Вера как символ православия

Содержание

25 главных православных символов

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.

Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.

Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.

Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Источник: http://russian7.ru/post/25-glavnykh-pravoslavnykh-simvolov/

«Символ веры» — это, по сути, азбука православия. Зачастую люди, которые практически не бывают в церкви, слышат это словосочетание, но не имеют представления, о чем оно. Эта статья будет полезна тем, кто хочет узнать больше о такой молитве. Текст составлен согласно ответам священников, святых отцов православных.

Краткие сведения

Как известно из Ветхого Завета, изначально не было суши, одна вода, над которой носился Дух Святой. Сам Бог управлял всем окружающим миром, Вселенной. Он основал Землю: воду, затем — сушу. И на суше, и в воде появилась жизнь. О чем идет речь? О том, что Бог-Отец, который создал все вокруг, и Дух Святой существовали всегда, и никогда не закончат свое существование, они вечны.

Когда появились первые люди, Адам и Ева, Земля была Раем. После грехопадения планета стала именно такой, какой мы ее видим — со всеми скорбями, болезнями и телесной смертью. Но древние люди далеко не все знали о Боге. В мир пришел Моисей, который оставил скрижали с законами. Он их писал день и ночь, слушая Бога.

Позднее появился Новый Завет – Евангелие о Спасителе мира Иисусе Христе, которого по сей день именуют Сыном Божиим. Христос дал новый духовный закон людям.

Спустя несколько веков после Рождества Христова, а именно в IV веке, святые отцы на Вселенском соборе создали некий «Символ веры», который очень кратко, но четко объяснил все догматы Православной Церкви от сотворения мира до скончания веков.

Для чего нужна эта молитва?

Представим, что человек родился на свет, у него есть родители, дом и весь окружающий мир. Странно будет выглядеть, если человек не знает, что его зачали и родили мама и папа, которых он видит рядом каждый день.

Не менее странно будет выглядеть, если он не догадывается о том, что огонь может сильно обжечь, а холодной зимой можно замерзнуть. Эти примеры являются физическим смыслом жизни. Но есть и духовный мир, который мы можем одновременно и видеть, и не видеть.

Как раз об этом упоминается в первом положении молитвы «Символ веры» (по современному и понятному языку – предложении): «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, …, видимым же всем и невидимым».

Далее христианин должен иметь представление, что Бог-Отец не один, с ним существует Святой Дух и Сын Божий – Иисус Христос, который сошел с Небес на землю с целью спасти людей от ада, ожидающего всех после телесной смерти.

Далее упоминается о самом Святом Духе, который помогал древним пророкам, святым понять, что есть Бог и есть закон духовный. Затем упоминается сама христианская Церковь Единая соборная и Апостольская. И, наконец, завершается песнопение верованием в воскресение всех, кто усоп и будет погребен, а также о жизни после Страшного суда.

Православный христианин, не зная этих догматов, не сможет полноценно иметь представление о своей вере. Кроме того, он подтверждает, что его вера очень крепкая, и он знает, что все так есть, было и будет, как сказано в молитве.

Где найти текст?

Чтобы вам было проще понять, как выглядит текст молитвы «Символ веры» на русском языке, а точнее на церковно-славянском, ознакомьтесь с иллюстрацией ниже.

На самом деле, молитва есть в каждом православном молитвослове в разделе с утренними молитвами. Стоит отметить, что верующие каждый день должны читать утренние и вечерние молитвы. А молитвословие, которому посвящена эта статья, располагается сразу после «Псалом 50».

Кроме того, если человек не успевает прочесть все правило утром, он может прочитать краткое – Серафима Саровского, который заповедал трижды прочесть «Отче наш», трижды «Богородице…» и один раз «Символ веры». То есть, это говорит о том, что данная молитва – образ жизни наравне с «Отче наш».

Также и на литургии во всех храмах и монастырях его поют клирики, монахи и прихожане.

Когда и кто может произнести молитву

Когда проходит крещение младенца, то от него не требуют знать молитву, так как ребенок пока не осознает ничего. С другой стороны, если человеку исполнилось 7 лет, то он, перед тем, как стать христианином, должен изучить данную молитву, разобраться в ней.

Далее все христиане произносят ее каждый день. Конечно, современный человек, да еще и мирянин (тот, кто не принимал монашеский постриг), далеко не каждый день может вспомнить о молитвах.

Важно читать молитву «Символ веры» с ударениями так, как указано в молитвослове. Можно запомнить фонетику и во время литургии в церкви.

Как понять текст

Как говорилось выше, текст начинается с утверждения веры в Бога-Отца, который главенствует над всем и вся, создавшего всю вселенную.

Затем человек произносит слова об Иисусе Христе – Сыне Божием, родившемся от Святого Духа и Марии Девы.

Далее раскрывается перед нами краткое повествование о Его появлении на земле, предательстве при Понтии Пилате, о Его смерти и воскресении. Все о нашем Господе рассказано в Евангелии.

Эта книга является самой главной у христиан. Затем — о Его воскресении и вознесении. Нужно также веровать в то, что он взошел на небеса и продолжает существовать рядом с Богом-Отцом, невидимым никем. Далее говорится о Его втором пришествии. Следующим упоминаются Святой дух и Церковь. Обязательно «Символ веры» заканчивается словами «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

То есть православные верующие уже знают, какое ждет будущее все живое, а, в первую очередь, человечество.

Можно ли быть верующим, но без знания главного символа?

Зачастую современные люди приходят в церковь в уже сознательном возрасте, да еще и по причине различных скорбей. Редко можно встретить сейчас взрослого человека, который был с детства в советское время воспитан верующими родителями.

Нередко человек приходит к Богу, начинает молиться, осознавая, что многие годы своей жизни потратил впустую без Господа. Молитва начинает его духовно укреплять.

Далеко не сразу и не каждому объясняют, как устроена православная Вселенская Церковь.

Только когда человек немного привыкает к новому образу жизни, немного изучит строй службы в храме, тогда он созревает до познания молитвы «Символ веры».

Текст никогда не переводился на современный русский язык, как и другие древние молитвы. Православный верующий учится этой азбуке и привыкает к ней постепенно. А современный перевод может исказить текст так, что может потеряться духовный смысл.

Источник: http://.ru/article/40299/simvol-veryi---spasitelnyie-dogmatyi-hristianstva

25 главных православных символов

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос. Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза
Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда
Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Источник

Рекомендуем: православные иконы.

Источник: https://pravzhizn.ru/pravme/2015-12-17-25-glavnyh-pravoslavnyh-simvolov.html

Символ веры

Что такое Символ веры?

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Скачать в формате Microsoft Word

1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца;
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так.

* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).

Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося;одесную – по правую сторону Бога Отца; паки – опять, во второй раз;мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его;Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков;Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

***

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г.

по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г.

для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

(Цикл бесед протоиерея Александра Меня)

Для тех кто желает глубже

понять христианское вероучение

необходимо знать

«ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Источник: http://post-krest.cerkov.ru/simvol-very/

18. Сформулируйте основные положения Символа веры в православии

Символверы– краткий свод главных догматов,составляющих основу вероучениякакого-либо религиозного течения илицеркви. Символ веры должен приниматьсяслепо, на веру, без доказательств.Общехристианский (апостольский) символверы состоит из 12 частей, или «членов».

Символ веры составлен отцами церкви иутвержден на Никейском (325 г.) иКонстантинопольском (381 г.) вселенскихсоборах. Символ веры читается как молитвана богослужениях и в домашних условиях,а также исполняется хором присутствующимив храме.

Кроме апостольского известнысимволы веры святого Афанасия (болееподробно излагает учение о Троице ивоплощении Христа), символы верыТридентского собора (символ верыкатолицизма).

Подробное толкованиесимвола веры дается в катехизисах,катехизических поучениях или специальныхдокументах, именуемых «исповеданиеверы».

ВСимволе веры, принятом на Никейском иКонстантинопольском Вселенских соборах,эти основы вероучения сформулированыв 12 частях или членах.

Впервом члене говорится о Боге как творцемира — первой ипостаси Святой Троицы.

Вовтором — о вере в Сына Божия единородного- Иисуса Христа, рожденного «преждевсех век, Света от Света, Бога истиннаот Бога истинна, рожденна не сотворенна,Единосущна Отцу…».

Третий- это догмат боговоплощения, согласнокоторому Иисус Христос, оставаясь Богом,вместе с тем стал человеком, «родившисьот Девы Марии.

Четвертыйчлен Символа веры — о страдании и смертиИисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый- о воскресении Иисуса Христа.

Вшестом говорится о телесном вознесенииИисуса Христа на небо.

Вседьмом — о втором, грядущем пришествииИисуса Христа на землю.

Восьмойчлен Символа веры — о вере в «ДухаСвятаго, Господа, Животворящаго, Иже отОтца исходящего, Иже со Отцем и Сыномспокланяема и сславима…».

Вдевятом — об отношении к церкви.

Вдесятом — о таинстве Крещения.

Водиннадцатом — о будущем всеобщемвоскресении мертвых.

Вдвенадцатом — о жизни вечной.

19. Дайте определение католицизма как одного из крупнейших направлений в христианстве

Католицизм(от греч. кatholikos– всеобщий, позже — вселенский) – одноиз основных (наряду с православием ипротестантизмом) направлений вхристианстве. Католицизм (западное иримско-католическое исповедание)окончательно оформился как вероучениеи церковная организация после разделенияцерквей в 1054 г.

Католицизмпризнает основные догмы и обрядыхристианства, но имеет ряд особенностейв вероучении, в культе, в организации.Глава церкви — папа Римский, резиденциякоторого — Ватикан. За пределы Европыкатолицизм распространялся в видемиссий к нехристианам, большую роль вкоторых сыграли различные монашескиеордена.

Основойкатолического вероучения, как и всегохристианства, приняты Священное Писаниеи Священное Предание. Однако, в отличиеот православной церкви, католическаясчитает Священным преданием постановленияне только семи первых Вселенских соборов,но и всех последующих соборов, а крометого — папские послания и постановления.

Организациякатолической церкви отличается строгойцентрализацией. Римский папа — главаэтой церкви. Он определяет доктрины повопросам веры и морали. Его власть вышевласти Вселенских соборов.

Католицизмимеет ряд особенностей в вероучении,культе и стурктуре религиознойорганизации, в которых отразилисьспецефические черты развитиязападноевропейского феодализма.Католическая церковь сторогоцентрализована, имеет единый всемирныйцентр (Ватикан), единого главу – папуримского, который венчает многоступенчатуюиерархию католицизма.

В католицизмепапа считается наместником ИисусаХриста на земле, непогрешимым в делахверы и нравственности. Его власть вышевласти вселенских соборов.

Источникомвероучения катлолики признают (в отличииот протестантов) не только Священоеписание (Библию), но и Святое предание,которое в католицизме (в отличии отправославия) включает в себя и постановлениявселенских соборов католической церквии суждения пап. Духовенство дает обетбезбрачия.

Особенностьюкатолицизма является также экзальтированноепочитание Богоматери, признание догматово ее непорочном зачатии и телесномвознесении, добавление к символу верыфилиокве, догмат о чистилище. Католицизмуприсущи пышный театрализованный культ,широкое почитание всевозможных реликвий,культ мучеников, святых и блаженных.

Напротяжении многих столетий богослужениев католицизме совершалось на латинскомязыке, лишь ІІВатиканскийсобор (1962 — 1965) разрешил службу и нанациональных языках. Официальнойфилософской доктриной католическойцеркви является учение Фомы Аквинского,приспособленое папством к современнымусловиям.

Современная католическаяцерковь распологает огромной, подчиненнойстрогой дисциплине армией духовенства,многочисленными монашескими орденами,миссионерскими, благотворительными ипрочими религиозными организациями иучреждениями. К ней примыкают такжесветские массовые организации –политические партии, профсоюзы,молодежные, женские и другие объединения.

Для своих целей католицизм широкоиспользует прессу, радио, кино, телевидение,издательства, католические учебныезаведения и т. д.

Особенномного верующих католиков в Италии,Испании, Португалии, Франции, Австрии,Польше, Венгрии, в странах ЛатинскойАмерики, в ЗША. Всего в мире сейчаснасчитывают от 580 до 800 млн. приверженцевкатолицизма. Распространен в странахЗападной Европы, Латинской Америки, СШАи др.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5734357/page:10/

Значение Символа веры в Православии

Самый Восточный→Журнал→Значение Символа веры в Православии Иеромонах Ефрем (Просянок)

28.05.2009

В это воскресенье Святая Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора.

Во время поста и в период празднования Пасхи мы соприкасались с различными тайнами, связанными с Личностью Богочеловека Христа, Который принял человеческую плоть и ради каждого из нас пролил свою кровь на Кресте, а затем воскрес, чтобы мы получили залог собственного воскресения.

А сегодня мы вспоминаем тех святых людей, которые потрудились облечь в словесные формулировки догматы веры с тем, чтобы на века утвердить непреложные истины. Благодаря им появился у нас Символ веры – в кратких и точных словах изложение нашего вероучения.

I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения.

Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец и др.

Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой очень влиятельной в христианском мире кафедре.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, установлены были и многие другие правила церковной жизни.

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» – краткими текстами – для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры.

В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов.

Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй — остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов.

В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом члене — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…» — это первые слова Символа веры, который мы исповедуем. Много исповеданий веры было на земле задолго до Христа, много являлось и после него.

Но как метко заметил один православный богослов, отвечая на вопрос в чем отличие истинной религии от прочих: основатели разных религиозных течений предлагали своим последователям свое учение, Христос же – истинный Бог и Человек – предложил Самого Себя.

Текст Символа нашей веры в целом означает, что Бог предлагает нам все, что есть у Него, всего Себя. В Нем господство смиренной любви – то, что столь трудно дается духу человека. И никто не остается нейтральным по отношению к нему. Все стоят перед выбором: либо отвергнуть Его как Бога, либо открыться Его свету.

Либо вознести Его на Крест, как мешающего греховной жизни, либо уверовать в него и испросить помощи для своего исправления.

Все беды, какие есть в мире, разделение между плотью и духом, разумом и волей, происходят по одной причине – из-за того, что люди не признают Христа как Бога. Христос пришел на землю, Бог стал человеком для того, чтобы каждого человека, который принимает Его как Бога, спасти той силой, которая была явлена Крестом Христа в Его Воскресении. Именно об этом говорят нам догматы веры.

Но одновременно они напоминают нам и о том, что исповедание веры может быть для нас мертвым, напрасным, если мы не живем по вере, если мы не стараемся поступать по заповедям Бога.

И сама жизнь христианская есть ни что иное, как подражание Христу на каждом шагу своей жизни.

В чем это должно проявляться? Всегда делать выбор в пользу добра, когда мы оказываемся перед выбором между добром и злом, между тьмой и светом.

Вера дает человеку радость. Сам Господь молится Богу Отцу за нас, чтобы мы имели радость. В этой молитве Он говорит: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 13).

В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами  Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душой, наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны  встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах  наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних  своих и прославлять Бога, как это делали святые люди.

Почитание святых в Православной Церкви идет с самых первых времен ее существования. И это не случайно. Святые были такими же как и мы простыми смертными людьми, но они от прочих отличались стремлением к познанию Бога и Его прославления всей своей жизнью. И опыт таковых людей на века зафиксирован в Священном Предании нашей Церкви.

Послушаем что говорят нам современники Первого Вселенского Собора, который мы вспоминаем в нынешнее воскресенье.

Свт. Василий Великий: «Ищущий познания о Боге должен будет стать вне удовольствий, богатства, славы, житейских забот, и, приведя в себе в бездействие страсти, воспринимать познание о Боге».

Свт. Иоанн Златоуст: «Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а Богопознание служит охранением жизни. Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свою мыслительность»…

Будем же помнить о том, что содержание православного вероучения прошло испытание временем и истины, облеченные в словесные формулировки, непреложны. А если что-то не поддается уразумению, то не беда – ищущий ответ всегда найдет его в сокровищнице Православного вероучения. Нужно лишь немного потрудиться для приобщения к нему.

Всего Вам самого наилучшего и да исполнит Милосердный Господь все ваши благие желания!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 30 мая 2009г.

Церковь, Богословие

Код для вставки в блоги

Значение Символа веры в ПравославииСо времен апостольских христиане пользовались «символами веры» – краткими текстами – для того, чтобы напоминать самим себе основные истины веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы уточнить. Так возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй — остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом члене — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Источник: http://pravostok.ru/ru/journal/theology/index.php?id=1056

Религиозные символы (15 фото)

Какими они бывают и что означают.

Бахаи

Формально символом Веры Бахаи является пятиконечная звезда, однако ассоциируется с этим учением, прежде всего, звезда девятиконечная (девять у бахаи – священное число) – символ «Наивеличайшего Имени». Бахаи считают свою религию последней мировой монотеистической религией, религиоведы же классифицируют ее как исламо-синкретическую секту, так новую и мировую религию.

Символ веры Бахаи — девятиконечная звезда

Буддизм

Дхармачакра, или «колесо драхмы», а также «колесо закона», является символом учения Будды и изображается в виде колеса с пятью, шестью или восемью спицами.

Ступица (центр колеса) символизирует светящуюся точку сознания, которая излучает душевный свет, а восемь спиц – следование «Благородному восьмеричному пути» (восьми благородным принципам), являющемуся сутью учения Будды.

Вот эти принципы: правильное воззрение, правильное мышление, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание, правильное созерцание.

Дхармачакра

Иногда по бокам колеса изображаются две газели, которые являются символом буддистской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды внимали и эти животные.

Бхавачакра – сходный символ, также напоминающий колесо («колесо сансары»), обозначает бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новыми рождениями.

Бхавачакра

Даосизм

Знаменитые черно-белые «рыбки» Инь и Ян являются одной из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Концепция Инь и Ян обозначает два положения: во-первых, что все в этом мире постоянно меняется, а во-вторых, что противоположности дополняют другу друга (в этом даосизм отчасти напоминает масонскую философию с одним из ее символов – шахматным полом; подробнее о масонстве и его символах читайте в статье Марины Птиченко «Масонство: не тайное общество, а общество с тайнами»). Целью человеческого существования по даосизму является баланс и гармония противоположностей, с чем трудно не согласиться. Инь обозначает черное, женское и внутреннее, Ян – белое, мужское и внешнее.

Инь Ян

Зороастризм

В основе этой древнейшей религии лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, слов и деяний.

Символ зороастризма – фаравахар – представляет собой крылатый диск, в верхней части которого изображено тело человека – фраваши, которое является аналогом ангела-хранителя в авраамических религиях.

Изначально этот символ, впрочем, изображал собой окрыленное солнце (символ власти и божественного происхождения), позже к нему добавился образ человека. В целом фаравахар обозначает божественное благословение (а по некоторым версиям – царскую славу).

Фаравахар

Ислам

Несмотря на мировой характер этой религии, в исламе как таковом нет никаких символов (подробнее об исламе читайте в статье Евгения Шурыгина «Ислам не агрессивен – есть агрессивные представители»).

Однако «неофициально» символами ислама считаются, конечно же, полумесяц и звезда (подробнее о символике ислама, а также христианства и иудаизма и их значении с точки зрения глубинной психологии читайте в материале «1000 и 1 ночь»: под властью восточной женщины»).

Звезда и полумесяц

Относительно символа или эмблемы можно сказать, что мусульмане поклоняются Аллаху и отвергают любых идолов. Мусульмане просят благословение и защиту лишь у Аллаха, и поэтому у мусульман нет символа, такого как крест у христиан. Некоторые мусульмане избрали полумесяц как символ в противопоставление его кресту, но это неправильно, и это является нововведением в исламе.

— Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид

Индуизм

Квинтэссенция слова «Ом» («Аум») – мантра. Аум является символом индуизма и означает универсальное имя Бога, три буквы которого обозначают трех главных богов и сферы их влияния – Создание, Поддержание и Разрушение, а кроме того, символизируют три состояния сознания: пробуждение, медитацию и глубокий сон.

Аум

Всем известная свастика также является символом индуизма, и обозначает, как известно, Солнце, гармонию, единство сил и стихий, благоприятные предначертания. Вопреки устоявшемуся мнению, идея водрузить этот символ на государственный флаг нацистской Германии вовсе не принадлежит помешанному на мистике Адольфу Гитлеру, а вот утвердил его в качестве символа национал-социализма именно он.

Свастика на нацистском флаге

Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест.

(…) После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга – черный мотыгообразный крест.

После долгих переделок я нашел, наконец, необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста.

— Адольф Гитлер, «Майн кампф»

Кроме того, свастика использовалась как символ немецкого социализма разными военными организациями еще до появления нацистов на политической арене Германии.

К счастью, солнечный символ «сработал» оберегом не самих нацистов, а от нацистов, дав надежду на «благоприятные предначертания» всему остальному миру.

Иудаизм

Символ шестиконечной звезды Давида (гексаграммы) имеет более древнее происхождение, чем сам иудаизм. Еврейским этот символ стал только с XIX века. Сам же знак гексаграммы был известен в Индии под названием Анаханта-чакра, вероятно, задолго до того, как он появился на Ближнем Востоке и в Европе.

Звезда Давида

Существует множество трактовок символа Звезды Давида, среди них как традиционные, так и предложенные в XX веке.

Гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх), небесного и земного, огня в сочетании с воздухом и воды в сочетании с землей; управление всем миром: землей, небом и четырьмя сторонами света и т.д.

Оккультизм

Общему названию учений, основанных на вере в потусторонние и сверхъестественные силы, – оккультизму, тоже соответствует свой символ – пентаграмма. Она является древнейшим и сложным мистическим символом, первые упоминания о котором относятся к Древней Греции.

Пентаграмма в переводе с греческого дословно означает «пять линий». Этот символ, например, был отличительным знаком школы Пифагора, последователи которой считали, что красивый многоугольник обладает многими магическими свойствами.

Исследователи считают, что пентаграмма, вероятно, появилась 4 тыс. лет назад в Месопотамии и обозначала, по всей видимости, астрономическую схему движения планеты Венеры.

Этот звездный символ, как правило, обозначает человека, где верхняя точка – голова, а четыре остальные – конечности. Иногда пентаграмму рассматривают также как изображение пяти чувств.

Пентаграмма

Сатанизм

Печать Бафомета – это официальный символ Церкви Сатаны. Представляет собой все ту же пентаграмму, только перевернутую, часто еще и с вписанной в нее головой козла. Вокруг пентаграммы расположено кольцо, в которое напротив каждого конца звезды вписано имя Левиафана.

Печать Бафомета

Сикхизм

Эта религия была основана в Индии гуру Нанаком (1469 – 1539). Сегодня ее приверженцами являются более 22 млн человек по всему миру.

Наиболее важный символ религии – кханда, которая представляет собой обоюдоострый меч (сикхское представление о святом Воине), окруженный чакром – индийским стальным метательным кольцом (символом единства бога и человека).

По обеим сторонам расположены два кирпана (национальная форма ножа сикхов), олицетворяющие духовную и мирскую власть, что подчеркивает: для сикха одинаково важны как духовная жизнь, так и обязательства перед общиной.

Кханда

Христианство

Символ креста в христианстве, по мнению некоторых исследователей, тоже является не изначальным, а, подобно звезде и полумесяцу в исламе, более поздним нововведением.

Изначально же символом христианской религии было изображение рыбы.

На древнегреческом языке рыба обозначается как ἰχθύς («ихтис (ихтюс)»), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (ΙΧΘΥΣ) – «Иисус Христос – Божий Сын Спаситель».

Православный крест

Православный крест, как известно, отличается от католического и состоит из четырех перекладин. Малая горизонтальная обозначает табличку с начертанием «Иисус Назарей Царь Иудейский».

Косая перекладина символизирует двух распятых рядом с Иисусом разбойников, где направленный вверх конец перекладины обозначает прощенного из них, а направленный вниз – второго, который попал в ад.

Другая версия, однако, гласит, что перекладина – это просто упор для ног распятого, который не давал ему умереть сразу после казни.

Форма креста в виде двух балок, как и у католиков, пришла из древней Халдеи, где, как и в соседних странах, символизировала бога Таммуза.

Католический крест

Интересные материалы:

Источник: http://nlo-mir.ru/religia/32379-religioznye-simvoly.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть