Воскрешение мёртвых

Воскресение мертвых

Воскрешение мёртвых

Воскресе́ние мёртвых – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).

Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.

В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом.

Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24-29; 8:51).

Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами.

Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру.

Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.

Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3:20-21).

«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая.

Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св.

Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф. 13:43). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3:20-21), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43)». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».

По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники.

Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение.

По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

***

Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».

«Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп.

 Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».

***

См. ИИСУС ХРИСТОС, ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, СТРАШНЫЙ СУД, АД, РАЙ, ВЕЧНОСТЬ

алфавитный указатель

«В наши дни очень трудно обратить необразованного человека, потому что ему все нипочем. Популярная наука, правила его узкого круга, политические штампы и т.п.

заключили его в темницу искусственного мира, который он считает единственно возможным. Для него нет тайн. Он все знает.

Человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной».
Льюис К. С.

Единственная польза от здешней жизни здесь в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого.
cвт. Григорий Богослов

Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.

Источник: https://azbyka.ru/voskresenie-mertvyh

Воскрешение мертвых людей. Вечная жизнь. Вторая смерть

Воскрешение мертвых людей. Вечная жизнь. Вторая смерть

Мы уже не раз в этой книге перечисляли задачи, которые входили в миссию Иисуса: показать характер Создателя, примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха… А самой главной Его целью было отдать Свою жизнь вместо многих людей, чтобы дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти:

«Сын Человеческий … пришел … чтобы … отдать душу (жизнь. – Прим. авт.) Свою для искупления многих» (Мар. 10:45).

«Ныне … видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который … был унижен …, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:8,9, см. также Мф. 20:28, Ин. 12:27).

Тема предстоящего воскрешения людей из мертвых является лейтмотивом всего Нового Завета. Согласны с этим большинство популярных христианских конфессий. Например, в программе «Слово пастыря» на 1 канале российского телевидения 19 апреля 2008 г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда еще метрополитом Калининградским, назвал весть о воскрешении «центром всей миссии Христа Спасителя». Все четыре Евангелия и послания апостолов просто пронизаны вестью о предстоящем воскрешении людей.

О воскрешении в Новом Завете говорится около 150 (!) раз, а словосочетание вечная жизнь употребляется около 50 (!) раз. Текстов о воскрешении и последующей жизни вечной так много, что не возможно, да и нет смысла их все цитировать в рамках этой книги.

Далее, размышляя о смерти, аде, рае и собственно воскрешении, мы будем приводить некоторые из этих стихов.

Очень важно понять, что весть о воскрешении была не нова для иудеев, так как ветхозаветное Писание не раз говорило о пробуждении людей после смерти:

«Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. Иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:1,2,13).

«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27)

«Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37:5,6, см. также Иов 42:18, Иез. 37:12).

Многие иудеи, современники Иисуса, хорошо знали вышеуказанные тексты Писания. Поэтому они еще до благовестия Иисуса и апостолов ждали предстоящее воскрешение. Это явственно следует из диалога Иисуса и Марфы и некоторых других текстов Нового Завета:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23,24, см. также Деян. 23:6-8).

Из данного стиха хорошо видно то, о чем мы уже говорили в предыдущих главах: воскрешение — это не переход человека после смерти в рай, а его пробуждение из могилы в последний день истории Земли. Об этом прямо возвещал Иисус:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29).

Еще раз обращаем ваше внимание, дорогой читатель, что Библия говорит о второй бессмертной жизни человека только по отношению к тем людям, которым предстоит воскреснуть для жизни вечной, а другие люди после воскрешения по решению справедливого Суда будут уничтожены, то есть преданы второй смерти:

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11).

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:12,15,14).

Также акцентируем ваше внимание на том, что в вечной жизни человек будет не в виде эфемерной субстанции, а в теле. То есть при Втором Пришествие Иисуса Христа состоится процесс, схожий с начальным актом творения и людям будут даны новые нетленные тела:

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53).

«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3:20,21).

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:13-17, см. также Рим. 8:11, 2 Тим. 1:10).

Я думаю, с вознаграждением все понятно: достойные люди получат жизнь вечную в новом нетленном теле. А что из себя будет представлять погибель остальных? Иисус не раз предупреждал о неминуемом наказании грешников в геенне огненной.

Источник: http://apologetica.ru/kniga/15-4.html

Что такое воскрешение из мертвых? — вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru

Что такое воскрешение из мертвых? — вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru

Уважаемый Александр,

Определение

Вера в воскрешение из мертвых (Тхият а-Метим) является одним из фундаментальных понятий иудаизма и входит в известные «Тринадцать основ веры», установленные Рамбамом[1].

В Пятикнижии (Хумаше) воскрешение упоминается только намеком, но в книгах пророков о нем говорится явным образом. Так, в книге Даниэля (12:2) сказано: «И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни — для вечной жизни, а другие — на поношение и вечное омерзение».

Определение этого понятия просто — повторное воссоединение души и тела после того, как смерть разлучила их. Вопреки материализму, который видит в смерти конечную стадию функционирования и бесповоротное исчезновение человека, Тора раскрывает нам, что смерть — это всего лишь временный этап.

То, что человеческая душа по самой своей природе бессмертна, принимали также многие нееврейские философы, но Тора сообщает нам, что вечная жизнь уготовлена не только душе, но и телу! И хотя им предстоит длительная разлука после смерти, это только временная стадия, необходимая и телу, и душе для их повторного воссоединения, когда они вместе обретут вечную жизнь!

Это общее определение, но для более глубокого понимания, а также для того, чтобы выяснить роль воскрешения из мертвых в глобальном плане Творения, нам необходимо вкратце затронуть несколько других фундаментальных понятий.

Цель Творения

Главной целью всего Творения является желание Творца воздать Свое благо венцу Творения — человеку[2]. Однако для того, чтобы быть способным воспринять это благо, человеку необходимо сначала должным образом себя к этому подготовить.

Поэтому для реализации Высшего плана были заведомо сотворены два мира, или два этапа Творения: мир нынешний — место и время для служения и самоподготовки, и Мир Грядущий (называемый также Будущий Мир) — место и время для должного воздаяния.

Два этих мира противоположны по своей природе: материальный мир — это мир тьмы, мир сокрытия, поскольку он скрывает истинную реальность Творца и Его присутствие, в то время как Мир Грядущий, напротив, является миром света и раскрытия Высшей реальности.

Наш мир подобен испытательному полигону, в котором, в силу сокрытия реальности Творца, у человека появляется свобода выбора склонить себя в ту сторону, которую он сам изберет.

А Мир Грядущий — это производная из мира нынешнего, там каждый получит полагающееся ему воздаяние, согласно тому уровню подготовки, которого достиг на первом этапе.

Важно подчеркнуть, что Высшая Мудрость установила определенное время этапу служения, тогда как этап воздаяния не ограничен временными рамками, т.е. награда и наслаждение человека в Мире Грядущем — бесконечны!

Истинная сущность «вознаграждения» в Мире Грядущем непостижима для человеческого разума, находящегося в рамках этого мира.

Даже пророки, которым были открыты многие глубинные явления и процессы, не удостоились четкого представления об этом периоде.

Но в общем известно, что речь идет о своего рода приобщении к совершенству Самого Творца, что является наибольшей из наград и наивысшим из наслаждений, не входящим ни в какое сравнение с какими бы то ни было наслаждениями материального мира.

Исходя из этого, и само служение (подготовка) в этом мире заключается в достижении близости Творца на том уровне, который позволяет сокрытие этого мира. В обретении этой близости и заключается суть изучения Торы (постижения Воли Творца) и исполнения заповедей.

Грядущий Мир — для души или для тела?

Но для кого предназначена награда Мира Грядущего — для души или для тела?! На первый взгляд, ответ кажется очевидным — конечно для души, ведь именно она и есть сам человек — частичка Всевышнего, а тело — не более чем вспомогательный элемент, позволяющий душе «спуститься» в материальный мир и тем самым «заработать» полагающуюся ей награду. Когда же этап служения придет к концу, необходимость в теле исчезнет.

Несмотря на то, что в этом подходе есть определенная логика, Высшая Мудрость постановила иначе! Один из фундаментальных принципов управления миром — это воздаяние мерой за меру (мида кенегед мида).

А поскольку без тела у души не было бы возможности служить Создателю и достигнуть совершенства, т.е.

своей доли в Мире Грядущем, награда за эти достижения полагается им обоим — как душе, так и телу![3]

Однако, вместе с этим понятно, что состояние тела в Мире Грядущем будет кардинально отличаться от его состояния сегодня.

Не только человеческое тело, но и все мироздание в целом пройдет преображение и возвышение, подобающее уровню раскрытия реальности Творца.

Поэтому сказано в книгах, что уровень духовности будущего тела будет подобен нынешнему уровню души(!), а сама душа также неимоверно возвысится по сравнению с ее состоянием в этом мире.

Назначение смерти

Но тогда возникает правомерный вопрос: зачем же вообще нужна смерть? Почему после этапа «служения» человек не может перейти на стадию «воздаяния», как он есть — душа вместе с телом?

Ответ на этот вопрос мы находим в первой главе Торы — Берешит. Из сказанного там следует, что понятие «смерть» вошло в мир только в результате первородного греха Адама и Хавы.

Всевышний заповедал им не есть от плодов «Дерева познания добра и зла», и если бы они не нарушили запрета, то остались бы бессмертными, и по окончанию этапа служения при жизни вошли бы в Мир Грядущий, чтобы продолжить свое существование на веки веков[4].

Душа воздействует на тело и возвышает его, и они вместе постоянно «поднимаются» на все новые и новые ступени совершенства и наслаждаются близостью Творца.

Однако грех Адама в корне изменил ход событий! Избрав нарушить Высшую волю, он отдалил себя от Создателя и приблизился к «силам зла», которые как бы вошли в саму его натуру, что многократно усилило негативное влияние тела и усложнило путь к исправлению и должному совершенству.

Более того, это привело к тому, что для полного «очищения» тела и его готовности примкнуть к душе в ее бесконечном путешествии в Мире Грядущем, оно должно будет пройти процесс разложения и деформации, и только после этого сможет быть отстроено заново и готово принять целительное воздействие души.

Та же участь постигла и мир в целом: все мироздание не сможет сразу же перейти в состояние Мира Грядущего, без промежуточного этапа, на котором мир вернется в свое первозданное хаотичное состояние, подобное тому, в котором он пребывал в начале Творения (см. начало гл. Берешит). И только после этого Творец обновит его и подготовит к этапу Своего раскрытия[5].

Исходя из этого, смерть — это не просто наказание, а необходимая стадия на пути к исправлению[6]. Творец по своей доброте дал Адаму и всему человечеству возможность «вернуться обратно», исправить содеянное и заново взойти на оставленный пьедестал.

Также и сама душа все время своего пребывания в низменном теле слаба и не способна функционировать на полную мощность. И только в мире душ, освободившись от оков материальности, она возрождает свои силы и готовится к новой «встрече» с очищенным телом, чтобы еще больше возвысить и приподнять его[7].

Это то, что было сказано выше — путь к исправлению первородного греха лежит через стадию смерти — временной разлуки души и тела, необходимой для подготовки их обоих к новому воссоединению.

Суть воскрешения

Сейчас мы готовы вернуться к нашей главной теме — воскрешению из мертвых. Исходя из всего сказанного, проясняется суть и смысл этого явления. Воскрешение из мертвых — это «входной билет» в Будущий Мир.

Души всех поколений, пройдя испытательный период в этом мире, оставили свои тела на очищение в земле и «поднялись» в мир душ в ожидании конечной стадии награды. В самом конце этого мира тела в очищенном виде будут отстроены заново, чтобы дать возможность душам вернуться в них.

Тогда-то душа возвысит тело на должный ему уровень, и таким образом вместе они войдут во врата Мира Грядущего[8].

Каким образом произойдет воскрешение

Но как следует понимать, что при воскрешении тело будет отстроено заново, ведь многие тела уже давным-давно разложились, а сколько из них было предано огню и воде, так что не осталось от них никаких останков?

Ответ на это дает Устная Тора! Там сказано, что на самом деле тело не исчезает бесследно! Как говорилось выше, смерть вошла в мир из-за запретного наслаждения от «Дерева познания добра и зла», но вместе с этим Творец хотел дать Адаму возможность исправить ситуацию.

Поэтому не все части тела Адама насладились запретным плодом.

Косточка под названием «Луз», местонахождение которой — в одном из позвонков, не насладилась запретным, и поэтому осталась «бессмертной» в том плане, что она не разлагается до конца, и именно из нее в будущем будет заново отстроено прежнее тело[9].

На сегодняшний день науке известно, что развитие человеческого тела происходит согласно генетическому коду ДНК, который находится в каждой клетке организма. В свете этого, для того чтобы заново отстроить тело, в принципе достаточно одной такой клетки.

Поэтому возможно предположить, что клетки косточки «Луз» не разрушаются со временем, поэтому именно из них будет построено новое тело.

Это не более чем предположение[10], поскольку невозможно утверждать что-либо определенное в отношении такого таинственного и глубокого явления, как воскрешение из мертвых.

Прототип воскрешения из мертвых

Прототип воскрешения из мертвых мудрецы видели в посеве пшеницы[11].

Семя хоронят в земле, где оно постепенно гниет и разлагается, и вдруг… вместо того, чтобы полностью раствориться в почве, произрастает заново, причем уже в совершенно новом качестве! Одно маленькое зернышко превращается в высокий колос, несущий множество семян! Так же и человек: то, что кажется бесповоротным окончанием, на самом деле представляет собой качественно новое начало.

И так же, как произрастание зерна осуществляется посредствам влаги — росы и дождя, так и для будущего воскрешения уготовлена особая «Роса Жизни» — Таль Тхия[12]. Когда эта «роса» увлажнит частичку «Луз», начнется процесс новой отстройки тела, а на его заключительном этапе в тело войдет его душа.

Где произойдет воскрешение

Согласно одному из мнений[13], воскрешение произойдет только в границах Святой Земли, Земли Израиля, называемой «Землей Жизни»! Все тела будут отстроены заново, каждый на своем месте, а затем по особым туннелям они переместятся в Землю Израиля, и именно там души войдут в тела!

Что произойдет с грешниками

Из отрывка в книге пророка Даниэля, цитируемого в начале этой статьи, следует, что воскрешение постигнет не только праведников, но и грешников… правда, с противоположной целью! Как сказано: «И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни — для вечной жизни, а другие — на поношение и вечное омерзение». Параллельно наивысшему наслаждению праведников будет продолжаться также наказание грешников[14].

Но почему пророк говорит «многие из спящих»? «Многие» значит большинство, но не все; разве есть кто-нибудь, кто не воскреснет?

Ответ — действительно, не все удостоятся воскрешения; так, например, поколение грешников, погибших при Всемирном Потопе, не встанет из своих могил[15].

Воскрешение во времена Машиаха

Но помимо этого есть у выражения «многие» дополнительный смысл! Глобальное воскрешение из мертвых, о котором говорит пророк, произойдет в самом конце этого мира, в преддверии Мира Грядущего.

Но некоторые праведники удостоятся воскрешения уже на более ранней стадии, находясь в рамках мира нынешнего. Именно поэтому про всеобщее воскрешение сказано «многие», а не все.

Речь идет о тех праведниках, которые воскреснут во времена Машиаха.

Конечный период этого мира называется Мессианской эпохой (Йемот а-Машиах). Это период общечеловеческого исправления и осознания величия и власти Творца.

Как говорилось выше, истинное раскрытие Всевышнего произойдет в Мире Грядущем, но отблески этого света проявятся уже в рамках этого мира[16]. В это время прекратятся войны и ненастья, и во всем мире будет преобладать благо и добро.

Тогда же будет отстроен Иерусалимский Храм, и все законы Торы будут исполняться в совершенстве.

Праведники всех поколений, которые всем сердцем стремились достигнуть этого времени и самоотверженно исполняли Высшую Волю в тяжких условиях изгнания, удостоятся вернуться в этот мир и своими глазами увидеть обещанное благо[17].

Примеры воскрешения в прошлом

В заключение упомянем, что в каком-то аспекте воскрешение из мертвых уже имело место в еврейской истории.

Танах рассказывает о воскрешение умерших детей пророками Элияу[18] и Элишей[19], однако речь там идет не о новой отстройке тела, а о возвращении души в свое же недавно покинутое тело.

А в книге пророка Йехезкеля[20] говориться о воскрешение целого войска убитых воинов, в то время, что от их тел осталась только лишь груда костей! Этот случай более близок к будущему воскрешению, хотя опять же качественно отличается от него.

Тем не менее, мудрецы[21] видели в этих событиях своего рода «весточку» из будущего, и выразились по этому поводу так: «Все, что произойдет в Будущем Мире, уже произошло (в какой-то мере) в мире нынешнем. Так же, как Всевышний оживит мертвых во времена Машиаха и в Мире Грядущем, так уже в этом мире пророки оживляли мертвых».

С уважением, Натан Агрес

Источник: https://toldot.ru/urava/ask/urava_8748.html

Воскрешение мертвых…

Воскрешение мертвых

Примеры о воскрешении мертвых начали описываться еще с  Ветхого Завета. Ильей пророком был воскрешен сын вдовы; от прикосновения к костям преемника его, пророка Елисея, воскрес человек, которого принесли погребать. Спаситель, помимо юноши наинского и дочери Иаира, всенародно воскресил Лазаря.

Бесполезны попытки безбожников доказать словно Лазарь только находился в обмороке. Против обморока свидетельствуют и многодневность Лазаря во гробе, и начавшееся разложение его. В Палестине (в отличие от другой какой страны) тотчас распознают действительного мертвеца. Там от сильного жара быстро разлагается мертвец.

  И поэтому было обычаем иногда в тот же день хоронить мертвого и уж в могиле оплакивать его.
После, в силу обещания Спасителя: «и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12) случаи чудесного воскрешения мертвых стали повторяться почти наряду с чудесным исцелением больных.

Сколько и в каких только странах святые Божьи не воскрешали мертвых! Так, апостол Петр воскресил из мертвых благочестивую девицу Тавифу, а Павел – юношу Евтихия, который упал с верхнего этажа вниз. Из дивных египетских подвижников Макарий как то раз воскресил мертвого лишь для того, чтобы доказать еретикам бессмертие души.

В Греции преподобный Геласий воскресил мальчика, умершего от неосторожного толчка ногой монастырским ключником; преподобные Феодор и Павел возвратили к жизни пустынника, который был моложе их и который от укуса змеи весь истек кровью.

Или как известно множество случаев, когда святые Божьи для особенных целей только на короткие минуты оживляли мертвых! Покойники по их требованию то вставали на ноги и отвечали, то из своей могилы давали ответ!

К примеру, тот же Макарий египетский дважды заставлял говорить мертвецов, которые много уже времени были похороненными.

Одного мертвеца он спросил: «Скажи, этот ли твой убийца, которого обвиняют и который приведен к твоей могиле?» Мертвец ясным голосом вслух всем ответил, что обвиняемый в его убийстве невинен.

Другому мертвецу, который взял чьи-то дорогие вещи, скрыл их, а потом был застигнут нечаянной смертью, святой Макарий  велел ответить, где скрыты вещи, из-за которых томят его же жену и детей. И мертвый открыл тайну.

Подобно святому Макарию один подвижник, живший в пределах Персии, также заставил человека которого убили встать и открыть, кто его убил.

Убитый встал и вслух оправдал этого невинного тем, которые держали заподозренного в его убийстве, после показал на действительного убийцу, и высказал просьбу, чтобы деньги, которые тот захватил у него, передали его детям.

Когда все раскрылось, святой сказал мертвецу: «Теперь снова засни смертным сном до того времени, как Господь придет на всемирный суд и разбудит тебя вместе с другими».

А один святой из семейных мирян, у которого умерла дочь, не объяснив никому, куда скрыла чужую драгоценную вещь, доверенную ей на хранение, пришел на могилу умершей и молил Бога «прежде времени показать обетованное воскресение». Молитва его была выполнена Богом. Покойница воскресла, рассказала о зарытой в земле драгоценности, и после сделалась невидимой.

Но вот и в нашей православной России известны несколько случаев воскресения! Эти чудесные случаи принадлежат киевским пещерам.

Преподобный Афанасий, который жил в конце XII века, умер вполне подготовленный к смерти продолжительной болезнью. Но его не хоронили в продолжение двух дней и не заботились погрести.

  Когда же на третий день собрались все, чтобы положить его в могилу, увидели его сидящим и живым. После этого он прожил еще двенадцать лет.

Преподобный Марк, живший в XI веке, силой Божьей возвратил к жизни в разные времена трех человек. Этот святой занимался копанием для других пещер и могил. Один раз очень тесной оказалась могила, в которую пришли положить умершего.

Все возроптали на него за то, что он до того стеснил могилу, что нельзя было возлить на умершего елей. Тогда святой в простоте души сказал умершему, чтобы умерший встал и сам бы потрудился в тесной могиле возлить на себя масло.

И что же? Мертвец приподнялся, протянул руку к маслу, возлил на себя масло крестовидно, и потом снова умер.

В другой раз святой Марк совсем не успел приготовить для умершего могилу. И говорит тому, кто просил его о могиле: «Надобно подождать; пойди и передай от меня умершему, чтобы подождал погребения один день».  Погребатель возвращается к умершему и находит, что умершего уже отпевают.

Однако решается вслух всех объявить ему слова Марка, и объявляет так: «Марк говорит тебе, что еще не готово место для тебя; подожди до следующего утра».

И, вот, мертвец открыл глаза и в продолжение целой ночи оставался живым! На следующее утро погребатель снова пошел к преподобному спросить о могиле и снова принес к мертвецу речь от него: «Марк говорит тебе, чтобы теперь ты отошел…» И мертвец тотчас закрыл глаза и умер.

В третий раз Марк похоронил младшего брата в общем (для двух братьев) гробу по правую сторону, т.е. как бы на первом месте. Старший же брат был жив и во время погребения находился в отлучке. Когда он возвратился в монастырь, то разгневался на Марка, за то, что Марк лишил его первого места в могиле.

Тогда Марк для прекращения спора и гнева попросил мертвеца, чтобы тот встал и уступил место старшему брату, который желает в свое время лечь на его место. И что же? Мертвец тотчас встал и занял второе место. Старший брат просил было преподобного Марка, чтобы тот велел мертвецу лечь на прежнее место.

Но Марк ответил замечательно: «Божье дело воскрешать умерших…; а это чудо Бог сотворил через меня для того, чтобы ты напрасно не враждовал против меня и чтобы привести тебя к покаянию…»

Живой брат осознал свой грех, что решился спорить о первенстве в виду самой могилы, пал в ноги преподобному Марку и наложил на себя строжайшее покаяние, которое вполне вынес в продолжение остальной своей жизни. Всякий теперь может собственными глазами видеть в киевских пещерах и этих двух братьев, преподобных Иоанна и Феофила, которые лежат рядом, и гроб святого Марка [Четьи-Минеи, 29 декабря].

Применим указанные примеры воскресения к вопросу загробной жизни. Если же бытие человеческое совсем заканчивается телесной смертью, то по какому же закону некоторые снова начинали жить полной жизнью после смерти? Так, к примеру, Лазарь после гроба прожил не как-либо сокровенно или сомнительно, но у всех на глазах.

В первый раз – на виду многих тысяч людей, которые любопытствовали его видеть, а затем – в ближайшем и постоянном общении с миром, как проповедник христианской веры и епископ на острове Кипр.

Или пусть другие мертвецы оживали только на короткие часы и секунды; пусть все они (исключая усопших святых, воскресших вместе с Иисусом Христом) снова умирали, чем же объяснить и одно мгновение новой жизни их после решительной смерти, после разложения даже некоторых из них?

Не осязательная ли это истина, что и каждый человек, умирая, не уничтожается совсем, что душа его и за гробом не перестает существовать, что по воле Божьей может она снова войти в тело и что таким же образом и все некогда воскреснут для вечной уже жизни? Но отрицатели, может быть, не поверят и этим вопиющим примерам на том основании, что все это произошло когда-то давно, может быть, назовут все эти примеры или придуманным рассказом, или обманом в свое время людей? Сотни и тысячи людей в свое время могли обмануться в том, что видели собственными глазами и что слышали собственным слухом, а они не обманулись бы! Но поверили бы они истине, если бы  непосредственно перед их глазами, ожил какой-либо мертвец? Сомнительно!  В Евангелии сказано: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).

Известны и примеры такого неверия: евреи были очевидцами воскресения Лазаря в Вифании, и, однако же, некоторые из них, поспешив в Иерусалим, еще решительнее стали преследовать божественного чудотворца, Господа Иисуса Христа, замышляли убить и воскресшего Лазаря. Что удивительного, если и нынешние безбожники, когда бы пред глазами их чудесно ожил мертвец, только растерялись бы вначале, не зная что сказать, а потом стали бы объяснять чудесное событие по-своему? До такого упорного неверия может доходить человек!

Из  книги Е.А. Попова

(«Вера в загробную жизнь» — Пермь 1880)

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/voskreshenie-mertvyx.html

Воскрешение из мертвых. Часть 3

Продолжаем тему, начатую в предыдущий статьях. Мы писали о воскрешении из мертвых, о том, для чего нужно. Здесь мы рассмотрим, как произойдут те или иные детали.

Время. После того, как Машиах утвердится царем народа Израиля, победит всех врагов народа Израиля, и будет построен Храм, закончится рассеяние евреев по всему мире, все они соберутся в земле Израиля. Через сорок лет после этого произойдет воскрешение из мертвых [1].

Место. Где бы ни был человек похоронен, его душа соединится с телом в земле Израиля.

Тела тех, кто похоронен в чужой земле, с великой болью пройдут под землей, дойдут до земли Израиля и там выдут на поверхность.

Но для тех, кто при жизни был праведен, образуются что-то вроде туннелей, и они пройдут без боли [2]. Конечно, кости сами двигаться не умеют, двигать их будет ангел Гавриэль [3].

В Талмуде сказано, что есть несколько категорий людей, у которых нет удела в будущем мире из-за их грехов. «Нет удела» означает, что они не смогут иметь свой отдельный удел, а будут питаться от удела праведников [4].

Старые души, которые уже были в мире не один раз в различных телах. Если человек за одну жизнь исправил только часть своей души, то эта часть и воскреснет в данном теле.

То, что человек исправил при жизни в другом теле, воскреснет в другом теле [5]. Однако не следует думать, что человек, который воскреснет, будет с куском души. Душа – сущность духовная, и в каждой ее части есть всё.

Хотя, по отношению к целой душе это лишь часть, но внутри себя она цельная.

Более того, все души вместе составляют одну целую душу первого человека Адама. Есть души, произошедшие из его головы, есть из волос, и так далее [6].

Какчеловек ушел из этого мира, так он и воскреснет: слепой – слепым, немой – немым, глухой – глухим. Похороненный в одежде, встанет в одежде.

Воскресают в том виде, как есть, а потом Б-г всех излечит и оденет [7]. Но, возможно, что мертвые встанул в той одежде, в которой обычно ходили при жизни [8].

В Зоѓар [9] говорится, что слепые излечатся светом солнцем, который будет неограниченной силы.

Порядок. Те, кто похоронены в земле Израиля, воскреснут первыми, а потом воскреснут те, кто похоронен в других землях. А уже после этого воскреснут праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков. Это для того, чтобы земля уже наполнилась людьми, которые будут им радоваться и ликовать [10]. Дело в том, что праотцы первыми постигли Б-га, поэтому им полагается такой почет.

Вначале из земли выдут праведники, потом мудрецы, потом обладатели добрых дел [11]. Их будут вызывать по именам в алфавитном порядке, и они будут вставать из праха. Но скромные воскреснут первыми, не дожидаясь вызова[12].

Тело будет то самое тело, какое было при жизни, новое создано не будет. Ибо тело не сгнивает полностью, всегда остается одна косточка. Когда придет время, Б-г оросит ее «росой жизни», она станет, как закваска для теста, и тело отстроится заново [13].

Будет ли Страшный суд? По этому поводу мы находим расхождение мнений: 1) после воскрешения из мертвых будет Страшный суд, каждого будет судим по его делам [14].

2) каждого человека судят сразу после смерти, он получает наказание, и нет места новому суду [15].

3) евреев судят и наказывают в течение жизни всякими несчастьями и после смерти, а ноахидов будут судить в день Страшного суда [16].

Те же, кто умрут незадолго до воскрешения, получат столь концентрированное наказание, что за короткое время искупят то, что другие за долгое. Подробный разбор всех трех мнений со всеми за и против см. книгу Нишмас Хаим.

Жизнь после воскрешения:не нужно будет ни есть, ни пить, ни зарабатывать. Не будет ненависти, зависти и раздоров. А будет – праведники сидят, короны на их головах, и все наслаждаются сиянием, исходящим от Б-га [17]. Не будет смерти, все будут существовать вечно [18].

Будет ли воскрешение после кремирования? В Мидраше [19] говорится так: «Спросил Адриан, игрок в кости, у рабби Еѓошуа бен Ханания: «Откуда Святой, благословен Он, восстановит тело человека в будущем?».

Сказал ему: «Из косточки луз. Сказал тот: «Покажи мне ее!». Принес ему. Положил в воду, не растворилась. Бросил в огонь, не сгорела.

Положил на наковальню и стал бить молотом, треснула наковальня и развалился молот, а косточка не пострадала».

Иными словами. Воскресение из мертвых выходит за рамки известной нам природы, поэтому не следует искать аналогий в окружающем мире. Уж если ее искать, то в пробуждении природы весной или после засухи. К тому же, вряд ли сегодня мы способны определить косточку луз. Но все это не главное.

Главное в том, для чего нужно воскресение. Дело в том, что грехом первого человека зло вошло в него и стало частью него, и его души, и его тела.

Изначально человек был создан так, чтобы жить вечно, но теперь, после греха, он должен умереть, чтобы тело сгнило и очистилось от зла, душа очищается в гейѓиноме, то есть в аду. После этого очищенное тело будет восстановлено, и очищенная душа войдет в него.

Тогда человек сможет получить награду за свое служение при этой жизни. На этом и следует сосредоточиться – на служении.

Служение же заключается в том, чтобы, как сегодня модно говорить, «фильтровать» свои мысли, слова и поступки. Требуется постоянное внимание и средоточие на том, что эти три проявления души человека были исправными, то есть соответствовали воле Творца. Для этого нужно изучать Его волю, изложенную в Торе, данной в Синайском откровении.

PS. Мы не утверждаем, что воскреснут все. Воскресение является наградой за служение.

Примечания

[1] Брахот, 49:1; Мидраш Танхума, гл. Ноах, 11; Рамбам, законы царей, гл.11; письмо его славы и святости Любавического ребе Шолома Дов-Бера, сборник писем №1, стр. 23.[2] Ктубот, 111:1.[3] Зоѓар, часть 1, стр. 128:2.[4] Мидраш Тальпиот, раздел Хелек, от имени Бахье и Раканти.[5] Эц Хаим, 4-е предисловие.[6] Шмот Раба, гл. 40.[7] Берешит Раба, гл. 95; Зоѓар, часть 3, стр. 91:1.

[8] Пиркей де рабби Элиэзер, гл. 33, 77.[9] Зоѓар, часть 1, стр. 203:2.[10] Авкат рохель на Зоѓар, стр. 168:2.[11] Зоѓар в разных местах.[12] Мидраш приводится в книге Оѓев Исраэль, ликутим, гл. Браха.[13] Зоѓар, часть 2, стр. 28:2.[14] Нахманид, Сефер Гмуль и др.[15] Абарбанель в Мааяней ѓа-ешуа.[16] Аризаль, приводится в Нишмас Хаим, маамар 1, гл. 17.[17] Брахот, 17:1.

[18] Санѓедрин, 92:1.

[19] Ваикра раба, Мецора, параша 18.

Источник: http://monoteism.ru/voskreshenie-iz-mertvyx-chast-3/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть