Почему надо уважать старость

Содержание

Классный час: «Почему я уважаю старость»

Почему надо уважать старость

15.01.16г.

Классный час: «Почему я уважаю старость».

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

Планируемые результаты: учащиеся поучат возможность воспитывать в себе уважение к пожилым людям, желание заботиться о них, оказывать помощь в делах; получат возможность развивать навыки выразительной речи, умения рассуждать, высказывать и аргументировать своё мнение.

Оборудование : карточки со словами и пословицами.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

Рассказ «Старый дедушка и внучек».

— Как вы думаете , о чем задумались родители мальчика после такого ответа?

— Послушайте, какое стихотворение родилось у Ирины Когольницкой:

Как к старикам наш мир жесток и скуп,Но всё своё имеет отраженье…Отец на скатерть проливает суп,у сына и невестки — отвращенье.

Он слеп и глух, так непонятна речь,Чтоб не сидеть с ним за обедом близко-Решили посадить его за печь,И пищу ставить в деревянной миске.Но вот однажды их родной малыш.Принёс в избу от дерева кусочек.

-А ну, скажи нам, что ты мастеришь?Порадуй-ка родителей сыночек!И мальчуган сказал такую речь,Что в ней сумела истина открыться:- Состаритесь, вас посажу за печь,

Я мастерю из дерева корытце.

Вы молоды и полны сил. И вам не так-то просто понять пожилых людей с их моралью, с нотациями, с нравоучениями. Отчего эти старики такие вечно неугомонные в своем недовольстве, почему они вечно причитают, и все им не нравится.

То им не нравится стиль вашей одежды и музыки, которую вы слушаете, то не нравится с кем вы общаетесь и дружите. Да, действительно так, пожилые люди бывают, ворчливы и чрезмерно обидчивы, требуют к себе больше внимания, и им порой непросто угодить.

Однако на это у них есть свои причины, и зная их вам будет проще любить, понимать и уважать старшее поколение.

  • В пожилом возрасте у человека нарушается память, зрение, слух, реакция. Им, действительно, в силу возраста тяжеловато живется, они не успевают за современным темпом жизни, они любят воспоминания о молодости. Но это совсем не означает, что такой человек “тупой” и не способен вас понять. Порой бабушки и дедушки обладают способностью понимать своих внуков гораздо больше, чем родители.
  • Любой пожилой человек в душе он по-прежнему молод, у него есть свои желания, мечты, идеи. Он так же нуждается общении, в понимании. Не игнорируйте своих стариков, если они проявляют интерес к вашим делам. Перестаньте раздражаться, если вдруг бабушка или дедушка заинтересовались вашими увлечениями. Несмотря ни на что в своеобразной житейской мудрости им не откажешь. Слушайте, что они говорят, и попытайтесь переложить на современность.
  • К сожалению, пожилые люди бывают и слишком капризны. Простите им эту слабость. Ведь когда-нибудь, и вы станете старенькими. Старики просто-напросто страдают от недостатка внимания. Дарите им его, и вы увидите, как они резко помолодеют, а их поведение сильно изменится в лучшую сторону . Дарите им почаще разные подарочки, недорогие, но, главное, чтоб со смыслом и от сердца. Это так приятно, что о тебе помнят! Ведь у пожилого человека становится меньше друзей, а одинокая старость – это болезни, капризы, мысли о смерти.
  • Относитесь с заботой к старикам. Помогите с огородом, по дому, сходите в магазин. Чаще спрашивайте «нужна ли помощь?”
  • Хорошие родители на своём примере показывают, как надо уважать, любить, понимать старость. Рассказывают детям о своих родителях, о соседях, об их делах, заслугах. А заслуг достойных вашего внимания найдётся немало, было бы желание их увидеть! Их есть за что уважать!И дети уважают и любят старость не по умолчанию, уважают и любят за, то, что они столько жили, столько дел было ими сделано для будущего поколения. Даже просто за то, что родили и воспитали ваших родителей.

Стихотворение читает ученик.

Не обижайте стариков. Не надо!Не обижайте стариков. Не надо!Они свою большую жизнь прошли,У них теперь одна лишь есть отрада,Которую вы им бы дать могли!Обрадует их добрая улыбкаИ несколько простых, но теплых слов.

Их жизнь уже и так недолга и зыбка,И вся из боли и тревожных снов.Они живут в своих воспоминанияхВ их стариковских неспокойных снах,Им видится война и время созиданья,И маленькие дети на руках…Пусть в чем-нибудь они и виноваты,Вы не ищите злых, колючих слов.

Они- вчерашние солдатки и солдаты,

ПРОШУ-НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!

Слово учителя:

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днём пожилых людей, а в Российской Федерации этот праздник отмечается с 1992 года.         

Сегодня мы будем говорить о самых главных людях в доме.

«Ассоциативный куст».

— Какие слова вам приходят на ум , когда мы говорим об отношении к пожилым людям?

Игра «Собери пословицу».

Задание: на столе лежат карточки с пословицами о добре, соберите правильно пословицы.

Учись доброму

плохое на ум не пойдёт

Про доброе дело

говори смело

Жизнь дана

на добрые дела

Худо жить без

ласкового слова

Доброе слово лечит,

а злое калечит

Злой плачет   от зависти,

а добрый от радости

Не одежда красит человека,

а его добрые дела

«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», — гласит русская пословица. Почему так говорят?

Итог классного часа.

— Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим:

«Старые люди имеют право на …(уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек).

Источник: https://infourok.ru/klassniy-chas-pochemu-ya-uvazhayu-starost-766150.html

Старость надо уважать. Когда есть за что. |

Дети с ветеранами

 

Уважение к старшим — не веяния времен. Это совершенно естественный кусочек паззла нормальной иерархии в обществе. В общем и целом пожилой человек обычно более опытен, более мудр в жизненных вопросах.

Во многих народах, особенно восточных и южных, почитание старших — основа основ. Без семьи ты там — никто и ничто.

Если ты не уважаешь старших, не слушаешь их советов и не выполняешь их, — ты — изгой, и дни свои закончишь печально.

 В странах Запада идет мощная тенденция отделяться от старшего поколения (ибо на сегодня все легче молодым жить самим, без помощи предков), но об уважении с старшим все равно не устают повторять. Давайте возьмем нашу необъятную. Как у нас складывалось уважение к старшим? 

Раньше без семьи (которая обыкновенно была большой), молодому поколению было просто не выжить. Помощь передавалась от дедов к отцам, от них — детям, от тех — младшим детям, а еще были дядья-тетки-кумовья. Помощь старшего поколения трудно было переоценить. Особенно в тех семьях, где не было возможности получить образование — всему учили старшие. Наставляли, помогали.

 В моем детстве об уважении к старшим говорили очень много. Я застала еще советское время (родилась в 1983), и даже умудрилась быть принятой в октябрята и — в самую последнюю волну — в пионеры (после нас уже не принимали никого). 

Почему тогда это было так актуально? Потому что в наши году пожилые люди были сплошь ветераны Великой Отечественной войны плюс жители Блокадного Ленинграда, если еще и брать мой город.

Действительно: ужасы, пережитые тем поколением, сложно переоценить. Этого поколения сейчас почти нет.

У моих детишек на вечера, посвященные Снятию Блокады или Дню Победы, единицы оставшихся в живых ветераны, которым обыкновенно уже за 90 лет, еще рассказывают, «как оно было».

 Ныне же старшее поколение пенсионного возраста (традиционно с этого возраста предполагается то самое «уважение», ведь пенсионный возраст подразумевает нетрудоспособность) — люди, рожденные уже после войны. У меня как раз в этом году мама и свекровь на пенсию вышли, и родились они в начале 1960-х. Потому те «дедушки и бабушки», которых мы в большинстве видим сейчас на улицах, — либо войны вообще не застали, либо в войну были совсем в несознательном возрасте. Отсюда уважение по факту участия в эпохальном событии они уже не имеют, как априори имело поколение ветеранов ВОВ. За что же уважать? Да как любого человека — за его дела, поступки, поведение, принесенную обществу пользу. Если ты мудрость используешь во благо молодому поколению, если готов помогать своим опытом и делиться знаниями (когда тебя об этом просят!), — честь тебе и хвала. Если же ты советы даешь непрошенные, если рушишь жизнь более молодому поколению и считаешь, что имеешь право на доминирование только потому что ты старше и опытнее, — за что ты хочешь уважения? И — самое вопиющее. Когда пожилой человек ведет себя откровенно по-скотски, когда плюет на общественные правила и какую-то мораль, когда срывает свое не всегда хорошее настроение на окружающих, когда плетет интриги и ставит палки в колеса, такой человек, даже в почтенном возрасте, — уважения не заслуживает. А вот презрения и порицания — да. Не зря родственники некоторых очень пожилых особ ждут только одного: когда же этот человек отойдет на тот свет и перестанет вгонять в гроб их самих?Почему вместо посильной помощи этот старый маразматик намеренно усугубляет ситуацию с жильем, имуществом, да и просто не дает жизни? За свою жизнь я видела много таких случаев — когда пожилой человек устраивал скандалы на ровном месте в поликлинике, когда оскорблял откровенно окружающих, когда назло портил жизнь людям. И тут — опять. Недавняя сцена повергла меня в неприятный шок, хотя на сегодня удивить меня сложно. После наших тренировок с дочкой (7 лет) отправились домой. Часто ходим пешком (минут так 20-25), но тут и погода плохая, и устали что-то. Решили на транспорте. Транспорт долго не подходил, дочка извелась, затем подошел — понятно — переполненный автобус. Не совсем шпроты — но так, свободное передвижение по салону явно невозможно. Далеко мы забираться не стали — выходить через 4 небольших остановки. Поставила ее, держу, смотрю, чтобы не задавили. На второй остановке открывается дверь, и салон оглашается зычным голосом бабули: «Давайте, давайте, чего стоим, поднапряглись, подвинулись!» И тут пошла такая волна со стороны двери, что я натурально испугалась за дочку. В салон буквально ввалилась делегация бабушек лет 65, причем очень бодрых и бурно что-то обсуждающих. Люди вокруг тут же хором стали кричать, чтобы бабули напор сбавили — здесь ребенок. Бабуля (которая главная — жутко грубая и хамоватая тетка) даже ухом не повела. Кроме прочего, из салона выходил полный мужчина и также орал, чтобы они его сначала выпустили. Но бабулям и этот факт был побоку. Он встали в плотное оцепление у самой двери — и хоть бы что им. На бабуль орет уже весь салон. Одни — чтобы выпустили мужчину (еще и с огромным чемоданом), другие — чтобы не толкались — здесь ребенок. С огромным трудом, уже уговорив водителя подождать, мужчине удалось таки выйти. Бабули громко обсуждали свои дела, наплевав на окружающих и попробовали еще протолкнуться в автобус, хот влезли все, и с комфортом. Неприлично громко смеялись: «Смотрите, один мужик вышел, и четверо бабушек сразу поместились. Надо же так жрать!» (мужчина был и правда очень полный, но полный явно от болезни, а не от невоздержанности в питании).На мой ор, чтобы не давили ребенка, главная фыркнула своим: «Нет, вы гляньте. Едет тут женщина. Еще и с ребенком». На что я уже рассвирипела и пригрозила вытолкнуть их одним махом на следующей остановке. Сил хватит, а на их возраст мне уже положить. Бабули только так поутихли. Через две остановки они послушно вышли, выпустив нас, потому что мой взгляд им говорил, что или они это сделают добровольно, или принудительно бай май стронг хэндс. Что ж, дочке наглядный урок, что не любого человека в возрасте нужно уважать. Мрази есть в любом возрасте. 

Но и это еще не весь поток рассуждений. Возьмем мое поколение. Поколение 80-х — 90-х. Чему нас начали учить в молодости? Правильно: «Бери от жизни все», «Ты этого достойна». Т.е. взращивали в нас потреблядство, и многим его удалось привить.

 На сегодня есть такая прослойка ребят работоспособного возраста, которые живут исключительно для себя. Себе во благо, насрав на окружение. Фоточки в инсту, работа только для жизнеобеспечения, упоротость по красоте и вечной молодости или — напротив — тупое пробухивание жизни. Нередко еще и делают так, чтобы окружение их обслуживало. Да, это их дело, как они живут. Но если такая потреблядь, дожив до 60 лет, будет делать какие-то нелепые указания моему ребенку, ссылаясь на более почтенный возраст, мой ребенок будет обучен смело посылать таких почтенных туда же, куда эти почтенные всю жизнь посылали «общественное мнение». 

Так что, нынешние и будущие бабушки, к возрасту требуется приложение в виде полезного жизненного опыта, желания и умения наставлять, помогать и уж точно не мешать.

Но если ты сегодня — молодая тупая пи*да, то с возрастом просто будешь старой тупой пи*дой. А если ты сейчас молодой хамоватый мудак, то с возрастом превратишься в озлобленного хамоватого мудака-старичка.

И не уважение тебе, а в старое морщинистое лицо тот орган, на который ты бодро посылал окружающих в свою молодость.

Тогда расскажите друзьям!

Источник: http://kantrust.ru/starost-nado-uvazhat-kogda-est-za-chto/

Неуважение к старости стало обыденностью общества

Неуважение к старости стало обыденностью общества

В России стариков не любят и не уважают. И это уже стало чертой нации. Они мешают своим детям и дорого обходятся властям. Предлагаю всем пожилым людям жить как можно дольше и радоваться жизни несмотря ни на что – на зло выродкам и подонкам.

Когда в поисковик интернета забиваешь словосочетание «уважение к старости», — появляется не масса добрых позитивных историй о том, почему нужно любить и уважать стариков, с умилительными картинками седовласых парочек в клетчатых пиджаках, а вылетает огромное количество ссылок на вот эту фразу одного из лидеров современного креативного класса России Артемия Лебедева: «Все-таки, единственная вещь, которая мне непонятна в человеческой культуре — это уважение к старости. Подумаешь, какой-то *** дольше меня на свете живет. Тоже мне, ***, событие. Но нет, у этого *** целая мировоззренческая старческая позиция есть — его надо уважать за то, что он дольше меня живет. Ну я столько же проживу, ну и что? В чем достижение-то? А баба Дуся еще дольше живет, и****?»
Встречаются и такие: «Стоит ли уважать человека лишь за его возраст? Не всегда люди старые вызывали у меня уважение потому что являлись откровенно говоря глупыми сволочами. Так что же, мне уважать его за то, что он сволочь в годах или за то, что столько прожил а не нажил ума?», — и много подобных.

Дискутировать с московскими блогерами на тему, стоит или нет уважать старость, я не собираюсь, предмет спора слишком глупый и бессодержательный.

И правда, кто в нашем обществе открыто рискнет заявить, что старость он не уважает? Разве что какой-нибудь тролль или фашист, считающий, что старые и слабые – не тот контингент, на который должно опираться здоровое и сильное общество.

Но в действительности свое отношение к старости, к родителям, бабушкам и дедушкам наше общество демонстрирует, разумеется, не словами, а как это часто бывает, делом. И вот в этом вопросе, я считаю, наша страна уже прошла определенную точку невозврата.

Пора уже принимать законодательные меры в отношении некоторых повзрослевших детей, чиновников и одиозных словоблудов. Отношение к старости в нашей стране стало опасным и губительным.

Хочу рассказать несколько историй из жизни.

В свои 60 пенсионерка Татьяна Андреевна вынуждена искать мужчину, у которого она могла бы поселиться. Женщина настолько отчаянно ищет спутника жизни с квартирой, что унизила себя до самого отвратительного отребья – просто она не привыкла жить одна, да и жить ей особо негде.

Не подумайте, что всю жизнь она, как стрекоза, пробегала, так ничего и не нажив. У нее есть собственная двухкомнатная квартира. Но несколько лет назад она пустила в нее пожить сына. А сын оказался человеком весьма религиозным и во всех отношениях положительным.

И вот вздумалось ему избавиться от матери, и он ей говорит: «Найди кого-нибудь и живи с ним, а нам – молодым, дай спокойно пожить, ведь нам еще детей рожать, подниматься как-то надо». И натурально выгоняет маму из квартиры.

Бедная женщина иногда ночует у моей мамы на даче – она не хочет идти в свой дом.

Я предложила Татьяне Андреевне опозорить публично ее сына и церковь, в которую он ходит, но женщина испугалась и попросила этого не делать. Родители… Они любят своих детей, несмотря ни на что. Разве за одно это они не достойны нашего уважения?

Ситуация, когда дети выгоняют своих родителей на старость лет, весьма распространена. Знаю немало историй, когда родители отдают свои хороший квартиры детям, а сами переезжают в общежития, где имеется лишь общий душ и туалет.

До 70% постояльцев дома престарелых в Братске имеют детей, причем многие из них вполне здоровы и успешны, а чтобы попасть в дом престарелых, нужно отдать учреждению свою квартиру, то есть, дети настолько стремятся избавиться от родителей, что даже перспектива получить наследство от них их не прельщает. Очередь в социальное учреждение в нашем небольшом городе растянулась на 3 ближайших года – потомки просто не знают, куда спихнуть своих стариков. Мой брат на днях сказал, что людей, которые сдают своих родителей в дома престарелых, нужно расстреливать. Слишком многих тогда пришлось бы расстрелять.

И еще одна история. Не так давно наш город посетил губернатор и провел душевную встречу с активом города. На эту встречу пришел практически ослепший фронтовик. Немощный старик поставил перед властью вопрос ребром: «За что я воевал?» А оказалось, что с ветерана в глазной клинике дерут в три шкуры за операцию на глаза.

Осмотр обошелся ему в 2 тысячи 300 рублей, а за возврат зрения требуют еще тысяч 50. Зал плакал, глядя на эмоционального вопрошающего старика. Губернатор стал звонить по вопросу незамедлительно и спустя 10 минут объявил, что операцию сделают бесплатно. Зал аплодировал.

Спустя три дня я случайно встретилась с мэром нашего города, и он рассказал, что из глазной клиники старика все-таки выгнали без операции, и он снова пришел в администрацию. Еще раз аплодисменты всем.

Старики крайне невыгодны нашему правительству. Я бы сказала, они его напрягают настолько, что сил никаких нет. Вороватая и глуповатая страна не может обеспечить ни нормальные пенсии, ни вменяемую льготную политику, ни сформулировать простейший посыл для общества о том, что старость нужно уважать, а не мучиться вопросом: что же с ними делать и за что их уважать?

Да особо конкретно в нашем городе этим вопросом уже никто и не мучается. Старики всех здесь достали, и их шпыняют отовсюду. Братск является дотационной территорией как раз из-за пожилых. Мы платим налогов на доходы физ. лиц значительно меньше, чем требуется для обеспечения пенсий.

То есть, город и его трудящийся класс не может обеспечить пенсией своих стариков.

И вот, видимо, поэтому в городской власти постоянно спекулируют темой старости: нужно ли дарить открытки труженикам тыла на 9 мая? Выделять или не выделять льготы на бассейн? Как сделать так, чтобы полу бесплатный проезд до дачного участка стал для старика совершенно невыносимым? Как заставить пожилых людей не ходить в кружки и секции, а вынудить их постоянно сидеть дома? На все эти вопросы успешно найдены ответы. Открытки можно не дарить, автобусы можно не давать и организовать несусветную давку, а в культурных учреждениях можно установить рыночные цены на аренду помещений для репетиций.

Мы не раз говорили в блоге о том, что стариков в нашей стране воспринимают лишь как электорат. К сожалению, я знаю немало людей, которые смотрят на них именно так.

И когда на выборах, не дай бог, выигрывает какой-нибудь неудачный мэр вроде Александра Серова, люди около политики говорят, что ответственность за это несут пенсионеры. Это они довели город до нищеты и варварского разграбления.

Это они воспитали плохих детей, вырастили безответственных политиков, это у них, одним словом, не хватило мудрости и сил построить страну, в которой всем нам жилось бы хорошо и счастливо. Мы не спрашиваем с себя – мы все время спрашиваем с кого-то. А они молчат. Если бы они могли ответить так, как мы этого заслуживаем.

Они во всем виноваты, так вот пусть и получают то отношение и ту жизнь, которую заслужили. С таким отношением мы никогда не станем сильным и гражданским обществом, и вопрос: нужно ли уважать старость, — еще долго не потеряет своей актуальности.

Источник: https://www.irk.ru/news/blogs/Elenakutergina/722/

Старость сложно уважать

В расхожей максиме «старость нужно уважать» заложена определённая степень насилия. Понятно же, что уважать по указке невозможно. Но тут включается моральный шантаж: нужно не только потому, что нравственно, нужно под страхом общественного осуждения.

Собственно, смысл этой фразы сводится к тому, что хорошие люди уважают старость. А если вдруг уважать не получается — вот нужно, но что-то мешает — несложно ограничиться внешним: не копая слишком глубоко, предъявить обществу уважительное отношение.

Уступайте места пожилым людям и инвалидам. Всегда пожалуйста.

Но давайте всё-таки копнём.

Моё уважение к старости, заложенное школьным воспитанием и помноженное на тбилисское детство, в котором любая старуха была немножко королева-мать — к моим сорока с небольшим порядком поколеблено.

Раздражение. Недоумение. Жалость.

Меня окружают шестидесятилетние развалюхи, обиженные на самоё мироздание за то, что они — такие.

Две пожилые соседки, встретившись у подъезда, развёрнуто жалуются друг другу, у кого где болит и как нехороши, неразумны их дети.

Одна из них живёт за стенкой, я пытался подарить ей наушники, чтобы она смотрела в них свой субботний сериал — но она гневно отказалась и, оставаясь по субботам дома, я вынужден ходить в берушах, чтобы не слушать, как сражается за своё человеческое счастье Султан Сулейман из её «Великолепного века».

Мужичок неопределённого возраста на костылях после инсульта, перекошенный, подволакивает ногу. Я помню его просиживающим с приятелями в беседке у магазина, с пивком, под разговоры о происках мировой закулисы.

Монотонная удушающая трагедия. Старость как оправдание. Инвалидность как убежище.

На поверхности — понято что. Плохая медицина, нищенские пенсии. По нынешним старикам прокатились приватизация и девальвация, все прелести волчьих девяностых. А всё же.

Скажу это вслух: многие из этих потухших, насквозь больных людей сделали всё, чтобы их старость выглядела именно так.

Родители нескольких моих приятелей расплачиваются за то, что так и не нашли в себе силы согнать лишний вес. Инфаркты, диабет. И в каждом случае — в каждом — средоточием жизни годам эдак к пятидесяти становился диван перед телевизором.

Все мои родственники от шестидесяти и старше, так и не сумевшие заставить себя бросить курить и следить за своим здоровьем, неизлечимо больны. Рак, нефрит, паркинсонизм. Это не про плохую медицину, это их выбор — превратить финальные годы в наглядное доказательство тезиса «Курение убивает».

Банальность катастрофы.

Пустота и страдания как результат неодолимой пассивности и наплевательского отношения к себе.

Никогда бы не решился изложить всё это публично, если бы не те прекрасные несокрушимые старики, знакомством с которыми горжусь. Они для меня живое доказательство того, что наша старость — дело наших рук. По крайней мере, если судьба обошлась без злой иронии.

Одни сумели сохранить дюжий интеллект, другие завидную физическую форму, третьи восхищают и тем и другим одновременно. Перечислять титанов-стариков из писательского цеха не стану: во-первых, слишком длинный получится список, во-вторых — «так то ж писатели». Но вот — тётка Марина, дальняя родственница.

Типичный пенсионер, всю жизнь проработала на заводе в отделе качества. Пенсия — девять с копейками. Муж умер давно, дети, сын и дочь, разъехались по стране. Аскеза, которой она с какой-то аристократической беспечной лёгкостью отвечает на грубость и несправедливость жизненных обстоятельств — из категории «не повторять, опасно».

Заливает на ночь овсяные хлопья: воду выпивает на завтрак, сами хлопья съедает на полдник. Каждое утро зарядка (не просмотр программы «Жить здорово!», а зарядка, на спортплощадке, если погода подходящая, или на балконе). Монашеская сосредоточенность и сила духа. Всё, что экономит на еде, тётка Марина тратит на поездки.

То детей навестит, то смотается куда-нибудь по горящему туру. Заговори с ней о трудностях бытия — губы подожмёт и отмолчится. Перед тёткой Мариной Джанлука Вакки, отплясывающий на яхте — как откосивший от армии мажор перед дембелем-крепышом.

Судя по тому, как идут дела в Пенсионном фонде, нам — тем, кому сегодня от сорока до пятидесяти — светит примерно такой же комфорт доживания, какой достался старикам нынешним. Заработать и отложить, чтобы хватило на автономное от государства существование, получится не у всех. Дамы и господа, пора готовиться.

Если спросите: что сам-то сделал для того чтобы не стать обузой в старости — отвечу. Курить бросил. Похудел на 20 кг, с девяноставосьми до семидесятивосьми. Спортзал (не был там лет с двадцати, но теперь регулярно), здоровое питание: ни соли, ни сахара, контроль баланса жиров-углеводов, вот это всё.

Дополнительных расходов не требует, к слову. И усилий особых не потребовалось тоже. Как-то само получилось. Испуг действительно способен спровоцировать экстремальный выброс энергии. А я испугался. Той старости, которая меня окружает. Обещал сыну, что не буду таким никогда.

Хочу, чтобы он меня уважал, когда я состарюсь.

Источник: https://svpressa.ru/blogs/article/161455/

«Вроде как они слышали, что старость положено уважать»: зачем нам связь поколений и как ее сохранить

   Читать оригинал публикации на theoryandpractice.ru   

Почему важно знать, какое отчество у деда Саши и зачем вместо фартука дарить бабушке путевку и бальное платье? «Теории и практики» вместе с национальной конференцией «Общество для всех возрастов» продолжают спецпроект «Третий возраст — 2». В новом выпуске социальный журналист Анна Белокрыльцева, директор программы «Точка роста» Елена Буковская, геронтолог Саодат Камалова и общественный деятель Баян Ахметжанова рассуждают о связи поколений и ценности старшего возраста

Анна Белокрыльцева

социальный журналист, директор Автономной некоммерческой организации «Студио-Диалог»

Для начала я хочу задать такой провокационный вопрос. А почему мы должны уважать людей старшего возраста? За что? В любом поколении люди есть самые разные, мы же с вами это знаем.

Почему именно вот этот возраст? Мы собираем истории пожилых людей, обычно им около 80 и даже ближе к 90 годам.

Так вот я для себя нашла такой ответ: наверное, потому что до такого возраста доживают люди очень яркие, со стержнем, которые не сдаются.

Ценности старшего поколения трудно транслировать молодым — между поколениями пропасть. Я иногда спрашивала молодежь: «За что надо уважать стариков, пожилых людей?» И они как-то не очень определенно отвечали, что так положено, что это традиция. У них личной позиции не было.

Вроде как старость нужно уважать, вроде как они про это слышали. Когда люди пытаются найти ответ на этот вопрос, у меня появляется ощущение, что всем нам страшно неудобно перед стариками. Всем, кто моложе — страшно неудобно. Может, пока источник этого теплого чувства — он в этом.

Проект, который мы делаем, называется «Наша летопись». Мы собрали уже более 200 историй из жизни пожилых людей.

На сайте есть система поиска: можно искать по регионам, где человек родился, где воевал (конечно, о войне очень много историй, это настолько знаковое событие в жизни старшего поколения, что без них не обойтись).

Иногда сами люди присылают свои истории, иногда их родственники записывают, мы обращаемся в советы ветеранов, другие общественные организации, дома престарелых.

Также есть проект «Горячая линия информационной и социально-бытовой помощи пожилым людям». Всем, кто звонит на эту линию, мы предлагаем записать историю своей жизни. На самом деле, это волонтерская помощь пожилым.

Координатор принимает звонки, пытается разобраться в проблеме пожилого человека, мы находим волонтера где-то поблизости, чтобы помочь. В 20% случаев людям просто нужна информация, 40% — это просьбы помочь вымыть окна, вынести мусор и тому подобное.

В жизни пожилых людей, честно говоря, внимания не очень много.

«Нужно найти инструменты общения, которые помогут вернуть младших в настоящее из будущего, а старших — из прошлого»

Елена Буковская

Проект «Точка роста» является своеобразной моделью сообщества для всех возрастов. Он родился из многолетней работы с подростками — не с пожилыми людьми, а именно с подростками.

У нас возникло ощущение, что из активного мировосприятия детей уходят старшие, их замещают современные явления этого мира.

А ведь исследования показали, что заинтересованное участие 4-6 взрослых в воспитании молодого человека на стадии формирования личности — это первостепенное условие для его устойчивости, для его счастья, для его гармоничного мироощущения.

4-6 взрослых — это, по сути, это родители и бабушки-дедушки с двух сторон. Думаю, далеко не каждая московская семья сейчас может похвастать такими внутрисемейными связями и отношениями. Мы хотели воспроизвести старые, традиционные способы общения и обмена опытом.

На протяжении многих лет мы задаем младшим участникам нашей программы вопрос:«Назовите ФИО мамы, папы и бабушки с дедушкой».

И если папы и мамы еще входят в круг людей, которые имеют отчества, то третье поколение — это либо «баба Зоя», либо «деда», или «деда Саша», а кто за ними — даже в отчестве не прослеживается.

Понимаете, преемственность поколений внутри семьи — это в том числе лица, имена, какие-то трудовые достижения, место и территория. Мы отталкивались от идеи, что главный капитал территории — это дети, которые формируют будущее, и старшее поколение, которое создало для этого условия.

Когда маленький человек начинает свою школьную жизнь, он все время думает о том, что будет потом: когда он окончит первый класс, когда он сдаст выпускные экзамены, начнет карьеру. Он уходит из своего настоящего, все время проецирует свои действия на будущее.

И, наоборот, старшее поколение уходит куда-то со сцены на задний план и остается в прошедшем времени. Много раз на встречах старшего поколения с младшим доводилось видеть, как уважаемые, очень самодостаточные люди, следуя стереотипу, начинали рассказывать о своем прошлом.

Такой разрыв приводит к деформации ценностей.

Например, в Белгородской области, в Старом Осколе, мы собирали школьников и старшее поколение — 90-летних участников боев на Курской дуге. Мы поставили младшим задачу: не выслушать внимательно, что расскажут ветераны, а дать понять, что подростки могут научить старших таким вещам, которые еще (или уже) находятся за полем их активной жизни.

И, правда, когда мы предложили подросткам занять место выступающих, пожилые сказали: «Ну чему нас могут научить эти люди?» А эти люди стали учить их новым технологиям. И обнаружилось, что у всех есть компьютеры, но никто не умеет ими пользоваться. Например, у одного любимая внучка жила в Канаде, и он не представлял, как использовать скайп.

Нам нужно было найти инструменты общения, которые помогут вернуть младших в настоящее из будущего, а старших — из прошлого, и создать общий язык коммуникации. Получилась очень даже неплохая картина взаимодействия.

В школах у нас возник ряд проектов, кулинарных, профориентационных.

Идеи чаще всего предлагали наши младшие участники, а старшие поддерживали их в силу своих профессиональных возможностей, культурного и исторического фона, интереса.

Я не раз слышала со стороны младших такое замечание: нам казалось, что все взрослые на одно лицо, а вы, оказывается, такие разные и такие интересные. В группах возраста 55+ было, конечно, было предвзятое отношение к взаимодействию с младшими, они предполагали, что будет либо невнимание, либо агрессия, либо безразличие.

Младшие участники были из центров семейного воспитания и подростковых клубов — они проявили больше терпения. Многие дети, действительно, лишены участия взрослых в своей жизни, там понятия дедушек и бабушек в принципе нет. Они были особенно заинтересованы.

И мы слышали такие разговоры: «Идет дождь за окном, у меня нет зонта, а я на свидание должен пойти, как вы думаете — она придет или нет?»

Саодат Камалова

директор ООО «Центрально-Азиатский геронтологический центр», главный геронтолог министерства здравоохранения и социальной защиты населения республики Таджикистан

Общество для всех возрастов — это миф или это реальность? Гален еще во втором веке до н. э. утверждал, что старость — это не заболевание, а определенное состояние организма и подчеркивал, что быть старым — это не значит быть больным.

Однако, в литературе прошлого мы всегда видим заботу о пожилых людях, и нигде не видим активной роли самого пожилого человека. Эта тысячелетняя история перешла и к нам. Сейчас наша социальная защита как только может занимается уходом за пожилыми людьми.

Это привело к тому, что появилась большая группа пассивного и разочарованного населения — большинство пенсионеров всем недовольны.

Что же происходит и почему мы недовольны нашим положением? Выход на пенсию в период рыночных отношений стал серьезным этапом в жизни любого человека. Заслуженно полученная роль пенсионера заставляет, действительно, считать, что человек прожил достойную жизнь и теперь занимает отдельное место в жизни общества.

Но, на самом деле, большинство пенсионеров остаются обездоленными и нуждаются в социальной помощи. Это состояние психологи называют синдромом отставки или шоком отставки. Почему у нас синдром отставки? Потому что мы утратили свои социальные роли. Вчера мы были всем нужны — сегодня не нужны.

Вчера мы получали определенную сумму, а сегодня мы бедные. И самое страшное — мы попали в информационный вакуум. Мы чувствуем, что стали обузой для своих детей. Ну, а часть людей на бывшем постсоветском пространстве попадает в дома престарелых уже поневоле.

Сейчас, в период рыночных отношений, нельзя обеспечить качество жизни пожилым людям только заботой. Я считаю, что самым главным для пожилого человека является доступ к образованию.

Является ли старшее поколение важнейшим носителем традиций и истории? Я хочу посмотреть на пожилого человека с экономической точки зрения. Мы все приходим к пониманию, что совокупность человеческого и социального капитала — это национальное богатство каждой страны. И пожилые люди — это неиспользованное национальное богатство.

«Если у нас пожилая женщина идет в норковой шубе, значит, она воспитала достойных детей»

Баян Ахметжанова

президент Общественного объединения «Ардагер», Казахстан

Я всегда начинаю с вопроса: что мы дарим пожилым людям? Платочки, фартуки, тапочки, носочки и прочий-прочий бред.

Это отношение нашего общества к пожилым людям: мы его не видим активным, все эти «подарки» говорят о том, что мы его изолировали от себя.

Поэтому нужно менять наш подход к подаркам: надо, наверное, настраивать на то, чтобы дарили бальное платье (может, когда-нибудь она соберется в театр), надо дарить парфюм, туристические путевки и так далее.

[attention type=green]

В Казахстане всегда было трепетное отношение к семье. У нас красной нитью проходит принцип: старший — младшему, младший — старшему. Моя бабушка говорила: «Если ты хоть раз перейдешь дорогу пожилому человеку — ты мне не друг».

[/attention]

И я в своем раннем детстве стояла и ждала, когда же уже эта бабушка пройдет. А если пожилой человек видел, что ты ждешь, он всегда давал тебе благословение на лучший путь. Наверное, на этих маленьких благословениях мы росли.

У нас есть незыблемое правило, которое сейчас иногда пытаются не исполнять: если есть хоть один сын, родители живут с сыном; если несколько сыновей — родители живут с младшим сыном.

Если есть сыновья, но мать выбирает дочерей, про нее говорят, что она сирота, потому что мужской род не смог обеспечить безопасность пожилым, и к этим людям относятся плохо. Если семья теряет мужчину-кормильца, у нас она никогда не останется в бедности и без охраны.

У нас женщина никогда не останется без попечения. А если у нас пожилая женщина идет в норковой шубе, значит, она воспитала достойных детей — у нас норковые шубы покупают родителям дети на праздники. Воспитание начинается в семье. В семье воспитывается нужность.

У меня отец, например, никогда не называл сноху — сноха, он запрещал это слово и всегда называл ее дочерью.

Пожилым людям нужно общение. Чем больше мы любви отдадим, тем больше получим, поэтому я призываю к любви.

Источник: https://lenta.co/vrode-kakoni-slyshali-chto-starost-polozheno-uvazhat-zachem-nam-svyaz-pokolenij-ikakee-sohranit-249012

«Вроде как они слышали, что старость положено уважать»: зачем нам связь поколений и как ее сохранить

социальный журналист, директор Автономной некоммерческой организации «Студио-Диалог»

Для начала я хочу задать такой провокационный вопрос. А почему мы должны уважать людей старшего возраста? За что? В любом поколении люди есть самые разные, мы же с вами это знаем.

Почему именно вот этот возраст? Мы собираем истории пожилых людей, обычно им около 80 и даже ближе к 90 годам.

Так вот я для себя нашла такой ответ: наверное, потому что до такого возраста доживают люди очень яркие, со стержнем, которые не сдаются.

Ценности старшего поколения трудно транслировать молодым — между поколениями пропасть. Я иногда спрашивала молодежь: «За что надо уважать стариков, пожилых людей?» И они как-то не очень определенно отвечали, что так положено, что это традиция. У них личной позиции не было.

Вроде как старость нужно уважать, вроде как они про это слышали. Когда люди пытаются найти ответ на этот вопрос, у меня появляется ощущение, что всем нам страшно неудобно перед стариками. Всем, кто моложе, страшно неудобно. Может, пока источник этого теплого чувства в этом.

Проект, который мы делаем, называется «Наша летопись». Мы собрали уже более 200 историй из жизни пожилых людей.

На сайте есть система поиска: можно искать по регионам, где человек родился, где воевал (конечно, о войне очень много историй, это настолько знаковое событие в жизни старшего поколения, что без них не обойтись).

Иногда сами люди присылают свои истории, иногда их родственники записывают, мы обращаемся в Советы ветеранов, другие общественные организации, дома престарелых.

Также есть проект «Горячая линия информационной и социально-бытовой помощи пожилым людям». Всем, кто звонит на эту линию, мы предлагаем записать историю своей жизни. На самом деле это волонтерская помощь пожилым.

Координатор принимает звонки, пытается разобраться в проблеме пожилого человека, мы находим волонтера где-то поблизости, чтобы помочь. В 20% случаев людям просто нужна информация, 40% — это просьбы помочь вымыть окна, вынести мусор и тому подобное.

В жизни пожилых людей, честно говоря, внимания не очень много.

«Нужно найти инструменты общения, которые помогут вернуть младших в настоящее из будущего, а старших — из прошлого»

директор программы «Точка роста»

Проект «Точка роста» является своеобразной моделью сообщества для всех возрастов. Он родился из многолетней работы с подростками — не с пожилыми людьми, а именно с подростками.

У нас возникло ощущение, что из активного мировосприятия детей уходят старшие, их замещают современные явления этого мира.

А ведь исследования показали, что заинтересованное участие четырех-шестерых взрослых в воспитании молодого человека на стадии формирования личности — это первостепенное условие для его устойчивости, для его счастья, для его гармоничного мироощущения.

Четверо-шестеро взрослых — это, по сути, родители и бабушки-дедушки с двух сторон. Думаю, далеко не каждая московская семья сейчас может похвастать такими внутрисемейными связями и отношениями. Мы хотели воспроизвести старые, традиционные способы общения и обмена опытом.

На протяжении многих лет мы задаем младшим участникам нашей программы вопрос:«Назовите ФИО мамы, папы и бабушки с дедушкой».

И если папы и мамы еще входят в круг людей, которые имеют отчества, то третье поколение — это либо «баба Зоя», либо «деда», или «деда Саша», а кто за ними — даже в отчестве не прослеживается.

Понимаете, преемственность поколений внутри семьи — это в том числе лица, имена, какие-то трудовые достижения, место и территория. Мы отталкивались от идеи, что главный капитал территории — это дети, которые формируют будущее, и старшее поколение, которое создало для этого условия.

Когда маленький человек начинает свою школьную жизнь, он все время думает о том, что будет потом: когда он окончит первый класс, когда он сдаст выпускные экзамены, начнет карьеру. Он уходит из своего настоящего, все время проецирует свои действия на будущее.

И, наоборот, старшее поколение уходит куда-то со сцены на задний план и остается в прошедшем времени. Много раз на встречах старшего поколения с младшим доводилось видеть, как уважаемые, очень самодостаточные люди, следуя стереотипу, начинали рассказывать о своем прошлом.

Такой разрыв приводит к деформации ценностей.

Например, в Белгородской области, в Старом Осколе, мы собирали школьников и старшее поколение — 90-летних участников боев на Курской дуге. Мы поставили младшим задачу: не выслушать внимательно, что расскажут ветераны, а дать понять, что подростки могут научить старших таким вещам, которые еще (или уже) находятся за полем их активной жизни.

И правда, когда мы предложили подросткам занять место выступающих, пожилые сказали: «Ну чему нас могут научить эти люди?» А эти люди стали учить их новым технологиям. И обнаружилось, что у всех есть компьютеры, но никто не умеет ими пользоваться. Например, у одного любимая внучка жила в Канаде и он не представлял, как использовать скайп.

Нам нужно было найти инструменты общения, которые помогут вернуть младших в настоящее из будущего, а старших — из прошлого, и создать общий язык коммуникации. Получилась очень даже неплохая картина взаимодействия.

В школах у нас возник ряд проектов — кулинарных, профориентационных.

Идеи чаще всего предлагали наши младшие участники, а старшие поддерживали их в силу своих профессиональных возможностей, культурного и исторического фона, интереса.

Я не раз слышала со стороны младших такое замечание: нам казалось, что все взрослые на одно лицо, а вы, оказывается, такие разные и такие интересные. В группах возраста 55+ было, конечно, предвзятое отношение к взаимодействию с младшими: они предполагали, что будет либо невнимание, либо агрессия, либо безразличие.

Младшие участники были из центров семейного воспитания и подростковых клубов — они проявили больше терпения. Многие дети лишены участия взрослых в своей жизни, там понятий «дедушка» и «бабушка» в принципе нет. Они были особенно заинтересованы.

И мы слышали такие разговоры: «Идет дождь за окном, у меня нет зонта, а я на свидание должен пойти, как вы думаете — она придет или нет?»

директор «Центрально-Азиатского геронтологического центра», главный геронтолог Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан

Общество для всех возрастов — это миф или реальность? Гален еще во II веке до н. э. утверждал, что старость — это не заболевание, а определенное состояние организма, и подчеркивал, что быть старым — это не значит быть больным.

Однако в литературе прошлого мы всегда видим заботу о пожилых людях и нигде не видим активной роли самого пожилого человека. Эта тысячелетняя история перешла и к нам. Сейчас наша социальная защита как только может занимается уходом за пожилыми людьми.

Это привело к тому, что появилась большая группа пассивного и разочарованного населения — большинство пенсионеров всем недовольны.

Что же происходит и почему мы недовольны нашим положением? Выход на пенсию в период рыночных отношений стал серьезным этапом в жизни любого человека. Заслуженно полученная роль пенсионера заставляет считать, что человек прожил достойную жизнь и теперь занимает отдельное место в жизни общества.

Но на самом деле большинство пенсионеров остаются обездоленными и нуждаются в социальной помощи. Это состояние психологи называют синдромом отставки, или шоком отставки. Почему у нас синдром отставки? Потому что мы утратили свои социальные роли. Вчера мы были всем нужны — сегодня не нужны.

Вчера мы получали определенную сумму, а сегодня мы бедные. И самое страшное — мы попали в информационный вакуум. Мы чувствуем, что стали обузой для своих детей. А часть людей на бывшем постсоветском пространстве попадает в дома престарелых уже поневоле.

Сейчас, в период рыночных отношений, нельзя обеспечить пожилым людям качество жизни только заботой. Я считаю, что самым главным для пожилого человека является доступ к образованию.

Является ли старшее поколение важнейшим носителем традиций и истории? Я хочу посмотреть на пожилого человека с экономической точки зрения. Мы все приходим к пониманию, что совокупность человеческого и социального капитала — это национальное богатство каждой страны. И пожилые люди — это неиспользованное национальное богатство.

«Если у нас пожилая женщина идет в норковой шубе, значит, она воспитала достойных детей»

президент общественного объединения «Ардагер», Казахстан

Я всегда начинаю с вопроса: что мы дарим пожилым людям? Платочки, фартуки, тапочки, носочки и прочий бред.

Это отношение нашего общества к пожилым людям: мы его не видим активным, все эти подарки говорят о том, что мы его изолировали от себя.

Поэтому нужно менять наш подход к подаркам: надо, наверное, настраивать людей на то, чтобы они дарили бальное платье (может, когда-нибудь бабушка соберется в театр), надо дарить парфюм, туристические путевки и так далее.

[attention type=green]

В Казахстане всегда было трепетное отношение к семье. У нас красной нитью проходит принцип: старший — младшему, младший — старшему. Моя бабушка говорила: «Если ты хоть раз перейдешь дорогу пожилому человеку — ты мне не друг».

[/attention]

И я в своем раннем детстве стояла и ждала, когда же уже эта бабушка пройдет. А если пожилой человек видел, что ты ждешь, он всегда давал тебе благословение на лучший путь. Наверное, на этих маленьких благословениях мы росли.

У нас есть незыблемое правило, которое сейчас иногда пытаются не исполнять: если есть хоть один сын, родители живут с сыном; если несколько сыновей — родители живут с младшим сыном.

Если есть сыновья, но мать выбирает дочерей, про нее говорят, что она сирота, потому что мужской род не смог обеспечить безопасность пожилым, и к этим людям относятся плохо. Если семья теряет мужчину-кормильца, у нас она никогда не останется в бедности и без охраны.

У нас женщина никогда не останется без попечения. А если у нас пожилая женщина идет в норковой шубе, значит, она воспитала достойных детей: у нас норковые шубы покупают родителям дети на праздники. Воспитание начинается в семье. В семье воспитывается нужность.

У меня отец, например, никогда не называл сноху снохой, он запрещал это слово и всегда называл ее дочерью.

Пожилым людям нужно общение. Чем больше мы любви отдадим, тем больше получим, поэтому я призываю к любви.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/14926-vrode-kak-oni-slyshali-chto-starost-polozheno-uvazhat-zachem-nam-svyaz-pokoleniy-i-kak-ee-sokhranit

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть