Каббала.

Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое каббала? / Православие.Ru

Каббала.

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества.

Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения.

Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания.

Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств.

Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.

185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности.

Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание.

Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями.

Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим.

Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога.

Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот.

«Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.

Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма.

У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы).

Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10).

Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.

Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие.

Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в.

, можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита.

Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий).

Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б.

Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра.

Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью.

Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем.

Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции.

Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив.

Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался.

Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября, Глухие вскормленники мрака, Куда летите вы? Зачем От древа жизни вы отпали? Вам чужд и странен Вифлеем,

И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

16 февраля 2007 г.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/6905.html

каббала

каббала

КАББАЛА́ (קַבָּלָה, буквально `получение`, `предание`), эзотерическое еврейское теософское учение с выраженными элементами мистики и магии (теургии).

В отличие от чистой мистики каббала предпочитает непосредственным путям познания Божества созерцание, размышление, молитву и стремление постигнуть скрытый, истинный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов.

Вместе с тем каббале, как и мистике, свойственно стремление приподнять завесу таинственного и непостижимого, использование символов как единственно адекватного средства выражения и предпочтение интуитивного мышления дискурсивному.

:

Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.

Происхождение и источники каббалы. Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э.

в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля — ма‘асе брешит и ма‘асе меркава; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием сифрут ха-меркава (`литература колесницы`), или сифрут ха-хехалот (`литература чертогов`).

В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут ха-хехалот являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле.

Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики.

Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы).

Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Ши‘ур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен».

Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы.

Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д.

Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдушша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния).

Одним из важнейших источников каббалы считается небольшое псевдоэпиграфическое (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) произведение «Сефер-иецира» («Книга творения», написана между 2 в. и 6 в. н. э., а по некоторым данным — в 8–9 вв.).

Центральной темой этой книги, проникнутой неоплатоническими идеями, является описание 32-х элементов мироздания — 22-х букв ивритского алфавита и десяти первочисел — сфирот. Понятие сфира стало впоследствии одним из основных понятий каббалы, наделившей его новым смыслом.

В каббале десять сфирот приобрели значение ипостасей сокровенного Бога, каждая из которых наделена специфическими качествами. Другой важнейший источник каббалы — литература мидраша, по-новому интерпретированная.

Несомненное влияние на каббалу оказали некоторые идеи Са‘адии Гаона, а также произведения других гаонов (6–11 вв.), в которых нашли отражение представления о магии, ангелологии и демонологии этого периода.

Оформлению каббалы предшествовало появление в 12 в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — Хасидей Ашкеназ. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом херувиме (торат ха-крув ха-меюхад).

Хасидей Ашкеназ (Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид, Эл‘азар бен Иехуда из Вормса) проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в молитве (каввана).

Мистическое умозрение Хасидей Ашкеназ было посвящено тайне херувимов и восседающей на них славы Божьей, в которых усматривалось проявление скрытого, трансцендентного Божества. Эти темы заимствованы из более ранних мистических учений. Хасидей Ашкеназ повлияли на создание так называемой практической каббалы (см.

ниже) и явились главными представителями экстатического направления в мистике. В отличие от каббалы учение Хасидей Ашкеназ не получило широкого распространения и сохранило тот эзотеризм, который каббала утратила благодаря своей притягательной силе.

Каббала не является совершенно оригинальным учением, но многие из элементов, заимствованных ею из еврейских и нееврейских источников, были изменены до неузнаваемости или получили новую интерпретацию.

С нееврейскими источниками ранние каббалисты познакомились, вероятно, по произведениям средневековых еврейских философов и еврейской литературы предшествующих периодов. На формирование каббалы повлияли также гностицизм и неоплатонизм, хотя это влияние не всегда очевидно и неодинаково проступает в различных каббалистических течениях.

Мистика Божественной колесницы представляет собой параллель гностицизму в еврейской эзотерической традиции: ее можно назвать «еврейским раввинистическим гностицизмом» — учением еретических еврейских сект периода таннаев (1–2 вв.) и, в особенности, 3–4 вв.

Заимствованная у неоплатонизма идея эманации приобрела в каббале форму учения о происхождении ряда Божественных сущностей — десяти сфирот (олам ха-сфирот, или олам ха-ацилут) из бесконечной неограниченной Божественной субстанции (эйн-соф), которой нельзя приписывать никаких атрибутов.

Нематериальные сущности — сфирот находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром, создавая тем самым непрерывную цепь мироздания. Но в то время как в неоплатонизме эманация является непроизвольным процессом, каббала видит в ней волевое действие Бога, сокрытого в глубинах своего бытия.

С понятием эманации в неоплатонизме связана символика света, которая также перешла в каббалу. Образы факела, горящей свечи или солнца, излучающих свет, часто символизирующие в каббале Бога и десять сфирот, носят явный неоплатонический характер.

Гностическим элементом каббалы является дуализм в представлении о Божестве, получивший, однако, в каббале смягченную форму. Каббала различает два Божественных начала: беспредельность, абсолютно бескачественную и непостижимую (эйн-соф), и Творца, поддающегося постижению (сфирот).

Но в отличие от нееврейского гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты.

Другим гностическим принципом, нашедшим отражение в некоторых течениях каббалы, является представление о зле как о самостоятельной онтологической сущности, образующей мир, который представляет собой отрицательное отражение Божественного мира — «другая сторона» (ситра ахара), или «левая сторона» (ситра ди-смола).

Образ зла связан в каббале с различными мифологическими представлениями и развитой демонологией.

Известное влияние на формирование каббалы в 12 в. на юге Франции, по-видимому, оказало широкое распространение там еретического движения катаров, гностико-манихейское учение которых заключало в себе некоторые элементы, впоследствии ставшие характерными для каббалы: эзотеризм, дуализм, символику и т. д.

Поскольку в исчерпывающем своде комментариев к «Сефер-иецира», составленный в начале 12 в. Иехудой бен Барзиллаем ал-Барджелони, не упоминаются каббалистические комментарии, принято относить формирование каббалы к концу 12 в. – началу 13 в.

«Сефер ха-бахир». Каббалисты Прованса. Первым произведением, содержащим отчетливо выраженные каббалистические элементы, считается книга «Сефер ха-бахир», принявшая окончательную форму, по-видимому, не ранее 12 в. Это псевдоэпиграфическое произведение, приписываемое танне рабби Нехунии бен ха-Кана (вторая половина 1 в. н. э.

), с именем которого связаны предания мистического характера, состоит из небольших, не связанных между собой, часто непонятных комментариев к стихам из Пятикнижия, сопровождаемых притчами, а также отрывков из книги «Сефер-иецира» и мидраша. В «Сефер ха-бахир» описываются десять Божественных изречений (ма’амарот, или миддот), которыми был сотворен мир.

Название и описание некоторых из этих изречений соответствуют названию и описанию некоторых сфирот. Вместе с тем в «Сефер ха-бахир» отсутствует система сфирот в той форме, которую она получила в последующий период. «Сефер ха-бахир» упоминается в произведениях каббалистов начиная со второй половины 13 в.

Неизвестно, откуда это произведение пришло в Прованс — колыбель каббалы. Существует предположение, что оно было написано на Востоке.

Создатели каббалы, как правило, объединялись в небольшие группы единомышленников. Одну из первых каббалистических групп, по всей вероятности, возглавлял знаменитый ученый-талмудист Аврахам бен Давид из Поскьера, который был знаком, по-видимому, с основными элементами каббалы (системой десяти сфирот

Источник: http://eleven.co.il/judaism/mystic-kabbalah-magic/11899/

Что такое каббала – религия или мистика? Знаки, символы, учение каббалы

Вы здесь

Многие считают каббалу чистой воды мистикой, хотя, вотличие от прочих эзотерических учений, вера каббала имеет привязку кбожественному началу. Её нельзя назвать религией или религиозным течением,скорее это философская концепция.

Учение помогает раскрыть истинную природувещей, понять их метафизическую составляющую. Вопреки мнению многих скептиков,каббала не базируется на магических практиках, а культивирует мудрость.

Каббалисты ещё в древние времена заявляли о наличии информационного поля, окотором открыто говорят только сейчас, в эпоху развития информационныхтехнологий.

В переводе с древнееврейского, значение слова «каббала»толкуется, как «предание». Даже в названии этого учения нет указания нарелигиозную принадлежность, что исключает сектантское мышление, приписываемое противникамикаббалы.

Происхождение каббалы

Очень часто на вопрос, что такое религия каббала, приходитсяслышать, это течение напрямую связано с иудаизмом и происходит из него. Такоемнение связано с тем, что еврейские религиозные традиции распространяются и наиные сферы жизни. А поскольку каббала представляет собой наивысший уровень духовного развития, то безрелигиозного воспитания достичь её понимания невозможно.

Каббала развивалась одновременно с иудаизмом – одной издревнейших религий мира, поэтому её история довольно продолжительна иинтересна. Известно, что устные традиции каббалистического учения передавалисьс ветхозаветных времен. Официально учение каббала сформировалось в III в. н.э.

Наибольшегорасцвета она достигла к XIIIвеку, когда сумела распространиться практически по всей Европе и даже за еёпределами.

Ученые до сих пор спорят, то такое каббала – религиозноетечение, наука или антинаучная форма знания. Наверняка можно сказать одно –подлинные знания еврейского учения недоступны широкому кругу людей, а, значит,за якобы каббалистической мудростью кроются оккультные практики.

Базовым знанием каббалы является так называемая «Книгатворения», создание которой было полностью завершено в IX в. В учении говорится о десятипроявлениях Бога, иначе – сфирот.

В XIVв. была создана «Книга сияния», авторство которой приписывается Зоару раббиШимону бар Иохаю. Автор утверждал, что помимо внешнего мира существует незримыйвнутренний, события в котором отражают видимую реальность. Общностьбожественных сфирот включает следующие понятия:

  • корона – фиксированная целостность;
  • мудрость – проявление Божественного разума;
  • понимание – проникновение в суть вещей;
  • милосердие – стремление к добру;
  • могущество – пассивная сила, поддерживающая порядок;
  • красота – понимание и принятие гармонии;
  • вечность – незыблемость Божественного творения;
  • величие – Божественная одухотворенность,
  • основа – превращение Божественной идеи в творение;
  • царства – нисхождение Божественного до земного.

об учении каббала

К началу XVIв. учение распространяется по всему Ближнему Востоку и Северной Африке.Появляются различные варианты каббалы, которые представляют собой синтезсовременных элементов и ортодоксальных традиций.

Знаки каббалы

В каббалистических практиках особое значение имеютсимволы и знаки каббалы. Важным начертательным знаком является шестиконечнаязвезда, которая украшает израильский флаг и имеет сакральное значение.Гексаграмма свидетельствует о свержении Божьего противника с неба.Каббалистическая звезда является символом тайного знания или сверхзнания.

Среди других важных каббалистических знаков:

  • Пентакль – пятиконечная звезда с одной вершиной.Способствует привлечению удачи в жизнь, усиливает умственные способности,наделяет всемогуществом.
  • Печать Соломона – та же шестиконечная звезда, но сизображением ключа, раскрывающего тайны учения.
  • Перевернутая пентаграмма – имеет различные толкования.Одни связывают ее с изображением властвующего Сатаны, другие – с егосвержением. Каббалистическое учение говорит, что наличие трех перевернутыхпентаграмм свидетельствует о совершенстве вселенной.
  • Каббалистический крест – имеет дополнительные начертанияв виде букв иврита, выступает в роли символического благословения.

Что такое красная нитка и другие символы в каббале

Одним из амулетов каббалы является красная нить, которуюобычно носят на запястье. Данный талисман способен защитить от внешнегоэнергетического воздействия. Как использует различные амулеты каббала, чтотакое красная нитка, и как она защищает человека?

По преданию, красная нить защищала младенцев от жестокойЛилит, умертвляющей их. Ангелы договорились с демоном, что она не будет трогатьдетей, названных в её честь.

Один из вариантов перевода этого имени –«красный», отсюда и повелось, что красная нить на запястье левой руки  защитит того, кто её носит. Для амулета берутшерстяную нить средней толщины. Её должен завязать близкий человек, которомубезоговорочно доверяют.

Обычно делают семь узлов, которые символизируютБожественное начало. Саму нить необходимо купить за деньги, а не получить в дарили обменять.

Красная нить используется во многих религиях, но особенноэтот амулет популярен в каббале. Согласно учению, она защищает от дурногоглаза, зависти и несчастий. Считается, что через левую руку человек получаетэнергию извне, и красная нить служит своеобразным фильтром, «отсеивающим»негативное воздействие.

Если нить развязывается или истирается, то этосвидетельствует о переизбытке негатива, направленного в сторону человека. Испорченныйамулет сжигают, а на запястье надевают новый.

Каббалистические традиции подразумевают использование идругих амулетов. Меч Гаваона, выполненный в виде подвески, защищает своегообладателя от серьезных неприятностей. Нанесенное на лезвие меча посланиеобращено непосредственно к Богу. Данный амулет рекомендуется носить тем, ктодошел до состояния отчаяния и не знает, как изменить свою судьбу.

Магические печати используются для привлечения удачи,любви, финансового благополучия. Печати с изображением каббалистических символовявляются творением рук царя Соломона, работавшего над созданием талисмановудачи.

о каббале

Одним из мощных амулетов защиты является щит Давида,который поможет пройти через все испытания каббалы и достичь просветления. Егодолжны носить люди, стремящиеся испытать мудрость и утолить жажду познаний.

Опасность каббалы

Как и любое учение, познаваемое бездумно, каббала можетпривести к помутнению рассудка и возникновению других неприятныхпоследствий.  Противники каббалы считают,что необходимо запретить данное учение. Парадоксально, но сама каббала говоритпримерно о том же.

Точнее, изучать каббалу запрещено людям, не достигшимпросветления и не прошедшим долгий путь религиозного просвещения. Есливспомнить, то каббала – это тайное знание, причем настолько тайное, чтопроникнуть в его суть дано только избранным.

Разумеется, на этом спекулируютмногие шарлатаны и психически неуравновешенные люди, предлагающие быстроеизучение каббалы.

Общие сведения о каббале доступны каждому, но это не тозерно учения, которое стремятся познать духовно просветленные люди. Ксожалению, мода на каббалу подталкивает несведущих людей к эзотерическимпрактикам, которые могут быть опасны для человека.

Практическая каббала выступает в роли магии, но ее основные инструменты – медитация иэнергетическая защита. Разумеется, приемы каббалы используются нечестивымилюдьми в достижении низменных целей. Каббалистическое учение полностьюпротиворечит христианскому, хотя сейчас все чаще возникают споры относительнотого, какое из течений более соответствует реалиям мира.

Отвергнутаяхристианством астрология активно используется в каббале. Реинкарнация, непризнаваемая христианством, также существует в индуизме и китайском буддизме. Спорыо вреде каббалы не утихают по сей день. Учение не хотят принимать ни верующиелюди, ни представители науки, ни философы, хотя последние более снисходительноотносятся к этой разновидности познания мира.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-chto-takoe-kabbala-religiya-ili-mistika-znaki-simvoly-uchenie-kabbaly-7984.html

Что такое каббала?

Предисловие

Каббала – это учение, позволяющее постичь и ощутить Б-жественность в мире. В наше время, все больше людей начинают интересоваться внутренним измерением реальности в Торе. Это измерение объясняется в учении каббалы.

Первая цель каббалы – это приближение к Вс-вышнему, Творцу Вселенной. Для того, чтобы приблизиться к Вс-вышнему, человек должен постичь своим разумом ступени постоянно обновляющегося творения. Каждый момент времени, Вс-вышний творит всю вселенную заново.

Постижение этой принципа начинается с постижения процесса творения. (Это изучение не ставит себе целью изучить физику творения. Эта наука – лишь сосуд , с помощью которого возможно приблизиться к Вс-вышнему).

Постигая процесс Творения, возможно встретить Творца Мироздания.

Каббала – это тайная традиция еврейского народа. Она прошла множество ступеней раскрытия, и также предшествовала Дарованию Торы. Наши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков – служили Вс-вышнему, и тем самым они удостоились, в заслугу своей самоотверженности и стремления приблизиться к Вс-вышнему – широкого и глубокого постижения Б-жественности.

Наш праотец Авраам, книга Йецира, и тридцать два пути мудрости

Наш праотец Авраам, первый еврей, посвятил свою жизнь тому, чтобы приблизиться к Вс-вышнему. В заслугу его самоотверженности, Вс-вышний раскрыл ему многие глубокие тайны творения, посредством которых он достиг желаемого – приблизиться к Б-гу. Первая книга каббалы, книга Йецира, восходит к нашему праотцу Аврааму.

Этот основополагающий каббалистический текст объясняет тридцать два пути мудрости, действующих в Творении. Эти тридцать два пути включают в себя десять сфирот, являющихся каналами , через которые распространяется Б-жественный свет в Творении, и также двадцать две буквы еврейского алфавита.

Буквы еврейского алфавита – это базовые строительные камни , инструменты и сосуды, с помощью которых был сотворен мир. Они включают в себя все сочетания букв – слова – с помощью которых Вс-вышний сотворил мир. Каббала учит, что слова и сочетания букв – это инструменты, с помощью которых происходит процесс творения.

Начальное постижение процесса творения излагается в книге Йецира.

Наш праотец Авраам передал свою мудрость своему сыну, Ицхаку, который передал свою мудрость своему сыну, Яакову. Наш праотец Яаков передал свою мудрость своим 12 сыновьям, главам Колен Израиля.

Через семь поколений после Авраама, в заслугу его и в заслугу всех наших праотцов, стремившихся соединиться с Вс-вышним, народ Израиля удостоился получить Тору на горе Синай.

Тора, которую мы получили, имеет два измерения:

1) Тело , и это – заповеди Торы. Эти заповеди выражают желание Вс-вышнего, чтобы мы достигли совершенного блага как в этом мире, так и во всех мирах.

2) Каббала, внутреннее измерение, душа Торы , постижение тайн мироздания. Сама каббала также имеет множество измерений, одно внутри другого. Есть тайны, сокрытые тайны, сокрытые внутри сокрытых, и множество измерений душ внутри душ. Сама душа имеет пять ступеней, одна внутри другой.

Тело Торы – это раскрытие воли Вс-вышнего. Душа Торы – это раскрытие того, как Вс-вышний раскрывается в Творении. Вс-вышний дает нам возможность постичь это, ибо, в глубоком смысле, Он желает, чтобы мы были Его компаньонами в процессе творения, посредством того, что мы исполним Его волю в мире.

Исполняя волю Вс-вышнего посредством исполнения Его заповедей, тем самым мы исполняем Его внутреннее желание – чтобы мы стали его компаньонами в постоянно обновляющемся процессе Творения, тем, что добавляем Б-жественный свет в мире. Этот свет выше даже чем тот Б-жественный свет, с помощью которого творится мир. Это свет макиф , Бесконечный Свет, находящийся над Творением. Этот свет стал частью нашего действующего сознания с Дарованием Торы.

Учителя каббалы в течение поколений

В начале второго века принятого народами исчисления, рабби Шимон бар Йохаи (Рашби) получил силу и право от Небес полностью раскрывать и изучать во всех тонкостях учение каббалы.

Он объяснил действие всех сфирот, и как они раскрываются в каждом стихе Торы, и в каждом явлении природы. Рашби написал основополагающий текст по каббале – книгу Зогар.

Эта книга заключает в себе все открытия в каббале, которые Рашби раскрыл своим ученикам.

Более чем через тысячу лет после этого, еще одна великая душа, душа рабби Ицхака Лурии, Аризаля, пришла в этот мир. Своим глубоким анализом Зогара, он раскрыл еще более глубокие измерения в каббале, которые не были понятны из буквального смысла Зогара.

Великие писания Аризаля объясняют ступени творения, миры и личности, действующие в Творении, тайны души, цель прихода души в мир, падение душ Первочеловека и далее, исправление души или гилгуль душ из поколения в поколение. Эти глубокие тайны объясняются во всей глубине и подробности в писаниях Аризаля.

Аризаль удостоился этого благодаря своей самоотверженности ради того, чтобы постичь тайны Зогара, написанного Рашби.

Еще двести лет спустя родился Баал Шем Тов (Бешт). Он раскрыл новое, еще более глубокое, измерение каббалы. Каббала Баал Шем Това, известная как хасидизм , это душа души Торы. Каббала – это душа Торы, но также у каббалы есть душа – и это – хасидут.

Великое открытие Баал Шем Това – не ограничиваться лишь сосредоточением на ступенях творениях и Б-жественном свете, раскрывающемся на этих ступенях. Он концентрирует сознание еврейской души на Бесконечном Б-жественном свете, свете Макиф, который был (и все еще находится) перед началом процесса творения.

Первичная стадия процесса творения – это цимцум, сокращение Б-жественного света. Это сокращение Бесконечного Света имело целью создать вакуум , внутри которого Вс-вышний творит все миры.

В процессе творения, при переходе от одной ступени к другой, Б-жественный свет сокращается все более и более, пока не достигает материального мира, являющегося ступенью, обладающей минимальной Б-жественной энергией. Перед цимцум бесконечный Б-жественный свет был раскрыт. После цимцум, Бесконечный Свет остался, однако – он уже не видим.

Каббала Баал Шем Това возвращает невидимый Бесконечный свет, чтобы он стал снова видим нашими глазами. Вместе с бесконечным Б-жественным светом дано ощутить истинное единство Вс-вышнего и Его Сущность, да будет благословенно имя Его. Цель изучения хасидизма – приход Мошиаха, исполнение цели Творения, создать жилище для Вс-вышнего здесь, в нашем мире.

Источник: http://threeda.ru/iudaizm/kabbala-i-hasidizm/chto-takoe-kabbala.html

Каббала

Каббала (в переводе с иврита “получение”) – наука, которая представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения Высших сил, подчиненных постоянным и абсолютным законам, которые тесно взаимосвязаны и направлены на раскрытие Высшей управляющей силы (Творца) человеку в этом мире.

 Зародилась каббала примерно четыре тысячи лет назад (в Вавилонский период) на территории Междуречья, в древнем городе Ур Халдейский. Авраам, один из жителей этого города, открыл возможность постичь область мироздания, недоступную человеку посредством восприятия пятью естественными органами чувств.

Овладев этой наукой, он собрал группу приверженцев и передал им свой способ постижения скрытой от людей части мира. С тех пор это тайное знание долгое время переходило из поколения в поколение в кругу очень ограниченного числа последователей. Передавалось оно из уст в уста, от учителя к ученику.

 На протяжении тысяч лет каббалу сопровождали всевозможные заблуждения и стереотипы. Рассмотрим наиболее распространенные мифы, препятствующие людям изучать данную науку.

Каббалой нельзя заниматься, пока тебе не исполнилось сорок лет. Такого рода ограничение существовало лишь до XVI века. Оно было установлено каббалистами с целью уберечь от бед тех, чьи души не достигли уровня развития, нужного для изучения каббалы.

Потому в ученики принимались только люди, прошедшие строгий отбор и достигшие определенного возраста. Но времена изменились, и в наши дни уровень развития души определяется лишь по степени устремления человека к познанию Божественных истин. Потому сейчас никаких ограничений на изучение каббалы не существует.

Даже женщины и дети могут познавать эту науку, и только отсутствие желания может стать препятствием для изучения каббалы.

Каббала – тайное мистическое учение иудаизма. Нет, эти знания доступны каждому человеку. Когда-то эта наука, действительно, была тайной, передавалась из уст в уста лишь в узком кругу последователей. Но в настоящее время каббала распространяется все шире, так как люди желают изучать ее и применять полученные знания на практике.

Каббала – религиозное учение. Нет, каббала не имеет никакого отношения ни к верованиям любого рода, ни к религии.

Ведь ее основа – чистый эксперимент, помогающий человеку освоить и более глубоко постичь окружающую действительность посредством использования технических приспособлений, расширяющих диапазон возможностей органов чувств и позволяющих развить “шестое чувство”.

Именно благодаря помощи этого дополнительного сенсора человек способен ощущать скрытую часть мироздания и, соответственно, изучать ее. А для получения наиболее достоверного результата каббалисты неоднократно повторяют опыты и обмениваются знаниями друг с другом, как и представители других областей науки.

Каббала поможет преуспеть в бизнесе. Это не совсем так.

Рецептов преуспевания в обыденной жизни каббала не дает и не обещает человеку никаких заманчивых перспектив в его повседневном эгоистическом существовании (удачного устройства на престижную работу, выгодного супружества, быстрого обогащения и власти и т.д.).

А вот понять смысл жизни, помочь найти правильный выход из той или иной ситуации, научиться гармонично сосуществовать с миром, не только желая “урвать” побольше, но и отдавая, каббала вполне может помочь.

Начну изучать каббалу – получу крепкое здоровье. К сожалению, занятия каббалой (особенно имеющие целью удовлетворение эгоистических потребностей) не гарантируют хорошего здоровья.

Каббалист может предсказать будущее человечества. Это не так. Будущее определяется свободной волей человечества, и каббалист может лишь дать информацию о нескольких вариантах развития, зависящих от избранного людьми типа взаимодействия с природой и вселенной. Но каким будет этот выбор – неизвестно, потому точные предсказания каббалисты делать не берутся.

Суть каббалы – ритуалы, обряды, медитативные практики.

Нет, ни ритуальных действий, ни обрядов, ни внешних механических практик в каббале не применяется, как и не используется поклонение различного рода изображениям (которые являются лишь прикладным материалом).

Ведь каббала – это личное постижение Творца каждым отдельно взятым человеком. Продвинуться по этому пути можно лишь посредством желания исправить свои намерения, а не с помощью каких-либо механических действий или же обрядов.

По мнению каббалистов, применение амулетов, святой воды, ниток красного цвета и т.д. может улучшить жизнь человека. Совершенно ошибочное представление. Ведь каббала не обучает человека ничему, что происходит в материальном мире, и потому не имеет средств, улучшающих благосостояние и обеспечивающих внешний успех.

Каббала помогает людям в познании духовного мира, а все методики, призванные обеспечить человеку успешное существование в этом мире, истинной каббалой не являются.
 Заговоры и амулеты вводят человека в заблуждение: ему кажется, что в этих предметах скрыты какие-то сверхъестественные силы, на самом же деле весь эффект основан лишь на психологическом воздействии на него.

Потому использование амулетов, святой воды и т.д. запрещено изначально. Следует помнить, что амулеты – лишь один из способов преодолеть психологическую неуверенность, и действуют не они сами, а уверенность самого человека в то, что в амулете заключена определенная сила. Поскольку сам человек об этом не подозревает, создается неверное представление о духовном.

Человек воспринимает его в виде тайных сил, заключенных в материальных предметах этого мира, в особых связях букв, в кодах и заклинаниях. Однако следует понять, что лечит в данном случае чувство уверенности, а не сила Высшая.
 Следует помнить, что Высший мир существует по законам свойства отдачи, в нем находятся и действуют только силы и чувства без материальных облачений.

Постичь его человек может, изучая оригинальные письменные источники, а вовсе не посредством применения каких-либо культовых предметов.

Изучая каббалу, я должен буду оставить семью и работу. Согласно каббале человек должен быть тесно связан с этим миром – работать, иметь семью, жить жизнью общества. Данная наука предоставляет человеку полную свободу внутренних поисков, не требуя от него длительного уединения или отказа от исполнения повседневных обязанностей в семье и на работе.

Каббала предписывает ограничения в получении наслаждений. Совершенно ошибочное мнение – в процессе духовного возвышения желание не уменьшается, а увеличивается. Единственное отличие – вы будете чувствовать, как правильно использовать это желание, получая все большее наслаждение (что, в общем-то, и является целью творения).

Следует помнить, что в наслаждении ничего постыдного нет, корректировать нужно лишь намерение (применение желания), а не само желание. Кроме того, никаких ограничений каббала не предписывает.

Ведь исправление происходит в результате воздействия на человека Высшего света изнутри самого человека, а не посредством введения извне насильственных ограничений.

Источник: https://www.molomo.ru/myth/cabbalas.html

Магия и Таро
Добавить комментарий