Вечность и миры святых ангелов и злых духов

4.3.1.4. Разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов

“Пространный Катихизис”учит, что не все ангелы “добрыи благодетельны”,существуют и “злыеангелы”95.Священное Писание говорит, что всетворение “хорошовесьма (добро зело)”(Быт. 1, 31). Это надвременная характеристикавсего творения, творение вышло из рукБога, Который благ, и потому оно — благо.

Но откуда же в мире зло? Проблема зла —проблема по существу христианская,которая серьезно не может быть поставленав контексте небиблейского мировоззрения.Для материалистических учений добро изло сами по себе не существуют, нообусловлены человеческим восприятием,сам же мир нравственно нейтрален.

Вдуалистических учениях зло — необходимыйэлемент в структуре мироздания, одноиз условий мировой гармонии. Пантеистическиеучения монистичны, реальность зла здесьвообще не признается, оно понимаетсякак некая иллюзия, следствие недостаточногоразвития человеческого сознания.

Вразличных гуманистических учениях злопонимается как недостаток природы, тоесть не как природа, а как то, чего природев силу тех или иных причин недостает.Действительно, с христианской точкизрения зло не может иметь место средитварных сущностей, ибо Бог не создавалзла.

Тем не менее опыт человечествасвидетельствует, что зло не есть простонекоторый недостаток природы. Зло имеетсвою собственную активность.

Ответ на вопрос оприроде зла дает Господь Иисус Христосв молитве “Отче наш”. Молитва Господнязаканчивается прошением об избавлениинас от лукавого, но лукавый — это ненечто, а некто, некоторая личность. Изло не есть природа, а состояние природы,точнее говоря, состояние воли, ложнонаправленной по отношению к Богу. В. Н.Лосский предлагает следующее определениезла:

Зло — это состояние,в котором пребывает природа личностныхсуществ, отвернувшихся от Бога”96.

На основании СвященногоПисания можно дать следующее определениезлых духов: это личные, свободно-разумныебесплотные существа, по собственнойволе отпавшие от Бога, сделавшиеся злымии образовавшие особый, враждебный Богуи добру, однако зависимый в своем бытииот Бога мир.

4.3.1.5. Падение злых духов

В “ПространномКатихизисе” о злых духах сказано, что

они сотвореныдобрыми, но нарушили долг совершенногоповиновения Богу, и таким образом отпалиот Него, и впали в самолюбие, гордостьи злобу”97.

О падении злых духовговорится в Священном Писании:

И низвержен былвеликий дракон, древний змий, называемыйдиаволом и сатаною, обольщающий всювселенную, низвержен на землю, и ангелыего низвержены с ним” (Откр. 12, 9).

Господь … ангелов,не сохранивших своего достоинства, нооставивших свое жилище, соблюдает ввечных узах, под мраком, на суд великогодня” (Иуд.5-6).

Господь Иисус Христосговорит, что Он

видел сатану,спадшего с неба, как молния” (Лк.10, 18).

Падение злых духов несовершилось одновременно. Сначала палодин — главный, и “емупоследовало, с ним ниспало бесчисленноемножество подчиненных ему ангелов”98.

Этот дух в СвященномПисании называется сатаной (“сатан”по-еврейски — противящийся) (Мф. 12, 26), атакже диаволом (греч. v— клеветник):

сначала диаволсогрешил” (1Ин. 3, 8).

Господь Иисус Христос,указывая на власть, которую диавол имеетнад грешниками, называет его “княземмира сего” (Ин.12. 31), а ап. Павел даже “богоммира сего” (2Кор. 4, 4). По мнению свв. отцов, сатанапервоначально был самым совершеннымиз всех духов99или одним из высших Ангелов100.

Жизнь личностных существ должна бытьобщением в любви, и прежде всего систочником любви — Богом. Тварныеличности должны быть подобны сообщающимсясосудам, постоянно наполняющимся ипередающим свое содержание друг другу.

Однако по необъяснимой прихоти один извысших Ангелов захотел иметь все лишьдля себя, ничего никому не отдавая, итаким образом стал как бы самозамкнутымпустым сосудом. Этот грех называетсягордостью, суть его состоит в своекорыстномповороте внимания на себя самого.

Врезультате собственное “я” ставитсяв центр мироздания, делается кумиромдля самого себя, а все остальное становитсясредством к его ублажению, теряет своюсамоценность101.

Сущность паденияангелов есть гордость:

начало греха —гордость” (Сир.10, 15).

Мир, который образовалиотпавшие от Бога духи, имеет монархическоеустройство. Господь называет его“царством”(Мф. 12, 26). Единоличным главой этогоцарства является диавол, или сатана.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5552977/page:38/

Диак. Владимир Василик. Беседа об ангельском мире / Православие.Ru

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного.

Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом…

Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый…»[1].

Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность.

Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир»[2]. Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира.

Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир.

Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание»[3].

Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира»[4]. С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е.

, вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли»[5]. И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день.

Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи.

Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи.

Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей»[6].

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии.

Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов.

Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра.

Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть».

Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы.

А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13).

Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд.

И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников.

Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор.

Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех.

В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески

Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела»[7].

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах.

Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам.

Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого.

В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина.

Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями.

И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека.

Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения.

Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его».

Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу»[8]. Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.

Отроки в пещи Вавилонской с ангелом.

— Откуда берется ангел-хранитель?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом»[9].

«Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему…»[10]. В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21).

В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь.

«Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви»[11].

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.

33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.

18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/60680.html

5. Мир невидимый: ангелы и понятие о них

познакомиться с основными догматами, касающимися ангельского мира

Ожидаемые результаты:

  • знакомство с библейскими указаниями на существование ангелов
  • понимание отличий ангельской природы от человеческой
  • знакомство с ангельской иерархией
  • знакомство с историей отпадения от Бога падших духов
  • умение обращаться за помощью к святому Ангелу-хранителю

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 1.
  2. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 8. Главы «Мир ангельский», «Духовность истинная и темная».
  2. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.

    : Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «…Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

  3. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.
  4. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград.

    2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.

  5. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Уроки 9, 10.
  6. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Главы «О святых ангелах», «О первом члене Символа Веры».
  7. Ангелы: девять чинов.

    Инфографика.

Ключевые понятия:

  • Творение мира
  • Невидимый мир

Словарь урока:

  • Творец
  • Ангел
  • Ангел-хранитель
  • Архангел
  • Небесная иерархия
  • Падшие духи
  • Диавол

занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто и когда сотворил ангелов?
  2. Какими сначала были все ангелы?
  3. Все ли ангелы равны?
  4. Как называются старшие ангелы?
  5. Что мы знаем о силах и способностях ангелов?
  6. Могут ли святые ангелы согрешить?
  7. Как появились злые духи?
  8. Кто такой диавол?
  9. Может ли диавол исправиться?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации о библейских свидетельствах ангельского бытия.

Работа с инфографикой «9 чинов ангельских». Рассмотрев инфографику и обсудив с учителем её содержание, дети для закрепления материала должны самостоятельно составить в тетрадях таблицу ангельской иерархии.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации о творении мира и презентации об ангельской иерархии.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

материалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 32 «Ангельский мир»:
  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 107 «Сотворение неба – невидимого мира»:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/225412

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть