Почему у христиан нет медитаций?

Чем медитация отличается от молитвы?

Почему у христиан нет медитаций?

Мы спросили у православных священнослужителей и экспертов разнице между медитацией и молитвой.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Медитация — практика, прямо противоположная православной молитве. В молитве человек, сотворенный по Образу и Подобию Божию, максимально мобилизуется  как личность и обращается к Личности Бога. А в медитации человек стирает свое личностное начало, хотя онтологически  это невозможно.

Человек не может не быть  «не личностью», он сотворен как личность. Медитацию можно сравнить с тем, когда человек открывает все окна и двери настежь и ложится спать, и любой злоумышленник может войти в дом и сделать все, что угодно.

Во время медитации человек отключает волю и становится доступным первому встречному «злоумышленнику» из духовного мира.

Медитация — незаконное вторжение человека в духовный мир помимо Церкви. Во время медитации  нельзя встретить Бога. Единственный законный путь в духовный мир  — через Христа.

Попытки сделать это помимо Церкви и Христа приводят к общению с падшими духами. Апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:7).

Во время медитации человек не может исполнять заповедь апостола, и поэтому не может общаться с Богом.

Поэтому во время медитации человек самовольно вторгается в духовный мир, добровольно подвергает себя риску воздействия падших духов и таким образом нарушает первую заповедь Бога и грешит.

ИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЦИКУЛАЕВ-ЧУМАЧЕНКО

основатель и глава движения «Миссия Никольская»

Медитация коренным образом отличается от молитвы.

Во-первых, существует множество видов и форм медитации, например, есть стандартная мантра-медитация, которая состоит из комбинации различных звуков, погружающих человека в состояние измененного сознания.

  Человек впадает в трансовую эйфорию, принимая её за духовные ощущения. Человек становится незащищенным для влияния злых сил, которые на него действуют во время медитации.

Во вторых, медитация направлена на то, чтобы растворить личность человека, а молитва, наоборот, направлена на то, чтобы собрать личность человека. Поэтому все медитативные практики применяются во всех религиях, которые исповедуют пантеизм. Пантеизм — ересь, в которой говорится, что Бог есть все. Бог не есть все.

Бог  — это  субъективная Личность, которая присутствует во всем вне времени и пространства. Бог — причина и создатель всего, только Он не есть все.

Молитва — это разговор двух субъективных личностей, это диалог человека и Бога, а медитация — это попытка уничтожить личность, растворить её ни в чем, превратить её в небытие.

ДМИТРИЙ ЦОРИОНОВ (ЭНТЕО)

основатель движения «Божья Воля», эксперт службы помощи пострадавшим от восточного оккультизма

С точки зрения православной аскетической традиции, медитативные практики крайне опасны.

Они делают разум человека пассивным, бессознательное становится выше сознательного, вне его критики, имеющим право диктовать истины высшего порядка, что являются предпосылкой к глубочайшим ошибкам и соблазнам, прежде всего опасность бесконтрольного влияние на человека мира падших духов. Основа нашей личности — свобода и сознание. Отключая свой разум, во время медитации, мы лишаемся свободы и сознания, что закрывает для нас возможность к познанию истины вообще.

Далеко не все проявления духовной реальности имеют своим источником Бога, более того, ближайшая к человеку область духовной реальности, крайне враждебна и агрессивна, по отношению к нему. Стремление к переживанию особых духовных состояний, доверие своим душевным и телесным ощущениям — опасно и недопустимо, с точки духовного опыта святых.

 Святой  апостол Иоанн Богослов наставляет: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Состояние ложной мистики святые отцы называли термином «прелесть», о есть «сверх обман».

Великий мистик Православия преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Прельщаются и те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное.  Некоторые из таких взбесновались, и в безумии ходят с места на место.

Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами лишили себя жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть, иные удавились».

Гуру учат представлять в воображении при медитации чувственные образы через фантазию. Например, представить внутри своего сердца пламя, источники света, спускающиеся с неба, лик гуру перед собой и т.д.

В молитве православного подвижника концентрация внимания — духовная, без образов, она еще называется умная молитва, или умное делание. О вреде чувственных образов во время молитвы и их источниках говорят многие святые отцы, визуализация категорически запрещена.

Согласно учению святых фантазия удерживает ум на низшем душевном плане, не давая ему подняться на духовный план, став могущественным орудием злой силы.

Святой Никодим Агиорит следует древне-церковной традиции, когда считает фантазию началом, источником греха:  «Орган дьявола — фантазия, и Адама соблазнил он фантазией. Ум Адама до грехопадения не имел фантазии.

В начале плоть не имела ни наслаждения, ни страдания, душа не имела незнания, и в уме не отпечатлевались образы вещей. Ум праотца получил отпечатки через фантазию, которая вошла, как стена между умом и умопостигаемым, и не дает ему войти в простые и нефантастические логосы вещей. Дьявол вводит в грех и заблуждение, в  бессмысленные предрассудки, в утопические ереси и лукавые, распущенные догматы, и во всем этом соблазняет фантазией».

Поэтому, если молитва, которая практикуется в рамках святоотеческой традиции — это живой разговор с Живым Богом, который соединяет нас с Ним Его благодатью, то медитация, это попытка слепо погрузится в область духовной реальности, отключив естественные механизмы защиты от мира падших духов, для последующей интеграции с ними. Более подробно об этой теме можно прочитать на сайте proprosvetlenie.ru

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

Источник: http://orthoview.ru/chem-meditaciya-otlichaetsya-ot-molitvy/

Как православие относится к мантрам и медитации?

Как православие относится к мантрам и медитации?

  • Как Богу угодно: оно их отметает, как нечто чужеродное и душевредное — и правильно делает!
  • Христианская религия не поддерживает мантры и медитации.Вероятно самосовершенствование считается гордыней.Многое в православной религии завязано на грешности и ничтожности человека. На самом же деле так и есть.(Взять обычное желание чего-то достичь и массу психологических курсов, программ и семинаров по этому поводу.Истинно достойному человеку и в голову не придет, что этого надо достигать. Это приходит в голову и внушается только при внутреннем ощущении ничтожности.)И есть различие между мантрой и молитвой.
  • Очевидно плохо относится. Каждой церкви (религии) нужна своя паства, верная и преданная. А то что это такое — и помолились и мантру прочитали? Вы чьих будете? quot;Двум богам служить нельзяquot;.
  • Православие относится к этому, прямо скажем, резко отрицательно. Неудивительно, ведь мантры и медитация являются атрибутами конкурирующих религий, поэтому и воспринимаются в штыки.Вот оценка медитации как ложного духовного пути.Материал о различиях между христианской молитвой и медитациями.
  • Православие отрицательно относится к этому,потому что это не их методы,а других народов и религий. И вообще, судя канонам православия нужно только молиться Б.гу и все у тебя будет,куча постов и праздников непонятных мне например,а когда же работать??? Мантры и медитация-это полезные штуки для мозга,сознания и саморазвития!
  • Как обычные невежды. Не хочу говорить за всех, так как есть христиане, которые занимаются медитацией или йогой, и мантры читают. Молодцы. А есть христиане, которые вообще никаких психических и телесных практик не практикуют, т. е. не развивают свои данные, типа данные от бога, а просто проедают. Не используют проверенный и работающий опыт тысячелетий, просто потому, что он принадлежит первоначально другому народу. Медитация — это и наукой доказано, что крайне полезная вещь, лечащая массу болезней. Однако христиане, православные особенно, русские еще больше, страдают болезнью, которая подобная поведению правящей верхушки СССР. Поиск идеологических врагов, и расправа с ними. Под врагов проходят абсолютно все течения, которым для ярлыка и штампа quot;ересьquot; достаточно просто быть из другой культуры, просто быть плодом стараний другого народа. Так как православие очень националистично. Почитайте господина Дворкина и аналогичных ему. Ведь именно он занимает официальный пост главного сектоведа в РПЦ, при этом не имея даже базового религоведческого образования. Кстати, полно христиан, которые и психологию как науку отвергают, и запрещают ходить к психологам. Аргументируют они это тем, что психологи слишком мягко смотрят на суть проблемы. Дескать психолог может сказать человеку — делай что хочешь, научись выполнять свои желания и преодолевать кризис желаний и возможностей, или того хуже, дескать порекомендовать сексуальную терапию. Почему-то особенно одаренным головам в числе верующих, это кажется очень греховным и неправильным советом.
  • Как православие относится к мантрам и медитации?ну смотря что под этим подразумеватьмедитация ведь это довольно понятие растяжимоеесть медитация как сосредоточенность или внимательность (вопрос только на чем, на ком и зачем.. какая цель)есть медитация которая будоражит воображения и вызывает фантазии, это во-первых мешает уму и интуиции, а во вторых это опасно можно повредится умом, или потерять чувство реальности и жить в мире придуманномЕсть такая буддийская история один ученик приходит к учителю и говорит quot;как мне стать учителемquot; но он говорит ты должен войти вконтакт с одним из божков, а для этого ты должен повторять его имя, думать о нем, разговаривать с ним и когда ты выйдешь на контакт с ним, то тогда приходи и мы подумаем, и вот все его друзья-ученики по монастырю уже вышли на контакт с разными богами, а он приходит к учителю и говорит: ничо у меня не выходит -Как так? Ты мантры читал с его именем? — Читал -А определенные психотехники исполнял? -Исполнял -И чо, никто не приходил? -Да приходили -Дак в чем же дело? -Дело в том учитель, что приходить то они приходили, но я же понимаю, что это плод моего изменненого воспаленного сознания-воображение и это не истинные боги. -Знаешь что! заканчивай свое обучение, и приходи ко мне, ты будешь продолжателем моего дела, потому что ты единственный способен был заметить эту разницу ! Вот мудрая, такая на мой взгляд, буддийская историяну а Церковь, зная опасность такого самообмана, не может не предостерегать от подобных практик; и это искушение своей особенностью и исключительностью, это здорово опьяняет, многие исходя из того что это подогревает эти чувства начинают практиковать, т.е. человеку это подогревает чувства которые лишают его трезвого оценивания себя и окружающего и заражают этим других людей вводя их в заблуждение
  • Православие относится к мантрам отрицательно, потому что это самосовершенствоание, не требующего посторонних и посредников. Любое культовое учреждение берет на себя функцию посредника между человеком и высшими силами. При это мантры как метод так или иначе применяют почти во всех конфессиях. Собственно молитва — это сочетание заклинания и мантры. Но если человек будет сам этим заниматься, то церкви будут не нужны. Так что неприятие мантр — это борьба с конкуренцией.
  • Христианское вероисповедание в отличии от буддизма не имеет в своих учениях ни мантры и ни медитации. Потому что, христиане всецело доверяются Богу и надеются через всемилостивость Бога получить Спасение.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/kak-pravoslavie-otnositsya-k-mantram-i-meditacii/

Древняя техника – Христианская медитация

«Международное общество христианской медитации» (WCCM) – это всемирное духовное сообщество, основанное монахом-бенедиктинцем Джоном Мейном в середине 70-ых годов XX века и официально зарегистрированное в 1991 году. Его цель – обучение христианской медитации в рамках осуществления великого дела восстановления созерцательного измерения христианской веры в жизни Церкви.

Руководит обществом ученик Джона Мейна, отец Лоренс Фримен (ОСБ). Международный центр христианской медитации находится в Лондоне, существует также множество локальных центров по всему миру.

Общество представляет собой «монастырь за стенами», большую семью, состоящую из национальных общин более чем в сотне стран. Основа Общества – локальные группы медитации, которые собираются в домах, приходах, офисах, больницах, тюрьмах, школах и колледжах – почти везде, где живут люди.

Международное Общество носит экуменический характер и служит вселенскому «католическому» единству в диалоге, как с христианскими церквами, так и с представителями других религий.

Мы вдохновляем людей на ежедневную практику медитации, и пытаемся оказать им помощь на этом пути, зная, что сила этого опыта может изменить сердца и преобразить мир.

Что такое медитация?

Чтобы лучше понять, что такое медитация, нам нужно понять значение термина «созерцание». В древней мудрости созерцание было целью жизни, полноценной жизни. Но оно было доступно лишь посвящённым. Лишь образованные люди, находившиеся на вершине социальной лестницы, имели время и возможность для созерцания.

Иисус раскрыл преимущества созерцательного измерения жизни в истории о Марфе и Марии. Мы нуждаемся в более глубоком измерении Евангелия и христианской жизни, если хотим достичь гармонии различных аспектов христианства. В раннем христианстве созерцательная практика была важным аспектом духовной жизни.

Впоследствии она стала ассоциироваться лишь с отшельнической, монастырской жизнью в безбрачии, и часто воспринималась с подозрением.

Иисус же призывал всех стать совершенными в любви и сострадании, как Отец, оставив своё «я» и отбросив материальные проблемы и беспокойства, а затем обратиться к созерцанию, приняв Его иго и «непрестанно молясь». Созерцание – это важнейший элемент человеческой жизни, общий для всех людей.

Марфа и Мария – сёстры, два дополняющих друг друга измерения личности, а не просто два персонифицированных образа. Без спокойствия Марии, сидящей у ног Учителя и слушающей Его, мы становимся как Марфа: раздражительными, недовольными, рассеянными. В конце концов, даже наш труд теряет свою продуктивность.

На самом деле и Мария, и Марфа трудятся: одна внешне, а другая внутренне. Созерцание – часть нашей работы, помогающая нам делать другую её часть лучше. Мария и Марфа – это две комнаты в нашем сердце. Они не просто дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для реализации полноты жизни.

Отец Джон Мейн обнаружил в учении первых христианских монахов IV века простой, практичный и универсальный подход к медитации. Сегодня его могут использовать люди любого возраста и рода занятий.

Этим простым способом, он открыл дверь возрождению созерцательного измерения жизни христиан всех традиций: восточной и западной, католической и реформированной. Также он ещё шире открыл окна для встречи между созерцательными религиями Азии и христианством.

Исходя из этой перспективы, мы начинаем видеть, как всеобщее духовное сознание может развиваться для помощи нам в борьбе за мир, справедливость, сочувствие угнетённым, любви к окружающей среде, оздоровлению наших социальных институтов и экономики.

Как медитировать?

Медитация так же естественна для духа, как дыхание для тела. Эта древняя духовная практика, глубоко укоренённая в христианской традиции, представляет собой простой путь к миру с самим собой и к единству с Духом Христа.

Мы не говорим, что медитация – это «единственный способ» молитвы или единственный путь к мудрости. Но медитация – тишина, спокойствие и простота – ведёт к опыту открывающейся целостности, вере и святости. Святость – это сочетание мудрости и сострадания в повседневной жизни.

Мы предлагаем простую практику медитации, разработанную отцом Джоном Мейном:

  • – Найдите тихое место.
  • – Примите удобную позу, держите спину прямо.
  • – Прикройте глаза.
  • – Сидите спокойно, насколько это возможно.
  • – Дышите глубоко, будучи одновременно расслабленными и бодрствуя одновременно.
  • – Начните медленно про себя повторять Вашу мантру или молитвенную формулу. Прислушивайтесь к словам, повторяя их.
  • – Продолжайте повторять мантру спокойно и с верой, в течение всего времени медитации.
  • – Возвращайтесь к повторению, если оно прервалось.
  • – Повторяйте одну и ту же мантру в течение всей медитации день за днём.

Не следует оценивать качество своей медитации. Плоды появятся сами собой в Вашем сердце, в Вашей жизни и в Ваших отношениях. Не поддавайтесь расстройству и разочарованию, если Вы не можете сосредоточиться.

Именно для этого мы и медитируем – мы учимся преодолевать рассеянность. Нет необходимости подавлять или насильно прогонять мысли и образы.

Пусть они приходят и уходят, а Вы сосредотачивайтесь на мантре – молитвенной формуле или священном слове.

Мы рекомендуем мантру «маранафа», древнюю христианскую молитву на арамейском языке, на котором разговаривал Иисус. Она переводится как «гряди Господь». Повторяйте это слово как четыре равных по продолжительности слога: ма-ра-на-фа.

Вслушивайтесь в это слово, и оно откроет Вам своё значение, но не думайте о его значении. Мысли будет приходить и уходить, но не пытайтесь подавлять их или сопротивляться им. Просто позвольте им свободно перемещаться.

Когда Вы чувствуете, что Ваше сознание рассеивается, и мысли и впечатления снова привлекли Ваше внимание, просто с верой и любовью вернитесь к мантре. Медитируйте дважды в день (в идеале рано утром и рано вечером).

Оптимальная продолжительность медитации – 30 минут, но можно начать с 20, и постепенно довести до 25 минут или до полу часа. Будьте терпеливы и просты.

Если Вы решили начать заниматься медитацией, то хотелось бы дать несколько советов. Прежде всего, не оценивайте уровень своего прогресса. Ощущение неудачи или успеха может стать самым большим раздражителем.

Не ищите никаких особых «ощущений» в медитации – Вы не должны ожидать, что случится что-то особенное. Ощущения могут показаться странными на первый взгляд, поскольку опыт молчания не знаком большинству из нас, и сильно отличается от того, что мы обычно подразумеваем под молитвой.

Мы также не привыкли быть простыми. Молчание, спокойствие и простота, тем не менее, являются высшей целью. В одной из своих притч, Иисус сравнил Царство с семенем, посаженным кем-то в землю. Человек живёт обычной жизнью, а семя молча растёт в земле так, «что об этом никто не знает».

То же самое происходит с нами, когда слово укореняется в наших сердцах. И как в притче, придёт время, и оно даст о себе знать. Не всегда это будет заметно в медитации, но Вы обязательно ощутите это в жизни. Вы начнёте пожинать плоды Духа, Вы обнаружите, что возрастаете в любви.

Если Вы когда-либо приостановите Ваши занятия – на день, на месяц или на год – просто вернитесь к ним снова в надежде на щедрость Духа, пребывающего среди всех нас.

Архиепископ Кентерберийский о Джоне Мейне и христианской медитации

«Одно из основных наставлений, которое я почерпнул от Джона Мейна и из христианской созерцательной традиции – это то, что он помог мне восстановить важность особого вида стабильности и верности в ежедневной практике медитации. Необходимо быть верным практике и мантре, которую мы повторяем.

Это напрямую связано с тем, что говорили о стабильности отцы-пустынники. Вся практика повторения мантры и занятия медитацией, повторения молитвенной формулы, имеет смысл в контексте жизни, о которой говорили отцы-пустынники. Это жизнь, в которой мы постоянно пытаемся сложить вместе наши заботы и самобичевание, наши обязанности».

(Rowan Williams, «Silence and Honey Cakes»).

Источник: https://meditation-portal.com/drevnyaya-tekhnika-khristianskaya-meditaciya/

Можно ли медитировать верующему христианину

Можно ли медитировать верующему христианину

ХРИСТИАНСТВО И МЕДИТАЦИЯ
Три независчитых священник представляют свое мнение о медитациях для человека верующего.

Медитация или молитва? (разъяснение для людей нецерковных)
Мнение священника Федора Косолапова

«Я думаю, неверно считать медитации средством «заглянуть в себя», решить какие-то психологические проблемы или тем более проблемы со здоровьем. Просто в любой религии цель любой религиозной практики только одна – установление связи с Божественным.

Для того, собственно, и существуют вообще религии (само слово, предположительно, происходит от латинского «религаре» – связывать, то есть соединять человека и Бога или богов). А поскольку медитация – это религиозная практика, то она и преследует именно эту цель в контексте той религии, где она возникла.

Что касается решения проблем душевных или физических, то даже если такое имеет место, то только как побочный эффект. А вообще это крайне сомнительно.

То же самое касается молитвы. Это религиозная практика, направленная на соединение с Богом в христианстве. При этом существуют мнения (и даже какие-то «исследования»), что молитва влияет на телесное здоровье.

Когда я такое слышу, я обычно не возражаю (ну если что-то хорошее пиарят – пусть), но внутри меня кто-то морщится ???? При чем здесь здоровье? Молитва – это средство общения с Богом.

Если кто-то молился и попутно себе молитвой здоровьечко поправил – я рад за него ???? А вот целенаправленно лечиться молитвой – это уже попахивает язычеством.

Так вот – медитация и молитва возникли в разных религиях, в которых принципиально разные представления о Божественном. Значит, они «соединяют» совсем с разными вещами. Можно говорить о том, что медитация и молитва преследуют диаметрально противоположные цели.

Медитации впервые упоминаются в Ведах – это сборник священных текстов индуизма (традиционная религия народов Индии). Из индуизма эта практика перешла в буддизм. Теперь надо понять, что такое Божественное, с которым имеет возможность соединиться человек в этих религиях (а значит, какова цель медитаций).

Если очень коротко, главное отличие индуизма и буддизма от христианства заключается в отсутствии в первых идеи о личностном Боге, то есть таком Боге, с которым можно вступить в диалог. То есть Божественное нечто присутствует, но разговаривать с этим нечто также продуктивно, как и с деревом или стеной.

Исходный тезис буддизма – «бытие есть страдание». Следовательно, спасение – избавление от страданий – это избавление от бытия, то есть небытие.

Личность человека должна быть растворена в безличном Божестве (у буддистов – в нирване), подобно тому, как песчинка соли растворяется в океане.

Таким образом, можно говорить о том, что 1) медитация в принципе не предполагает иного субъекта, кроме самого медитирующего; 2) медитация в конечном счете призвана ДЕМОНТИРОВАТЬ (ликвидировать, разрушить) личность медитирующего.

В противоположность указанным восточным религиям, в христианстве есть понятие о Боге как о личности. То есть Бог может быть субъектом общения, участником диалога. И способ установления связи с Ним предельно прост: надо с Ним заговорить, обратиться к Нему с речью. Это и называется молитва.

В сравнении с медитацией: 1) молитва предполагает присутствие Слушателя молитвы (Бога), другого Участника беседы; молитва – это диалог; 2) молитва призвана ФОРМИРОВАТЬ личность молящегося по образу и подобию Бога, потому что, общаясь с Богом, человек меняется (как в народе говорится, «с кем поведешься, от того и наберешься»), или, в церковной терминологии, «освящается», т.е. делается святым, подобно тому, как Свят Сам Бог.

Обязательно к прочтению:  Синестезия: твоя боль — моя боль

В общем, тут нужно выбирать, что больше нравится: разрушить свою личность или сформировать её.»

Вот цитата из Википедии:

«Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит своё несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь.

Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит.

Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного».

P. S. Слово медитация – латинского происхождения. В оригинальных индуистских текстах – это «дхьяна». В буддизме – «чань». Из той же статьи в Википедии следует, что существует некая терминологическая путаница, когда некоторые виды христианской молитвы также называют «медитацией».

Надо ясно понимать, что тождество наименования не означает тождества по сути. Христианское «сосредоточение» и «созерцание» – это все равно сосредоточение ради общения с Богом и созерцание личностного Бога, как бы мы это ни назвали.

Это принципиальное отличие от практик восточных религий, которые не предполагают личностного Бога.

Медитируй, созерцая (святое бесстрашие)
Мнение священника Петра Боева

«Не перестаю удивляться решительной грубости моих собратьев и родственников по вере. Обычно когда человек в чем-то не компетентен, он ищет знающего. Здесь же ровным счетом наоборот: все подлинно красивое – когда-то забытое, а теперь обретаемое – подвергается не критике даже, а тотальному уничтожению.

Была ли возможность задуматься, зачем преподобный Симеон провел 37 лет на столпе? Это было в V веке, в VII веке уже Алипий провел так 60 лет, а в X веке Лука Новый Столпник – 45 лет. Святые делали это намеренно, чтобы условия их жизни максимально настраивали на суть молитвенного созерцания.

Приходилось ли размышлять, с какой целью монахи уходили в затвор? Многие православные любят цитировать святителя Феофана, однако совсем не помнят о том, что он оставил епископское служение ради затворничества. Русская монашеская традиция чрезвычайно богата примерами такого обособления ради непрерывной молитвы.

Почитая подвиг преподобного Серафима Саровского, вникаем ли в его сердцевину? После принятия священного сана он ушел из монастыря и жил в одиночестве. Тысячу дней, как известно, он провел на камне, но что это было по существу, понимаем ли мы сегодня? На долгое время он брал на себя обет молчания, а также уходил в затвор.

Противоестественно отрицать что-то по принципу чуждости. Если у нас чего-то нет, это не значит, что оно неправильно. Напряженность, возникшая в связи с употреблением слова, взятым из другой традиции, говорит лишь о формальности подхода. По существу, аскеты совершали медитацию, но называться это могло как-то иначе.

Коллапс заключается в том, что сегодня сама практика самодвижной молитвы в обыденном благочестии отсутствует.

Если бы даже кто-то начал говорить о том, что он занимается созерцанием, боговидением или умным деланием, это вызвало бы не меньшую волну осуждения.

Гораздо привычнее заниматься вычитыванием молитв, предваряемых и завершаемых суетой мыслей, от которых, оставаясь на прежнем духовном уровне, современный человек не в силах освободиться.

Сегодня мы воспеваем наших святых, праведников, подвижников, но было ли так в их времена? Известно, что когда первые монахи ушли из городов в пустыни, иерархи не знали, что с ними делать. Это было весьма кричаще, выглядело эпатажно, подвергалось критике.

Здоровый человек должен получить профессию, завести семью и заниматься домом, а тут такое… Можем ли мы, почитатели Феодосия Печерского, проникнуть в боль матери, которая много раз отговаривала его от монашества, преследовала его, возвращала домой силой? Мы привыкли гордиться подвигами святых, не вникая в их суть.

Это ли почитание? Это ли хранение Предания? Это ли преемственность?»

Медитация.
Мнение священника Дмитрия Нефедьева

«В этой публикации я хочу сделать попытку беспристрастного взгляда на проблему хождения медитации в православных кругах и на проблему несоответствия\соответствия этого явления православной традиции. Сразу попрошу: если будете читать, читайте до конца!

Меня спрашивают, зачем я пишу свои заметки. На чьей стороне я в этом холиваре, который бьет по Церкви и будоражит умы. Я отвечу: Я НЕ УЧАСТВУЮ В ХОЛИВАРЕ. Платон мне друг, но истина дороже! Поэтому я – за мир и истину.

К сожалению, многие отцы торопятся судить о чем-то, не потрудившись узнать об этом от людей, практикующих предмет суждения. Например, сектанты обвиняют православных в том, что мы молимся иконам, хотя никто из православных не молится иконам, а молятся первообразу, отображенному на них. Католики очень удивятся, когда услышат многие наши в их адрес обвинения.

Так вот, прежде чем обвинять медитацию непонятно в чем, следует спросить людей, её практикующих, как они её понимают и чего они хотят добиться с её помощью.

Я спросил несколько человек. Один, не практикующий её, но очень долго её изучавший, объяснил, что медитация – это упражнения, имеющие целью избавить ум от помыслов. Другой, практикующий, сообщил, что она служит для внутреннего успокоения мятущегося ума, чтобы он был в состоянии решать необходимые задачи.

Иных вариантов не было. Но мы не будем пока делать далеко идущих выводов. Посмотрим на сам механизм медитации. Попытаемся выделить общие черты разных техник: 1) Человек принимает какую-либо позу и 2) сосредотачивает внимание на каком-либо объекте. Объект может быть как внутри человека (дыхание, сердце, сексуальное напряжение, мысль), так и снаружи (какой-либо предмет, статуя, даже икона).

Теперь посмотрим на святоотеческое наследие. Всем рекомендую для прочтения статью Духанина В.Н. «Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского».

А также Добротолюбие!

Итак! «В начале свт. Игнатий приводит учение прп.

Григория Синаита, в котором есть такие слова: «С утра, сев на стулец, высотою в пядь, низведи ум от головы в сердце, и держи его в нем, наклонившись болезненно, и очень болезнуя грудью, плечами и шеею, непрестанно взывай умом или душею: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Удерживай несколько и дыхание, чтоб не дышать неосторожно». «Опустив голову вниз, и ум собирая в сердце — если отверзлось тебе твое сердце — призывай в помощь Господа Иисуса.

Боля плечами, и часто подвергаясь головной боли, претерпевай это с постоянством и ревностию, взыскуя в сердце Господа, потому что царство небесное есть достояние понуждающих себя, и понуждающие себя «восхищают е» (Мф. 11:12). Господь указал, что истинное тщание заключается в претерпении этих и им подобных болезней. Терпение и пождание во всяком делании есть родитель болезней душевных и телесных»

Обязательно к прочтению:  Как уберечь себя от наказаний за чужие грехи

«Свт. Игнатий замечает, что наиболее полно и ясно художественное делание умной молитвы изложено у блж. Никифора Афонского. Во-первых, блж. Никифор учит о низведении ума в сердце при посредстве дыхания, так как дыхание связано чрез легкое с сердцем, именно сердце, по блж.

Никифору есть производитель дыхания, а также орудие жизни и теплоты телесной. У блж. Никифора есть такие слова: «Седши, и собрав твой ум, введи в ноздренный путь, которым дыхание входит в сердце; приведи дыхание в (самое тихое) движение, и понудь ум сойти с вдыхаемым воздухом в сердце.

Когда он взойдет туда, то последующее за этим будет исполнено для тебя веселия и радости»»

Святые отцы в Добротолюбии настаивают даже на необходимости творить именно сердечную молитву. Для чего?
Чтобы бороться с парительностью ума. То есть, чтобы мысли не блуждали во время молитвы, все мысли нужно подавлять.

И вообще смысл умного делания – в подавлении абсолютно всех помыслов и творении молитвы в тишине.

Отцы обращают внимание, что ум поначалу томится закрытый в клети сердца, однако, когда сердце согревается молитвой, ум также находит услаждение.

Именно с помощью умной молитвы св. отцы не сходили с ума за годы молчания и затворничества.

Святые отцы утверждают, что молитва может быть и без низведения ума в сердце. Но только молитва сердечная может считаться полной и совершенной, почему и обучали этой молитве даже новоначальных.

Однако уточняется и особо подчеркивается отцами, и в особенности свт. Игнатием, что это путь опасный, и человек, идущий этим путем, должен не искать впечатлений, а не выпускать из ума ПОКАЯНИЕ.

К сожалению, по общению с членами братства «Святое дело» я не вижу ПОКАЯНИЯЦЕНТРИЧНОСТИ их благочестия, хотя, конечно, могу ошибаться. А все святые хором предупреждают об опасности этого пути БЕЗ покаяния.

Итак, резюмируем. Медитация – понятие, не чуждое христианской традиции. Слово чуждое, понятие – нет. Но в современном благочестии медитация как основа умного делания находится под табу из-за опасности этого пути и отсутствия опытных духовников-руководителей.

Даже в восточных культах подчеркивается опасность этого пути, на котором многие повредились умом. И судя по публикациям того же Евмения, да и отца Иоанна Логинова, эта участь не миновала и их.

Поэтому, друзья мои, не занимайтесь этим деланием, пока не прочтете хотя бы Добротолюбие и книгу Духанина В.Н.»

Источник: https://molitva.me/mozhno-li-meditirovat-veruyushhemu-hristianinu/

Вред и опасность медитации, мифы и реальность

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Руслан Цвиркун, и сегодня поговорим о вреде и опасности медитации. В моем личном опыте негативных последствий не было, хотя я медитирую уже более 10 лет.

Но я видел несколько таких случаев, а также много читал об этом на просторах англоязычного интернета.

Иногда так происходит, что мифы выдают за реальность, поэтому я постараюсь быть максимально объективным, приведу примеры из своей жизни и развею некоторые предрассудки.

Техника безопасности

Я не хочу напугать новичков, которые только начинают постигать азы. Поэтому прежде чем говорить о вреде медитации, рекомендую прочесть 2 статьи о пользе:

  1. Польза и эффект от медитации
  2. Научные исследования о преимуществах медитации

А также сделаю одно уточнение:

Соблюдая простые правила предосторожности, можно легко избежать нежелательных последствий

Правило 1. Не перегибайте палку

Не нужно прыгать сразу в омут с головой и медитировать по несколько часов в сутки. Это как в спорте.

Если физически неподготовленный человек в первый же день тренировок начнет заниматься также, как профессиональный спортсмен, то скорее всего он надорвет себе мышцы. С медитациями почти так же.

Необходимо начинать с небольших шагов, уделяя этому по 10-15 минут в день. Более подробно об этом вы можете прочесть в моей статье “Сколько нужно медитировать”.

Правило 2. Подберите подходящие вам техники

Существует огромное количество медитативных техник, но не все они подходят для современного человека. Некоторые медитации разрабатывались для жизни в сложных условиях, например, в лесу или пещере, а некоторые специально для отреченных монахов.

Также есть разные философские школы, которые ставят перед собой различный цели, к которым должна привести медитация. Поэтому если вы вдруг ощущаете, что какая-то техника вам не подходит, то лучше ее не практиковать. Все люди индивидуальны, кому-то подходит одно, кому-то — другое.

Подберите себе такие медитации, которые подойдут именно вам.

Правило 3. Наблюдайте за собой

Ниже я опишу некоторые возможные негативные последствия медитации. Там нет необратимых эффектов, все это можно отследить, если прислушиваться к себе и периодически наблюдать за собой со стороны. Если вы заметите, что в вас начинает это проявляться, то работа над собой поможет вам погасить нежелательные проявления.

Виды негативных последствий от медитации

Аскетизм и отшельничество

Некоторые люди, которые занимаются саморазвитием и медитациями,так увлекаются процессом, что начинают подражать великим аскетам, йогам, святым. Бросают семью и работу, аргументируя это тем, что мирские привязанности мешают им духовно развиваться.

Я считаю это не правильным, особенно для семейных людей. Гораздо больше пользы будет, если такой человек поможет просветляться своим родным, чем бросит их на произвол судьбы, чтобы делать это единолично.

Чаще всего это вызвано ложным энтузиазмом, и он также быстро заканчивается, как и появился.

Возможно заниматься медитациями проще в отшельничестве, в прошлые эпохи это был единственный вариант на самом деле. Но разве наиболее легкий путь является правильным? Тут еще стоит поспорить, что легче.

Я как-то читал притчу, подходящую к этой теме. Один “просветленный” человек сказал: «Я избавился от привязанностей, теперь я оставлю все и уйду в монастырь». Через некоторое время, когда он обжился в монастыре, возвращаясь с трапезы, он увидел другого монаха, который сидит под полюбившимся ему деревом. Тогда он воскликнул; «Уйди! Это мое место для медитаций».

Одна из главных целей, которая достигается с помощью медитации — избавление от чувства собственности. Только даже если вы все бросите и уйдете в лес, это совсем не гарантирует, что привязанности исчезнут.

Отречение и аскетизм — это как результат нашей практики, но не как средство. Невозможно с помощью сухого отречения, не приобретя в замен высший вкус оставить все привязанности.

Я тоже в свое время в поисках истины покинул отчий дом и отправился путешествовать, жил несколько лет в монастырях и ашрамах. Обучался тонкостям медитации и духовной науки в Индии. Вы можете прочитать мою историю на странице об авторе.

Но я не считаю, что это был вред, который принесла мне практика медитации. Напротив, для меня это было огромное благо. В результате таких поисков у меня сформировались мои внутренние ценности, я нашел свой путь и строю свою жизнь с теми принципами которым научился и глубоко впитал.

Совсем не обязательно повторять то, что делают другие. Каждый индивидуален.

Депрессии и психические расстройства от медитации

Медитация сама по себе не может являться источником депрессии и уж тем более психических расстройств. Просто когда человек останавливает поток мыслей и приоткрывает дверь в свое подсознание, он может узнать о таких скрытых мотивах, чувствах и желаниях, которые могут его расстроить и даже напугать.

Это все равно что заглянуть в темный чулан, заполненный разным хламом, причудливые тени которого будоражат разум, и заставляют мурашки бегать по коже. Но стоит открыть окно и впустить туда солнечный свет, страхи тут же развеются. Не нужно бороться со своей природой и подавлять то, что нам присуще.

Изучайте свои качества, проливайте свет на свои скрытые страхи.

Именно из-за боязни узнать себя лучше, многие люди пытаются с головой уйти в дела и бытовые проблемы, большое количество времени посвящают телевизору или интернету, а некоторые даже подсаживаются на алкоголь или наркотики.

Еще одной из причин, почему критики утверждают, что медитация — вред, и она вызывает депрессию, является то, что некоторые люди бросают ее на полпути. Ко мне обращались пара человек, которые потеряли уверенность в себе, из-за нескольких неудачных попыток практиковать медитацию. Они высказывали примерно такие мысли: “Это все не для меня.

Я слишком приземлен и мне далеко до духовного роста. У меня ничего не получилось и не получится”. Если и у вас, уважаемый читатель, присутствуют такие сомнения, то я спешу вас успокоить, у меня тоже не все получается с первого раза.

Для того, чтобы добиться успеха в любой области, необходимы тренировки и практика, медитация не является исключением.

Проявление плохих качеств

В процессе медитации можно заметить в своем уме очень низкие мысли и желания. И иногда это всплывает наружу. И можно подумать, что раньше, до того как мы начали практиковать мы были лучше и не имели ничего подобного у себя в голове. Но это не совсем так.

Представьте себе тихий, спокойный пруд, и на первый взгляд он может показаться очень чист. Но стоит взять палку и начать ей мутить дно, как на поверхность начнет всплывать грязь и другие нечистоты. Не сложно предположить, что это все там было, а не появилось откуда то извне.

Так и наше подсознание глубоко хранит в себе разные отпечатки. Когда мы начинаем в него заглядывать оно выдает на поверхность всю ту грязь, которая там накопилась. Выход один — просто продолжать практику.

Вся грязь всплывет на поверхность и потом уйдет навсегда, если конечно мы ее не станем удерживать.

История из древних Ведических текстов Шримад Бхагаватам:

Много тысяч лет назад полубоги и демоны пахтали молочный океан, чтобы добыть нектар, эликсир бессмертия. И перед тем как появился нектар на поверхность всплывали разные вещи. И в один момент появился яд, который мог заполнить весь океан.

Участники этого события были напуганы и не знали, что делать. Они взмолились высшим силам. И тогда появился великий Шива. Он выпил весь этот яд, тем самым спас всех.

С тех пор у Шивы на шеи осталась синяя полоса, которая напоминает об этом событии.

Так и в нашей жизни, начиная пахтать свой Ум, в процессе этого обязательно всплывет вся грязь, и также как Шива удалил яд по просьбе полубогов и демонов, так и мы должны будем своей решимостью доказать желание очиститься от яда и обратиться к Богу, с просьбой помочь преодолеть эти препятствия на пути духовного самосовершенствования.

Кардинальные перемены в жизни

Когда человек начинает заниматься медитациями и саморазвитием, безусловно, в его жизни происходят перемены.

У него изменяются ценности и мировоззрение, расширяется кругозор, исчезают дурные привычки, а на смену им приходят полезные, интересные увлечения.

Конечно, такие кардинальные перемены внесут изменения в весь жизненный уклад человека. У него может поменяться круг друзей, работа и т.д.

Рассмотрим такой пример. Мужчина, который любил выпить в компании друзей и весело провести время, начал практиковать медитацию и заниматься духовным ростом.

Со временем интерес к выпивки у него пропал, и оценивая трезвым взглядом своих друзей-собутыльников, скорей всего он придет к выводу, что пора что-то менять.

Он может попытаться вдохновить друзей на занятия духовными практиками и отказ от пагубных привычек, но скорее всего у него ничего не выйдет. Выпивохи просто перестанут с ним общаться, а он найдет себе компанию единомышленников.

Казалось бы, что плохого в том, что жизнь меняется к лучшему? Для осознанного человека — это хорошо, но его не пробудившемуся окружению такие перемены могут не понравится.

Приведу пример. Одна моя знакомая рассказывала, что начала заниматься медитацией, чтобы быстрее восстанавливать свою энергию, так как она очень уставала на работе и перестала справляться со своими обязанностями.

Медитация привела к неожиданному результату, она осознала, что коллеги пользуются ее мягкостью и перекладывают на нее часть своей работы. Она научилась давать отказ, и отношения с сотрудниками ухудшились. Но моя знакомая не стала отчаиваться, тем более что настоящие друзья поддержали в ней такие перемены личности.

Ее рабочая продуктивность улучшилась, и через некоторое время она стала руководительницей этого отдела.

Как я уже говорил выше, в моей жизни также произошли кардинальные перемены. Я полностью перестроил свой образ и направление жизни. Я не могу сказать, что я прям что то бросил, так как особо и бросать было нечего. Да, у меня диплом экономиста, я работал в нескольких крупных компаниях, но это было все не мое.

Я не успел особо там сделать карьеру, как принял решение, что делать ее вовсе не собираюсь. У меня  стал выбор, превратить свою жизнь в рутину, либо заниматься любимым делом и развиваться в том направлении которое приносит мне счастье и удовольствие. Я выбрал второй вариант. Не все меня поддержали в таком решении, но выбор был за мной.

Я ни капли об этом не жалею, а благодарю Бога за то, что он дал мне силы и разум поступить именно таким образом.

Чувство превосходства

Еще один из возможных негативных эффектов медитаций — это так называемый “синдром гуру”. Занимаясь духовными практиками, человек раскрывает свои способности и постигает многие знания, недоступные обычному обывателю. Из-за этого у некоторых людей возникает чувство превосходства над окружающими.

Как правило, такие последствия медитации могут возникнуть через год ежедневных практик. В это время очень важно отследить не появилось ли у вас чувство надменности и превосходства. Если все именно так, то как можно скорее проработайте это качество, иначе все труды и старания могут пропасть даром. Потому что такое состояние останавливает процесс духовного развития, а затем происходит спад.

Одно из главных предназначений медитации — раскрыть в себе божественную, абсолютную любовь, а она не совместима с чувством превосходства. Ведь любящие родители не считают себя лучше своих детей, только лишь по той причине, что они мудрее. Не придирайтесь и не презирайте людей за их недостатки и слабости, лучше помогите им вырасти до вашего уровня.

В защиту медитации

Напоследок, хочу добавить — не стоит избегать медитации, только лишь потому, что могут быть описанные выше эффекты. В повседневной жизни опасностей не меньше.

Хотя бы взять просмотр телевизора и использование интернета. Вам в голову вкладывают чужие идеи, навязывают ненужные цели и желания, над которыми трудились рекламщики и пиар-менеджеры.

В этом случае медитация может помочь очистить ваш разум от ложного и оставить истинное.

Медитация — это очень мощное средство, и нет ничего удивительного, что небрежное к ней отношение может вызвать нежелательные последствия. Но преимуществ и пользы от практики медитации гораздо больше, чем вреда. А соблюдая простые правила предосторожности, описанные в первой главе, вы сможете снизить эти негативные последствия до минимума или полностью избежать их.

Источник: http://veda108.ru/vred-i-opasnost-meditatsii-mifyi-i-realnost/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть