Восприятие процесса осознания сознания.

Понимание: восприятие и осознание

Прежде, чем понять что-то (точнее — приблизиться к пониманию чего-то) необходимо воспринять и осознать это что-то.

Восприятие может быть честным, когда человек максимально открыт для всего, с чем он сталкивается в своей ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ и ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Для этого ФОКУС ВНИМАНИЯ человека должен находиться в ФОКУСЕ БЫТИЯ (это то, что называется присутствием).

Честное восприятие означает максимально объективную регистрацию максимально возможного числа проявлений ТЕКУЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ.

При этом я не имею в виду, что человек должен под лупой рассматривать каждую мелочь, происходящую вовне или в нем самом. Так можно «за деревьями не заметить леса».

Внимание должно быть «свободно плавающим», фиксирующим как бы все сразу. В этом случае важные сигналы будут вовремя приняты сознанием и «отправлены» на дальнейшую обработку.

Однако очень часто мы имеем дело с так называемым выборочным восприятием реальности. При этом реальность воспринимается как бы через фильтры ОЖИДАНИЙ, желаний или тревог.

Так называемое ЖЕЛАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ заставляет человека воспринимать в реальности признаки того, что он находится на пути к своему желанию. В результате человек воспринимает нередко не реальность, а лишь свою собственную иллюзию, являющуюся как бы «подтверждением» его ФАНТАЗИЙ.

То, чего человек боится или с чем он не хочет столкнуться, напротив, будет как бы отфильтровываться. В результате человек будет игнорировать то, что ему неприятно — его сознание будет «защищено» от негатива.

Или, наоборот, чрезмерное внимание к малейшим признакам неприятностей может заставить человека видеть эти неприятности повсюду (как мы видим у людей, сложных к параноидальному восприятию).

Подозрительность может быть следствием ПРОЕКЦИЙ — бессознательного вынесения вовне собственных страхов и приписывания окружающим собственных негативных свойств.

ОСОЗНАНИЕ также может быть честным или базироваться на самообмане (чаще — бессознательном).

Честное осознание означает осознанную конфронтацию человека с тем, с чем он сталкивается в своей реальности и что имеет значение для его адекватного функционирования.

Поэтому понятна важность осознания как опасностей и препятствий, так и РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и ресурсов, способствующих успешному выбору и принятию правильных решений.

Честному осознанию препятствуют бессознательно применямые ЗАЩИТЫ ОТ ТРЕВОГИ, такие, например, как ВЫТЕСНЕНИЕ или ОТРИЦАНИЕ. В результате все неприятное оказывается недоступным сознанию, не переставая, тем не менее, негативно влиять на жизнь человека, на принятие им решений.

Человек в силах сфокусировать свое внимаение практически на всем, что доступно его сознанию. Поэтому важно осознавать, по меньшей мере, вероятность того, что определенные пласты реальности в силу тех или иных причин сознанию не доступны.

Так как эти невоспринимаемые и неосознаваемые пласты реальности негативно влияют на человеческую психику, то в сложных случаях стоит обратиться к помощи психотерапевта.

Слом дисфункциональных защит будет способствовать восстановлению адекватного функционирования сознания и восприятия, и, в конечном счете, и ВОЛЕВОЙ сферы.

Именно честное восприятие и честное осознание человеком своей РЕАЛЬНОСТИ (включая то, что мы называем РАМКАМИ СВОБОДЫ и МАТРИЦЕЙ СУДЬБЫ) являются предпосылками для постижения (и максимально возможного понимания) им этой реальности.

Это важно для прояснения и понимания человеком своей позиции в отношение реальности, для адекватного и СВОБОДНОГО поведения на основе ОТВЕТСТВЕННОГО выбора РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ во имя реализации ОБРАЗА БУДУЩЕГО и поступательного движения по пути собственного СТАНОВЛЕНИЯ.

Хочу подчеркнуть, что человек ответствен за то, что он воспринимает и осознает.

Так, если из всего массива информации, человек воспринимает и осознает лишь то, что поддерживает его предшествующие УБЕЖДЕНИЯ или добавляют материал для его ИДЕНИТИЧНОСТИ, которая граничит с ГОРДЫНЕЙ (если и не есть сама гордыня), то он существенно ограничивает возможности своего РОСТА и САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, своей ИНДИВИДУАЦИИ.

Нередко и то, и другое, и третье приносятся в жертву кажущемуся уюту и погруженности в группу единомышленников, с которыми человек, порой, и не знаком, но чувствует их плечо в едином строю «своих», противостоящем «чужим». Такой ситуацией пользуются бессовестно те, кто хочет править, опираясь на послушную и безликую массу. Потоки ЛЖИ и пропаганды обрушиваются на головы миллионов людей.

Казалось бы, человек бессилен перед этой обработкой. Но все же именно сам человек выбирает — слушать ли ему именно эти радиорередачи или смотреть ли именно эти телепрограммы. Ведь всегда есть выбор.

Но если человек выбирает источники именно этих зомбирующих мемов, если он предпочитает быть «как все», то это, можно сказать, означает отказ от обязанности думать и быть человеком. В конечном счете, человек, тем самым, «избавляется» от ОТВЕТСТВЕННОСТИ и того, что Ж.-П.

Сартр назвал «приговоренностью к свободе», передавая ее тем, кто получает дивиденды от руководства массой (см., в частности, БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).

По сути, можно говорить о том, что в основе восприятия и осознания лежит ЦЕННОСТНАЯ основа.

Что человек считает для себя более ценным: СТАНОВЛЕНИЕ и БЫТИЕ САМИМ СОБОЙ или растворение в массе во имя повышения САМООЦЕНКИ и коллективного ВООДУШЕВЛЕНИЯ в борьбе с часто выдуманными «врагами»? Ответ на этот вопрос должен дать сам себе каждый человек.

И ответ на этот вопрос даст каждому человеку возможность более ОСМЫСЛЕННОГО и более ответственного ВЫБОРА в пользу честного восприятия и честного осознания и СВОЕГО МИРА, и своего места в мире.

Источник: http://www.strah-i-trevoga.ru/articles/139-fundamentalnye-resheniya/fundamentalnye-resheniya/intellekt/kommunikatsiya-i-yazyk/682-ponimanie-vospriyatie-i-osoznanie.html

Что такое сознание и восприятие?

Зададимся вопросом, почему одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному?

Почему человек с низкой самооценкой воспримет сказанное совсем иначе, чем абсолютно те же слова уверенный в себе человек? Слух тут явно не причем.

Почему кто-то видит прошлое, кто-то будущее? Зрение тут также не причем. Вспомните состояние влюбленности, когда рациональный ум затихает, мир вокруг просто преображается, становясь совсем другим.

А ведь зрение и слух, если провериться у врачей, остались на прежнем физическом уровне.

Попробуем разобраться. При этом необходимо принять, что человек не только его физическое тело и его рациональный ум, а нечто большее (чтобы это понять можно сделать простую технику esotericpl.narod.ru/tehnik/tehnik2-Dateien/Page1154.htm#tu). Как минимум еще его Сознание и его Восприятие.

Мне видится Сознание в виде двух конусов соединенных своими вершинами. С небольшим проходом, как в песочных часах. См. рис. esotericpl.narod.ru/articles/osoz.htm

Ос — осознанность

СС — сознательное

ССКл — коллективное сознательное

ССКм — космическое сознательное

РУ — рациональный ум

БС — бессознательное

БСКл — коллективное бессознательное

БСКс — космическое бессознательное

Сознательное, коллективное сознательное, космическое сознательное — лучше было бы назвать Надсознанием, но так как они все же находится за пределами обычного сознания, а все что там — называется психологами подсознанием, я пометил их как составляющии подсознания.

Восприятие — это чисто энергетический процесс. Дело в том, что буквально все, если разложить до самого основания, состоит из энергий, несущих свою информацию — вибрацию. Сплетаясь в различные комбинации и уплотняясь, эти энергии материализуются. Спектр этих энергий огромен.

Человек состоит из тех же самых энергий, что и окружающий мир. Вы знаете об ауре, так это слабое изображение энергетического кокона, чем и является на самом деле человек. Слабое не потому, что кокон слаб, а потому что очень мало тех, кто может его видеть во всей красе и мощи.

Так вот в этом коконе есть более яркое пятно, содержащее небольшой по сравнению с общим количеством энергий, определенный спектр энергий. Это пятно, называемое Толтеками «точкой сборки» высвечивает тот же небольшой спектр внешних энергий и входит с ними в резонанс, и таким образом кокон-человек воспринимает информацию извне.

Можно это сравнить с пятном света от мощного фонаря ночью. Высвеченное пространство хорошо видно, за чертой света — тьма.

Подтвердить свое видиние Сознания и Восприятия чем-то, что можно «потрогать», мне сложно. Скажу только следующее. О подсознании слышали все, а о «точке сборки» многие.

Основоположник психоанализа Фрейд открыл бессознательное (БС на рисунке), Юнг открыл коллективное бессознательное (БСКл на рисунке), Шри Ауробиндо открыл надсознание (СС, ССКл, ССКм на рисунке), но не был воспринят традиционной наукой.

Некоторые просветленные (некоторые — просто потому, что остальные вообще не говорят) упоминают о личном, коллективном и космическом сознательном и бессознательном, как совершенно о разных сторонах чего-то целого. Некоторые — о человеке как, магической, вселенской сущности, сотканной из всевозможных энергий.

Как видно из рисунка, человеческий рациональный ум (РУ) занимает незначительное место во всем сознании, хотя современный человек просто зациклен только на нем и не придает значения остальным составляющим Сознания. Рациональный ум великолепный инструмент (не хозяин!).

В паре с личным бессознательным (БС) он проявляется как эго, давая понять человеку, что он личность, индивидуум, разделяет всё и раскладывает по полочкам. В бессознательном (БС, БСКл, БСКс) заложены механизмы управления органами физического тела, защитные и прочие рефлексы и все программы поведения.

За исключением механизмов, отвечающих за работу нашего тела и некоторых безусловных рефлексов, все — мусор. Это может подтвердить любой психоаналитик. Но мало кто признает, что все это наработано человечеством, каждым из нас, за века, за многие жизни.

В надсознательном (СС, ССКл, ССКм) напротив, находится все необходимое и так страстно желаемое: прозрение, озарение, интуиция, ответы на все вопросы, сверхвозможности и сверхспособности.

Сознание и восприятие нельзя разделять, как впрочем, и все остальное, ум и тело, сознание и подсознание, тело и душу, дух. Все это только вместе Человек! Просто здесь я рассматриваю только две составляющие целого.

Для простоты понимания взаимосвязи восприятия и сознания поместим во внутрь песочных часов некую точку, напрямую связанную с точкой сборки, условно ее можно назвать точкой восприятия окружающего мира или действительности, как мы опрометчиво считаем воспринятое нами — действительностью. И если органы чувств здесь не причем, то получается, что мы видим, слышим, осязаем и осознаем только то, что позволяет нам эта точка восприятия.

Действительно, если эта точка находится в зоне рационального ума, мы воспринимаем физический мир, апеллируем логикой. Если она перемещается в низ в бессознательное (БС), человека накрывает волна эмоций, если в осознанное состояние (ОС) — идут простые решения текущих задач, некоторые проблески интуиции.

Если точка восприятия заглядывает в зону сознательное (СС), то интуиция усиливается, приходят открытия, озарения. Если точка восприятия легко перемещается из осознанности в сознательное, то этот человек поистине мудр.

Если точка восприятия застревает в бессознательном, то человек становится попросту психически больным, если — в надсознательном, то такого человека мы называем не от мира сего. Это крайности.

У абсолютного большинства людей точка восприятия находится в рациональном уме, изредка перемещаясь по зеленой зоне и практически всегда контактирует с бессознательным, черпая от туда много ненужного.

Конечно у каждого свое положение точки восприятия, свой спектр, поэтому, сколько людей, столько мнений.

Поэтому общение с одними людьми, спектры сходны, нам дается легко, с другими, спектры значительно разнятся, — наоборот.

Но все же понятно, для полноты нашей жизни нужно высветить как можно больше пространства вокруг себя — менять при необходимости наше восприятие. То есть легко перемещать точку восприятия, особенно в область надсознания. Там настоящая эволюция человечества.

К сожалению, прогресс, или лучше сказать регресс, человеческого общества лишил ее подвижности. Даже в пределах обычного сознания (зеленая зона) перемещение точки восприятия затруднено из-за узкого прохода, (а когда-то он был широким и надеюсь, будет).

Отсюда все проблемы, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Из выше изложенного понятно, что для улучшения нашей жизни (это как минимум), для получения сверхспособностей, для направления эволюции в нужном направлении (это как максимум) необходимо сделать две вещи.

Первое, очистить свое бессознательное от мусора, чтобы он не мешал механизмам жизнедеятельности и полезным рефлексам выполнять свою работу.

Второе, научиться удерживать свою точку восприятия в зоне осознанности и сдвигать ее по необходимости на нужное время в зону рационального ума или в зоны надсознания.

Очисткой бессознательного от мусора занимаются психоаналитики и психотерапевты. Без особого успеха.

Вычерпывая чайной ложкой мусор, накопленный в текущей жизни, из ближайшего слоя бессознательного, не учитывая прошлых жизней пациента, не говоря уже о коллективном и космическом бессознательном.

Для очищения подсознания без «глубокого бурения» и «влезания в душу» существует эффективный метод. Это катарсисные* техники, разработанные Ошо, в частности «Джиббериш» и «Не-ум». «Джиббериш» проще, но ни менее эффективен. Эти техники можно усилить медитативными техниками прощения.

Менять свое восприятие сложнее. И не так сказать технически, а по времени, из-за уж очень устоявшейся за многие жизни привычки этого не делать. Мусор в бессознательном и социальная обусловленность также будут задерживать, особенно тех, кто в прошлых жизнях вовсе не имел представления об особых состояниях осознания или отрицал их.

В психологии особыми состояниями осознания называют то, что в данной статье является переходом точки восприятия из зеленой зоны в другие зоны сознания. Здесь сразу хочу предупредить, что наркотики не приемлемы. Помимо вреда физическому телу, вероятность «застрять» в бессознательном (именно в бессознательном, а не в надсознательном) слишком велика.

Сами судите, что это принесет человеку. Об этом, кстати, предупреждают Толтекские Нагвали Пути Свободы. Дыхательные упражнения, ведущие к измененному состоянию осознания, чтобы ни навредить здоровью, необходимо делать только под руководством настоящего Учителя, а не самостоятельно или под руководством неопытного болтуна или безответственного шарлатана.

Прийти к возможности руководить своим восприятием можно через духовные практики. Все они в конечном итоге подводят своих приверженцев к одному и тому же, к умению находиться в осознанности, а потом к умению менять по надобности свое восприятие.

Выбирайте, практикуйте, если вы хотите выбраться из своего надоевшего мирка. Я советую научиться медитировать по настоящему. На мой взгляд, это самый короткий и эффективный путь.

*Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/authors/petr51/posts/12154/

Осознание — это что такое? Понятие, развитие процесса осознания

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, осознание жизни, бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида – это осознание. Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание – это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание – это:

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание – это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание – это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности, например, то вопросы «как делать?», «что делать?» не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная проблема осознания. При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего внутреннего состояния.

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях – эмоциональном, физическом, ментальном – осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода «поворотом внутрь себя». Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна – научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. – трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного «Я», своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Вопросы осознания «своего Я» довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок («автоматических мыслей») либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом «Я-опытом».

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, «Я-опыт» постепенно трансформируется в «Я-концепцию». У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное «Я»

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное «Я» формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным «Я».

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. Степень тревожности будет зависеть от уровня угрозы для «Я-структуры».

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность «Я-структуры», в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей «личность-явление-заболевание»;
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать искренние чувства к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями.

Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений – основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства.

Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик.

Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Источник: http://.ru/article/338768/osoznanie---eto-chto-takoe-ponyatie-razvitie-protsessa-osoznaniya

Развитие восприятия и пробуждение сознания

Развитие восприятия — это приятие жизни на все более тонком уровне. Мы живем в “матрице”, которая накладывает на наше ощущение жизни ограничения, рамки, шоры, создающие своеобразный буфер между нашим восприятием и чистой реальностью.

Этот буфер кардинально искажает истинное положение дел и препятствует развитию восприятия жизни. Такое положение дел существует потому, что реальность в сущности представляет собой не обусловленный хаос, насквозь пронизанной вечностью, бесконечностью и еще чем-то, неподдающимся никаким объяснениям.

И от этого чего-то, не будь у разума вышеупомянутых рамок, его разорвало бы на части.

Вследствие ограниченного восприятия, человек воспринимает мир системно. Это связано с тем, что человек, будучи еще относительно «молодым» (малоразвитым) существом, не способен увидеть реальность такой, какой она является «на самом деле». Развитие восприятия приближает нас к истине.

Система, которой обусловлено развитие восприятия действует через комплекс бесчисленных ментальных моделей, вытекающих в иллюзию осведомленности. Человек почти никогда не сомневается, что он осведомлен о том, что происходит на самом деле.

Ему кажется, что все основные вопросы его существования в реальности очевидны и разрешены по умолчанию. И поэтому человек предается вторичным следствиям тотально.

Не понимая, кем он является, где он, откуда пришел, сколько и в каком теле просуществует, куда пойдет, он парадоксальным образом, в большинстве случаев даже не склонен об этом задумываться.

Сознание обывателя крепко спит. Он не видит реальность, и не задумывается о развитии восприятия, т.к. единственный вид развития, который человек знает — это развитие интеллекта. Обыватель погружен в матрицу иллюзии человеческой жизни.

Ему гораздо важней, что думают о нем другие спящие люди, чем то, кем он в действительности является. Ему важен курс валют, социальный статус его ложной личности, что будет на ужин, какой фильм он посмотрит, или в какую игру поиграет, две бутылки пива, или три, размер премии и т.п.

У него нет стимулов для развития восприятия и пробуждения сознания, он даже не подозревает, что это возможно.

Чистое восприятие реальности от человека закрыто рамками матрицы. Все, что человек видит – образы его собственного ума. Каждый образ отражает бесконечно малое, и обеспечивается определенным словесным ярлыком.

Все, что не входит в систему восприятия мира, обывателю кажется невозможным, невероятным, если он это видел, и просто вымыслом, если об этом рассказывают.

Иногда происходит процесс, в психологии называемый «вытеснением», когда увиденное чудо попадает в подсознание и вспомнить происшедшее человек не может, либо вспоминает уже позже (по мере развития восприятия) в зрелом, подготовленном состоянии.

Интернет, СМИ, болтовня, да и вообще все вокруг в реальности человека создает и поддерживает иллюзию осведомленности.

Поэтому внимание направлено на глубоко вторичные, иллюзорные проблемы, которые в большинстве случаев вообще не имеют никакого отражения в объективном мире.

По-настоящему осведомлен лишь тот, кто достиг успеха в развитии восприятия реальности, кто превзошел неведение, чей разум просветлен и вышел за рамки буферов подсознания.

Карлос Кастанеда косвенно говорит о системном восприятии мира как о «делании» мира. Каждый «делает» свой собственный мир. «Делание» можно проследить в любом явлении, воспринимаемом нами. К примеру, кружка — это кусок стекла, который мы «делаем» кружкой лишь потому, что у него определенная, подходящая и привычная для нас форма.

Картина представляет собой ворох пятен, которые наш разум “делает” конкретными, понятными ему формами. Во времена Возрождения, «делание» (программирование в своей психике) женщин красивыми сопровождалось наличием у них весьма пышных форм. Сейчас красивыми считаются, как правило, более стройные фигуры.

Развитие восприятия подразумевает освобождение от автоматического “делания” реальности.

«Неделанием», нарушением системного восприятия в данных обстоятельствах является неотождествленный взгляд на красивые формы, как на совокупность разного рода материи. Подобное растождествление может оказаться болезненным, но впоследствии избавит человека от многих иллюзий и неоправданных беспокойств.

Однако по сути, «неделание», является простым устранением ментальных иллюзий, устранением мысленных проекций прошлого опыта в реальность настоящего момента на пути развития восприятия. Чтобы избавиться от иллюзий подойдет мягкая практика созерцания.

Концентрация, медитация, созерцание и осознанность являются лучшими методами развития восприятия.

На определенном этапе неделание проявляется в абсолютно не фиксированном, безопорном существовании, когда вы осознаете, что вы ничего не знаете. И в то же время вам открываются настоящие тайны, суть всех явлений за пределами мысли.

Это парадоксальное существование, когда вы в каждый миг словно рождаетесь и умираете, воспринимая реальность, как в первый раз, с полным вниманием, как новорожденный ребенок. Неделание играет ключевую роль в развитии восприятия.

Вспомните свой первый оргазм. Первые несколько раз он может казаться невероятным, затем даже это переживание, вызванное действием полового центра, человек неизбежно впишет в свою картинку мира, как еще одно, чем-то объяснимое явление социального общества.

Когда ребенок находится на этапе социального становления и еще не является полноценной личностью, процесс системного восприятия реальности еще только приобретается, чтобы упорядочить развитие восприятия из хаотичного в “системное”. В это время впервые появляются мысли, облекаемые в слова, которые закрепляют точку сборки восприятия определенным образом. Взрослые настраивают развитие восприятия ребенка на всеобщую коллективную визуализацию социального мира.

Все это сопровождается ростом эго, ложных личностей и ростом всевозможных иллюзий, т.к. воспринимаются лишь свои системообразующие мысли о реальности, но не сама реальность. Развитие восприятия становится, что называется шаблонным.

Скука и всевозможные депрессии, как правило, возникают, когда сознание уже как бы шире той системы, которую оно воспринимает на данный момент. Тогда, пережив разочарование, вы постепенно открываетесь для новой реальности.

Если сознание еще не готово, а система уже нарушена, человек может сойти с ума, могут появиться бесконтрольные мысли, страхи, беспокойства, как это случалось с некоторыми неосторожными мистиками, перепрыгивающими ряд ступеней развития восприятия.

Поэтому самое главное — это осознанность, трезвость и ясность вашего сознания. Именно этот аспект необходимо развивать в первую очередь, и благодаря этому способности проявляются спонтанно.

А не как у некоторых магов — от обратного, когда развиваются способности, а неподготовленное восприятие «догоняет» новую реальность, не всегда подстраиваясь адекватно.

Шаблонное восприятие, «делание» ограничивается мыслями, с которыми мы отождествляемся. Мы привыкли думать и беспокоиться о чем угодно, кроме самых важных вещей. Хотя и на уровне мысли есть лазейки за их собственные пределы в развитии восприятия. Эти лазейки представляют собой утверждения, или вопросы, которые Вам необходимо прочувствовать.

Если Вы находите на них ментальные, логические ответы – это иллюзии, игры разума. Таких ответов может быть бесконечное множество. Но истинный ответ приходит как ощущение. Чтобы ответ пришел, все, что нужно сделать – это понять сам вопрос. Если Вы поймете вопрос, Вы прочувствуете ответ. Вопрос сам по себе уже содержит ответ.

Вопрос – это зерно ответа.

Что такое ощущение «я»? Что такое восприятие? Как устроено восприятие? Что значит развитие восприятия? Как приходят мысли? Где зарождаются мысли? Почему эмоции ощущаются в груди, в горле или в области живота? Можно ли их контролировать? Как происходит выбор? Можно ли ощутить бесконечность? Что такое время? Что такое пространство? Почему реальность вообще существует?

Источник © Игорь Саторин»,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Раман»,»date_published»:»2018-04-22T14:12:00.000Z»,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://makro-mikro.blogspot.com/2012/04/blog-post_09.html»,»domain»:»makro-mikro.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ие восприятия — это приятие жизни на все более тонком уровне. Мы живем в “матрице”, которая накладывает на наше ощущение жизни огранич…»,»word_count»:1042,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://makro-mikro.blogspot.ru/2012/04/blog-post_09.html

Осознанность памяти и понимание процессов мышления

Осознанность памяти и понимание процессов мышления

(Текст №2 тема «Сфера разума. Осознанность»)

Осознание процессов собственного мышления необходимо для выявления стереотипов, проявлений рефлекторного мышления на основе инструкций, усвоенных с детства. Осознание различия между знанием и пониманием позволяет выделить и понять главное – человек опирается на знания и представления, опыт, и только при крайней необходимости формирует новации.

Такой механизм мышления сформировался эволюционно, когда хранение и приумножение практического опыта выживания и жизнедеятельности повышало безопасность жизни и ограждало от ошибок.

Значительный этап биологической эволюции человеческого вида заключался в жесткой селекции, когда животная управляющая система для самосохранения особи и вида опиралась на выверенный опыт многократно повторенных действий с определенным результатом.

Это было важно для расширения условно-рефлекторной части ИРБ, необходимой для более полной адаптации человеческого вида в условиях выживания силовым путем на основе программ и реакций ИРБ.

Направленность эволюционного процесса вела к усложнению задач выживания, а расширенное воспроизведение вида требовало в каждом цикле хранения и приумножения навыков и практического опыта. Высоко ценились знания и навыки, практика их применения на основе запоминания и многократного повторения.

По мере формирования результатов практической деятельности, начиная от охоты, войн и заканчивая обустройством жилища и организацией совместных действий в сообществе людей, формировались знания, которые можно было передать следующему поколению.

Ценность памяти, способной воспроизводить знания и необходимую информацию для отработки навыков была очень высокой. Это стимулировало сознание человека для познавательной инициативы, но лишь в тех случаях, когда готовых ответов не было или они были вне сферы знаний и понимания.

Знания начали хранить на стенах пещер, на табличках, на бересте, папирусе и т.п. Обращение к таким знаниям требовало времени и иногда весьма протяженных перемещений, что вело к постоянной востребованности иметь информацию для практических действий и извлекать ее из собственной памяти.

Так на рефлекторном и организационном уровне жизни был закреплен особый приоритет памяти и знаний, а мышление строилось с опорой на память и умение быстро и точно воспроизводить информацию из нее.

По мере развития человеческого сообщества сфера знаний и навыков расширялась, возрастали объемы информации, которые надо было хранить в памяти.

От простейших навыков и примитивного опыта человек стал переходить к задачам понимания явлений и процессов, происходящих в окружающем мире и в сообществе людей.

Такая эволюционная направленность развития на основе самосохранения особи и вида привела к более активной работе структур мозга и их развитию.

 Итак, знания всегда передаются на основе речи, буквенной, цифровой, графической и т.п. информации и несут определенный результат деятельности.

Понимание это сложный процесс генерации умозаключений с использованием некоторых исходных базовых знаний.

Понимание нельзя передать, но можно создать условия, смысловую мотивацию и подготовить информацию (знания) для этого процесса.

Результатом понимания как процесса восприятия, обработки информации, генераций умозаключений и выводов являются знания в том или ином виде, требующие практической проверки и коррекции.

Рефлекторно-инструктивный характер мышления человека формировался эволюционно на основе определенных требований исполнения общих правил жизнедеятельности, поведения и отношений.

На протяженном этапе биологической эволюции это позволяло человеческому сообществу выживать и расширять сферы своей жизнедеятельности, отношений, познания реальности.

Поэтому в механизмах мышления человека всегда используется правило — после восприятия и получения информации до последнего момента использовать готовые решения, методы и практику из памяти или из внешнего мира.

Особое место здесь занимают стереотипы, которые современная наука определяет, как чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт личностного общения и личностных взаимоотношений людей. Стереотип служит задаче облегчения восприятия и понимания сложных процессов. Стереотип использует пласт памяти и навыки рефлекторно-инструктивного мышления, выработанные эволюционно.

Для ведения жизни от ВК целесообразно опираться на следующие идеи для коррекции процессов воспоминаний и повышения осознанности всего, что хранит память. Необходимо отметить следующее.

  1. При срабатывании стереотипа не задействуются высокоорганизованные уровни сознания (ВК) на основе смыслового восприятия.

  2. Мышление опирается на память и готовые логические конструкции инструктивного характера.

  3. При воспоминании срабатывает, если нет контроля ВК, не только фактическая память, дающая информацию для анализа и изучения причин и следствий прошедших событий и действий. Если нет контроля от ВК, то воспроизводятся и психофизиологические состояния, соответствующие прошедшим событиям, конкретным воспоминаниям.

  4. Зачастую срабатывают ассоциативные связи и аналогии, которые формируют цепочки отвлечений внимания сознания с многократным его переключением от одного события или факта к другому.

  5. При отсутствии контроля от ВК и отсутствии смыслового запроса на воспроизведение информации из памяти человек «теряет нить», и воспоминания приобретают спонтанно-хаотичный характер. При этом лимбическая система выходит из равновесия, что соответствует воспроизведению эмоциональных переживаний, связанных с воспоминаниями.

В результате, даже если была логически-смысловая мотивация для воспоминаний с целью изучения прожитого опыта и совершенных ошибок, то эта мотивация разрушается, что снижает уровень осознанности процессавоспоминаний. Психоэмоциональные реакции начинают стимулировать процессы переключения внимания сознания с одного воспоминания на другое с постепенным завершением генераций логических умозаключений и выводов.

Для оптимизации процесса осознания пройденных этапов жизни, анализа внутренних состояний и действий, а также для управления вниманием сознания при решении задач ведения жизни необходимо воспроизведение информации из памяти контролировать от ВК, а сами воспоминания не должны быть спонтанным и хаотичным процессом, порождающим психофизический дисбаланс.

Целесообразно помнить, что при срабатывании стереотипа происходит формирование ускоренного отклика, и человек, зачастую, не контролирует ход своих мыслей в неосознанной устремленности обеспечить ответ на информацию извне.

Для ведения жизни под управлением ВК необходимо воспроизведение из памяти любой информации осознавать, имея четкий ответ на вопрос «Что я осознаю в текущий момент времени? На каких воспоминаниях остановилось внимание сознания и почему?»

 Целесообразно помнить, что мозг не в состоянии генерировать смысловую мотивацию обращения к памяти без инициативы со стороны сознания человека. Человек должен ее (смысловую мотивацию) формировать сам, не отвлекаясь на то, что память может давать без смыслового запроса от ВК.

Воспроизведение информации из памяти требует дисциплины ума и понимания смысла, цели и значения воспоминаний, включая восприятие внутреннего состояния в самоощущениях.

Когда человек решает какую-то сложную задачу и по ассоциации с чем-либо начинает воспроизводить какую-либо информацию из памяти, это означает, что контроль со стороны ВК неустойчив.

Здесь важно, на наш взгляд, помнить, что в среднем непрерывно-логическая работа сознания нарушается при переключении внимания сознания более двух раз на отвлечение. Нужно осознание момента концентрации внимания сознания на объекте из памяти.

Практика рассмотрения режимов работы мозга показывает, что попытка человека пребывать в состоянии безмыслия хотя бы одну минуту зачастую не удается. Большая часть «всплывающей информации» в сфере сознания идет из памяти при неконтролируемом процессе обращения к ней.

В связи с этим необходимо контролировать, осознавать момент «всплытия» информации и уводить ее на периферию внимания, не концентрируясь и не переключаясь на нее с главной задачи.

Таким образом, осознанность процесса воспоминаний – сложная задача самокоррекции и развития и является составляющей частью осознания человеком механизмов своего мышления и выявления в нем стереотипов.

Осознанность в данном случае является показателем процесса преобразования образа мыслей и понимания необходимости избавляться от стереотипов мышления и бессистемного обращения к собственной памяти.

Практическая сторона работы по коррекции собственного восприятия и мышления заключается в следующем.

Целесообразно иметь перед глазами понятую и сформулированную задачу, представленную в виде определенной целостной схемы, в виде некоторого смыслового вектора, которому подчиняется ход мыслей и обращение к памяти.

Целесообразно помнить, что управление от ВК обращением к памяти позволяет производить процесс формирования умозаключений, анализа стоящей задачи и выводов последовательно-параллельно, не утрачивая целостной картины стоящей задачи.

Это означает, что отвлечение, спонтанное воспроизведение из памяти информации и связанных с ней внутренних психоэмоциональных состояний не пропускается ВК, который управляет направленностью хода мыслей и вниманием сознания человека.

Опора на целостную картину стоящей задачи, понимание ее смысла и значения позволяют выполнять генерации умозаключений и выводов без отвлечений внимания сознания. Желательно контролировать направленность хода мыслей от ВК путем чередования в ходе размышлений и построения умозаключений внутренних состояний созерцания и рассуждения.

Осознанно формируя фазу созерцания в безмыслии, человек абстрагируется от всего, что может привлекать внимание и порождать ассоциации.

Притормаживание коры мозга в ходе созерцательной фазы позволяет лучше подготовиться к следующему шагу – рассуждению, изучению вариантов решения и формированию выводов в отношении приемлемых путей решения изучаемой проблемы.

Практическая сторона коррекции механизмов восприятия и мышления, связанных с неосознанностью памяти и стереотипами, заключается в систематическом рассмотрении привычной практики восприятия человеком процесса воспоминаний и, в целом, информации о прошлом.

Целесообразно помнить, что рефлекторно-инструктивные механизмы мышления никак не связаны с самостоятельной, инициативной работой сознания.

Они, скорее, блокируют эту работу, закрепляя низкий уровень осознанности человеком своего прошлого и причин сложившихся проблем в настоящем.

В связи с этим, целесообразно с интервалом в 30-40 минут контролировать от ВК уровень концентрации внимания сознания и изучать причины переключения внимания сознания от главной смысловой задачи на ее периферию, на воспоминания и возникшие ассоциации.

Целесообразно использовать зрительный тракт для поддержания в нужном русле внимания сознания. Это достигается путем использования схемы стоящей проблемы, условий задачи, которые находятся в поле зрения человека (как говорится, «лежат перед глазами»).

Использование медитативной релаксации для наработки навыка формирования фазы созерцания и «полного безмыслия» позволяет наработать навык не только снятия избыточных напряжений (в основном), но и более тонко контролировать «самопроизвольно всплывающую» из памяти информацию без смыслового запроса на нее от ВК. Спонтанность и хаотичность воспоминаний существенно снижается, когда человек осознанно чередует темы своих размышлений и занятий и имеет план собственного процесса деятельности.

Поэтому решение поставленной задачи по повышению осознанности памяти и пониманию процессов собственного мышления связано с упорядочиванием и организацией жизненного процесса и возобновлением необходимого в каждой сфере жизни для ее ведения.

Отсутствие порядка в целях и задачах, отсутствие осознанного главного вектора, направленности жизненного процесса является причиной не организованных и хаотичных по своему характеру воспоминаний.

Воспоминания для ведения жизни имеют значение, когда человек анализирует пройденное, извлекает уроки из ошибочных решений и действий и не повторяет их в настоящем.

Такая задача может быть смысловой мотивацией для ежедневной практики управления вниманием сознания и воспроизведением из памяти информации, касающейся прошлого, понятий, знаний и представлений личности.

Источник: http://www.psystan.ru/blog/osoznannost_pamjati_i_ponimanie_processov_myshlenija/2016-07-12-393

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть