальной сущности на началахдобра.

Смыслсодержится в самой жизни, но, в отличииот религиозной точки зрения, здесьутверждается, что смысл жизни человеканаходит в ней сам. Смысл жизни состоитиз ситуативных, конкретных смыслов,которые индивидуальны, как индивидуальнасама жизнь. На основе ситуативногосмысла человек намечает и решаетситуативные задачи каждого дня или дажечаса.

https://www.youtube.com/watch?v=Kd67DHc1kpM

Второйподход выносит смысл жизни за пределыконкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существованиячеловека на прогресс человечества, наблаго и счастье грядущих поколений, воимя светлых идеалов и справедливости.

Всевышеперечисленное является высшимсмыслом и самоцелью, тогда как каждоечеловеческое поколение и каждый нынеживущий выступает как средство длядостижения этой цели. Многие люди живутво имя собственного будущего.

Сточки зрения сторонников третьегоподхода, жизнь сама по себе не имеетникакого смысла, а человек сам привноситего в свою жизнь.

Человек как существосознательное и волевое своими способамисозидает этот смысл.

Но воля, игнорирующаяобъективные условия человеческогобытия, навязывающая свой смысл, переходитв волюнтаризм, субъективизм и можетповлечь за собой крушение смыслов,экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Изуст современного молодого человекаможно услышать, что смысл его жизнисостоит в удовольствиях, радости,счастье. Но удовольствие является лишьследствием наших стремлений, а не егоцелью.

Если бы люди руководствовалисьтолько принципом удовольствия, то этопривело бы к полному обесцениваниюнравственных действий, посколькудействия двух человек, один из которыхпотратил деньги на чревоугодие, а другойна благотворительность, были быравноценными, так как следствием тогои другого является удовольствие.

Чтокасается радости как смысла жизни, торадость сама должна иметь смысл. Дажеребенок с его очень подвижной нервнойсистемой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие.Радость, следовательно, так же несамоцель, а следствие достигнутой цели.

Смысл жизни открывается человеку толькотогда, когда этого требует объективнаянеобходимость, когда человечество вцелом достаточно созрело для принятия,для освоения именно этой стороны своегосуществования.

Иными словами, смыслжизни отдельного человека осознаетсятогда, когда эта жизнь становитсядействительно всеобщей, когда действияи поступки человека — это не индивидуальныеего особенности, а нечто присущее многимлюдям, хотя бы и в разной степени, и невсе вместе

Новсе – таки попытки найти смысл жизничеловека преобладали в историичеловеческой мысли:

  • Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;
  • Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;
  • Смысл жизни в достижении некого идеала человека;
  • Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

Осуществленныйсмысл жизни, имеющий ценность не толькодля живущего, но и для общества, избавляетчеловека от страха смерти, помогаетвстретить ее спокойно, с достоинствоми чувством исполненного долга.

2.ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ

Жизнькаждого человека драматическая как быудачно не складывалась жизнь, как быона не была длительна, конец неизбежен.Все наши жизненные дела должны соизмерятьсяс вечным, человек обречен на размышлениео смерти и в этом его отличие от животного,которое смертно, но не знает об этом,правда животные чувствуют приближениесмерти, особенно домашние.

Духовныеценности –своеобразный духовный капиталчеловечества, накопленный за тысячелетие,который не только обесценивается, нокак правило возрастает.

Каки почему философия может помочь в поискахсмысла жизни? Дело в том, что единстворазличных сторон или этапов жизнидостигается лишь в том случае, когдаони подчинены чему-то еще, что не меняетсяименно сейчас (хотя, вообще говоря, вдальнейшем может подвергнуться.

Непосредственно философия не можетдать ответ на любую жизненную проблему,указать выход из любой ситуации. Но онаспособна подготовить человека к выборупути, дать ему средства для решениязадачи — и уверенности в возможноститакого решения.

Краеугольный каменьфилософского материализма — принципматериального единства мира — этопрямое указание на то, что преемственностьи устойчивость в любых вещах или делах— такие же необходимые стороны, как ихизменение и развитие. Если что-то есть— то оно должно быть.

И если есть я, тоя обязательно буду нужен — себе, другимлюдям, миру в целом. Незачем сомневатьсяв собственной необходимости — нужнолишь осознать ее, открыть ее для себя.

Философиядает человеку направление поиска смыслажизни. Ведь если ему ясно, зачем существуетчеловечество вообще, зачем есть обществов том виде, в котором он его видит вокруг,зачем в обществе та или иная группалюдей — человеку гораздо легчеопределиться, через свое отношение кдругим понять, зачем он сам.

Вопросы:

1.Как вы понимаете термин «смысл жизни»?

2.Что такое духовные ценности?

3.В чем смысл жизни с религиозной точкизрения?

Списоклитературы:

Введениев психологию / Под общ. ред. проф.А.В.Петровского. – М.: Издательский центр«Академия», 1996. – 496с.

Современнаяфилософия: Словарь и хрестоматия. –Ростов-на-Дону: издательство «Феникс»,1995. – 511с.

Философскийэнциклопедический словарь / Гл. редакция:Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов.Энциклопедия, 1983. – 840с.

ХапчаевИ.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997.– 294с.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1360693/

Что такое смысл жизни человека? Поиск смысла жизни

«Если человек задумался о смысле жизни, значит он серьёзно болен» – сказал Зигмунд Фрейд.

И он же, резюмируя свой путь на склоне лет, как-то грустно добавил: «В своих исследованиях грандиозного здания человеческой психики я остановился в подвале».

Не удовлетворившись «скитаниями по подвалу», Виктор Франкл создал собственное направление экзистенциального анализа, положенное в основу нового направления психотерапии – логотерапии.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать увидеть этот смысл другим. © Виктор Франкл

Будучи австрийцем по происхождению, Франкл располагал уникальной возможностью обучаться у основателей ведущих классических направлений психоанализа Фрейда и Адлера, но рано заявил о своем несогласии с их краеугольными концепциями.

И в возрасте 22 лет был исключен из Общества индивидуальной психологии Адлера. В противоположность концепции Фрейда, единственным путём к душевному, психическому здоровью Франкл считал осознание человеком осмысленности своей жизни.

А утрату этого смысла – напрямую связал с основной причиной не только болезней, но и главных человеческих бед.

В 1942 году Франкл попадает в свой первый концлагерь. За годы войны ему предстояло сменить 4 немецких лагеря. Сменить, выжить и дожить до 92 лет, оставив современникам и потомкам богатейшее интеллектуальное и духовное наследие.

В нечеловеческих условиях, где люди никогда не знали, проснутся ли утром и доживут ли до вечера, доктор Франкл продолжал практиковать.

Каждый раз он убеждался в правоте и состоятельности основополагающего принципа логотерапии:
В самой тяжёлой ситуации шансы выжить и остаться человеком имеет только тот, кто сохранил веру в смысл своей жизни.

Результаты лагерной практики и сделанные им выводы легли в основу: книги Франкла «Сказать жизни “Да”!»[2], отнесенную Национальной библиотекой конгресса США к десятку книг, оказавших на жизнь и представления людей о ней самое сильное влияние; и монументального труда – «Человек в поисках смысла» [1], разошедшегося тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.

Индивидуальный смысл жизни

Ответьте себе на вопрос: «Почему вас не посещают мысли о самоубийстве?», и вы определитесь со смыслом своего бытия.

Виктор Франкл уверен: в жизни любого человека присутствует некий сверхсмысл, но постичь его ему не дано, как отдельной ветви дерева не дано постичь конечного смысла существования дерева.

Уверенность в существовании этого смысла делает человека более жизнеспособным, а его жизнь – оправданной и значимой, поскольку наделяет высшей логикой любую жизненную драму.

Смысл не только ведёт человека по тропинкам жизни, но и поддерживает в самых трудных ситуациях, помогая отыскивать скрытые ресурсы воли и психики, необходимые для нахождения выхода.

Человек – «животное общественное», и в каждом живет древний инстинкт стадности. Но все мы имеем задачу, лежащую за пределами ограничений социума. Возможности для развития личности предоставляет сообщество, но и оно же опирается на отдельные личности.

По убеждению Франкла, сообщество прекращается там, где отрицается индивидуальность. Тогда оно ничем не отличается от стада и толпы. В то время как социум, ориентированный на отдельные личности, можно сравнить с чудесным мозаичным рисунком.

В первом случае каждый из булыжников легко заменяется другим, во втором – каждый отдельный элемент мозаики по своему уникален. Поэтому, если выпадет один – менять придётся весь рисунок.

Потерю одной личности сообщество рассматривает как невосполнимое, а толпа подавляет любую индивидуальность в пользу равенства.

Живя в социуме, человек, как нечто завершённое в самом себе, не может признаваться составляющим элементом любой системы высшего порядка, поскольку это означало бы для него потерю достоинства. Человек живёт в соответствии с принципом: «Быть – значит отличаться».

И Франкл пытается уберечь нас от стремления стать совершенными. Если бы это было возможно, то любого из нас было бы легко заменить на кого-то другого.

Существование человека как личности предполагает его полную непохожесть на других, наделяя нашу жизнь индивидуальным смыслом.

Человеку, обладающему ценностями, легче принимать решения в типичных ситуациях.

В случае, если он реализует лишь ценности, предлагаемые обществом – необходимость в принятии решений и ответственности полностью нивелируется. Человек превращается в верблюда, «несущего ценности».

За избавление от ответственности и необходимости думать человек расплачивается свободой принимать решения в соответствии со своими уникальными убеждениями.

То, что делает нас несовершенными – делает нас незаменимыми и неповторимыми, ведь каждый из нас несовершенен по-своему.

Сливаясь с толпой, человек может попрощаться с одним из своих важнейших качеств – способностью брать ответственность.

Как отметил Франкл, когда кто-нибудь признаёт и ведёт себя «частичкой высшего целого», он привыкает к умиротворяющему и комфортному состоянию отсутствия ответственности.

И очень скоро социальные нормы и комфорт этого состояния полностью вытесняют личную ответственность – главную привилегию, дающую человеку право считать себя таковым.

Совесть – инструмент к поиску смысла жизни

Универсального путеводителя по дорогам, ведущим в «страну смысла» – нет, как нет идеального человека и универсального смысла. Так, например, ошибочным следует считать распространённое утверждение, что человечество живёт только лишь для воспроизводства себе подобных.

Если бы это было так, то жизнь женщины, не способной иметь детей, теряла бы всякий смысл. А смысл каждого существующего поколения заключался бы в слепой передаче потомкам «пакета нерешённых проблем» – по меткому выражению психологов, в «перебрасывании горячей картошки».

Каждый из нас стремится к счастью своим путем, используя для этой цели разные средства.

Человек вкладывает в понятие счастья свой смысл – здоровье, семья, творчество, отношения, успешная карьера, душевное благополучие, любовь, возможность отдавать или самосовершенствование.

Достигать своих целей в состоянии счастья – значит проживать жизнь осмысленно. И наоборот, жизнь, утратившая всякий смысл, превращается в существование, где место счастью отсутствует по определению.

Как сказал А. Эйнштейн: «Человек, который признает свою жизнь лишённой смысла – не только несчастлив, но и едва пригоден для жизни».

Обычное состояние человека – напряжение между тем, что «я есмь» и тем, кем мне следует стать; между бытием и смыслом, идеалом и реальностью. Но впереди бытия у человека мыслящего всегда идёт смысл.

Именно смысл выстраивает и направляет весь ход событий, упорядочивает время нашей жизни.

Поскольку каждый из нас уникален, то смысл для каждого относителен. Но Франкл не акцентирует внимание на относительности, а смещает акцент на его уникальности.

И задача терапевта не в том, чтобы навязать пациенту своё понимание смысла – а помочь ему отыскать его собственное.

Еврейский мудрец Гиллель говорил: «Если не я сделаю это – то кто это сделает? И если я не сделаю это немедленно – то когда же мне это сделать? Если я сделаю это для самого себя – то кем буду я?».

У любой ситуации имеется свой смысл, который далеко не всегда совпадает с общественными идеалами. И ситуации, смысл которых не был нами обнаружен и понят – будут повторяться в разных интерпретациях вновь и вновь. Человеку, решающему временно укрыться от проблем, могут дать «отпуск без содержания».

Вариантов его провождения не много: за стаканом (бутылкой) спиртного по вечерам; сексуальные связи без разбора, или наркотические зависимости; просто плеванием в потолок. Но рано или поздно жизнь предъявит свой счёт, а ресурсов на то, чтобы погасить его – окажеться слишком мало или вообще не будет.

Если человек, забыв о смысле и цели своего существования, полностью сосредоточил внимание на средствах её достижения – расплатой за бегство от себя станет состояние, которое психологи назвали «неврозом выходного дня». Проще говоря – ощущение щемящей пустоты собственной жизни.

Универсальным инструментом, помогающим человеку определиться со смыслом своей жизни Франкл считает совесть. Поскольку наша совесть – продукт интуиции, то ей свойственны творческие возможности.

Смысл уникальный сегодня – может стать универсальным завтра. К примеру, когда-то запрет «не убей» мог быть не более, чем продуктом свободной фантазии каннибала.

Сегодня – в этот тезис вложен общечеловеческий универсальный смысл.

Отсутствие смысла – экзистенциальный вакуум

Духовные традиции рушатся. Но, открывая перед человеком новые возможности науки и цифровых технологий, цивилизация не спешит создавать и предлагать другие, по крайней мере столь же эффективные духовные парадигмы. Результат такой тенденции – экзистенциальный вакуум, проявляющий себя как полное отсутствие всякого смысла существования.

Поэтому, как писал Франкл, в числе главных задач, которые должны стоять перед образованием и каждым человеком – развитие способностей человека брать ответственность и принимать независимые решения.

Когда десять заповедей перестают восприниматься как безусловный запрет, человек должен научиться следовать десяти тысячам заповедей, которые заключают в себе смысл каждой уникальной ситуации. И здесь окончательное решение всегда остается за ним. Задают вектор – разум и совесть, но и они склонны ошибаться.

Принимая окончательное решение, всегда лучше полагаться на совесть, действуя по принципам: «Если не знаешь как поступить, поступай благородно» или «Делай, что должно – и будь, что будет».

Три способа наполнить жизнь смыслом

У человека, по мнению Франкла, есть три способа сделать свою жизнь осмысленной:

  1. Путем включения в нее аспекта творчества или совершения поступков.
  2. Путем переживания чего-либо, связанного с социумом, или переживаний по поводу кого-либо, кто имеет значение.
  3. Путем переживания страданий в случае, если пути 1 и 2 оказываются недоступны.

Таким образом, самые естественные пути сделать жизнь осмысленной – реализовать свои творческие способности или обрести общество любимого человека. Если же мы оказались в ситуации, когда эти пути недоступны в связи со сложностью жизненного периода, смысл всегда можно отыскать в том страдании и вынужденных ограничениях, которые нам суждено испытывать.

Отличный пример из книги Виктора Франкла: «Человек в поисках смысла»:

У одного из его пациентов, по совпадению, практикующего врача, год назад скончалась любимая супруга, с которой он прожил не одно десятилетие. Шло время, но боль потери не утихала, а напротив, становилась все острее.

На приёме Франкл спросил пациента: — Скажите, вы не пробовали поразмыслить над тем, что пришлось бы перенести вашей жене, если бы вы умерли раньше неё?

— Это совершенно немыслимо – воскликнул он, задумавшись на секунду, – уверен, моя жена прибывала бы в отчаянии.

— Теперь вы действительно поняли, что сумели уберечь её от этих переживаний, ведь ей не пришлось пережить то, что сейчас испытываете вы в связи с ее уходом.

Первый раз за время приёма на лице пациента появилось подобие осмысленной улыбки. Он молча встал, пожал руку Франклу и твёрдым шагом покинул кабинет.

Пациент испытал глубочайший инсайт, и буквально за один миг его жизнь и статус «Homo patiens» (человек страдающий) обрели совершенно новое значение.

При этом, подчёркивает Франкл, для коренного перелома в сознании и представлениях о своём положении не были задействованы никакие терапевтические и психотерапевтические методы. Оказалось, достаточно изменить отношение человека к своей непростой ситуации, к своему страданию.

Судьба в данном случае распорядилась отказаться от возможности реализации смысла жизни через аспект любви, но оставила возможность адаптироваться и отыскать смысл в новых, более жёстких условиях и иных ценностях.

Эвтаназия

Эвтаназия – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Франкл всегда активно осуждал эвтаназию, будучи уверенным, что миссия врача – делать всё, от него зависящее для того, чтобы помогать тяжело больному человеку реализовать своё право и стремление жить.

В равной мере он осуждал и самоубийц, которых сравнивал с несдержанными шахматистами, которые вместо поиска решения задачи = отыскания смысла ситуации – просто смахивают фигуры с доски.

Он полагает: и в первом и во втором случае если бы судьба распорядилась окончить путешествие человека в этом мире, она нашла бы множество эффективных способов довести дело до конца.

Жизнь и всё, что в ней происходит – всегда обретает особый смысл в том случае, если это что-то даётся с трудом.

И если решение ответственной задачи или окончание миссии, по мнению человека – крайне важно и находится в прямой зависимости от его выживания, то он непременно будет бороться. Сделает всё возможное, чтобы переломить ситуацию.

И не врачу здесь принимать на себя роль вершителя судеб, поскольку вероятность субъективного = ошибочного решения всегда присутствует.

Прогресс не стоит на месте. То, что казалось чудом вчера – завтра станет повседневной медицинской практикой.

Идеи, технологии помогают спасать пациентов, которых официальная медицина ещё совсем недавно признавала безнадёжными «овощами» и «приговаривала» к эвтаназии.

Поэтому главная задача врача, уверен Франкл – научить пациента благоговеть перед жизнью и наполнить свои дни смыслом. А не лишать его жизни и остатка надежды, принудительно отключая от аппарата жизнеобеспечения.

Как сказал Фридрих Ницше: «Если человеку есть Зачем жить, он вынесет любое Как».

Юрий

Поделитесь

https://goal-life.com/page/kniga/viktor-frankl/chto-takoe-smisl-zhizni-cheloveka, 2195161059

1

3

Колесо Баланса Жизни:

Ещё почитать:

Осознанное дыхание – техника одного дыхания в день
Концепция здоровья: мы изначально больны или здоровы?
Пидаболка эриксоновского коучинга – отзыв на книгу

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/viktor-frankl/chto-takoe-smisl-zhizni-cheloveka

Магия и Таро
Добавить комментарий