Почему для нас так родно зло?

Основные Гимны — Обращения

Почему для нас так родно Зло? — 9148

Благословенна Инглия – Жизньродящий Свет Великого Рамхи, ныне и присно, и от века до века!

Пращур-Род, Род Небесный! Укрепи сердце моё в Святой Вере, даруй мне Мудрость и Силу Предков моих, сынов и внуков Твоих. Даруй счастье и мир народам Твоим, ныне и присно, и от века до века! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Во Славу Единого и неделимого Бога Отца, Трисветлого Великого Рода-Породителя нашего! Да содеятся все деяния наша, да во Славу Богов и Предков наша, и во процветание Родов и потомков наша! Ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Род Небесный, Прародитель! Ты, Родов всех Покровитель! Помяни моих всех Предков! Кои в Сварге Твоей Светлой! Ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Благословен будь Пращур-Род, Род Небесный! Благодарим Тя за помощь Духовну, за помощь Славну, да во всих благих деяниях наша! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Благословен буди Триглав Великай! Ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Благословенны будьте, Покровители Родов Расы Великой, Род Небесный, Леги-Хранители и Триглавы Великие, и ныне и присно, и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Пращур-Род, Род Небесный, огради сердцемое от коросты бездушия, безразличия и безволия, даруй мне Помощь Предков моих, Сынов и Внуков Твоих, даруй мне Силу и Волю, дабы исполнить долг перед Родом моим, ныне и присно, и от века до века! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Благослови Даждьбог, Тарх Перунович, на деяния добрые, на деяния славные, да во защиту Святой Веры и земли Свята Расы, да во защиту Старцев наших, жён и деток наших. Защити от поругания язычниками Святыни земли Святой нашей. Да не будут осквернены Хоромы, Святилища и Капища наши, ныне и присно, и от века до века, ибо велика и могуча Старая Вера наша. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам, для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Тако бысть, тако еси, тако буди!

*

Будь благословен, Перуне – Вождь наш, и ныне, и присно, и от века до века! И веди нас ко Славе Трисветлой! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Перуне! Вми призывающим Тя, Славен и Триславен буди! Здравия и множество Рода всем чадам Сварожьим дажьди, Родам покровительства милость яви, прави над всеми, вще из-Родно! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Перуне! Вми призывающим Тя, Славен и Триславен буди! Оружия, хлеба и Силы, воям защитникам Расы дажьди! Меч своей Силы на врази яви! Оберегаша все Веси Сварожьи, прави над всеми Сыне Сварога! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Перуне! Вми призывающим Тя, Славен и Триславен буди! Благости Сварги и Мира всей Свята Расе дажьди, и пробуждения Духа, чадам, Перуне яви! Род прославляша, прави над всеми, сгинула дабы Духовная темень! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Перуне! Вми призывающих Тя! Славен и Триславен буди! Здоровья, хлеба и Рода, чадам моим дажьди, громотворения яви! Прави над всеми! Вще из-Родно! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Отец наш Перуне, Бозе–Хранитель! Ты – Светлых сил Сварги всей Управитель, даруй нам удачу, во Славе, без плачу! Укрой от обмана, от тьмы и дурмана! От Чернобожьих пороков, от чужеземных оброков. Веди нас к созиданию, а Роды наши к процветанию. Ныне и присно, и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славен и Триславен буди Святовит-Бог, наставляющий нас на Святу Жизнь, ибо указаша, Ты, Путь во Сваргу Пречисту и Княжит там Правь. И Правь эта истинна, ибо темная Навь совлеченна ниже яви, а Славь устроена выше Яви, и тако пребуди во веки веков.

Славься Пращур-Род, Род Небесный, благословен будь в веках, Ты, основа и защита вси люди Твоя, Сынов Сварога – Сварожичей, Сынов Перуна и Роси – Росичей, всех внуков Даждьбога и Стрибога и Велеса и Свентовита.

Даруй сынам, внукам и правнука Своим Счастья, Мудрость и Свободу, дабы вошли они в Вырий Светлый, да к Отцу своему во Сваргу, и пусть праведный Свет обрящут, и Сварог лишь их пропустит! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Отец мой и Мать моя! Братья и сестры мои! Пред Вами стою я с открытым сердцем своим и чистыми помыслами! Вы — сила и мощь Рода моего. Вы — Слава и мудрость Рода моего. Вы, вечная помощь во всех созидательных деяниях моих. Да прибудем мы вместе в жизни нашей и в деяниях наших, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Семаргл – Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, – Божья Услада! Огнём очищая, мощь Души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно, и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Слава Богам Светлым наша, источнику силы Жизни нашей, ибо Бози наша, есть Свет во тьме безверия мира нашего.

Род наш Небесный, Бог Единый, от сна восстав, благодарю Тя за сон покойный, за отдых телесный, и, принимаясь за деяния своя, прошу Тя: помози мне во всякое время, во всяком деянии, и избави мя от зла тёмного, да будут вси деяния моя, да во славу Твоя и во славу Рода моего и Расы Великой, тако бысть, тако еси, тако буди!

Род наш Небесный, Бог Единый, отходя ко сну, зову Тя: даруй мне сон покойный и отдых телесный, и сохрани мя, от всяких бед и пошли Лега Сна-Хранителя за Душой присмотра ради, и если я помру во сне, прими Душу мою к Себе, ибо Ты — Бог-Хранитель Душ и телес наша, и посели ее в Вырии Небесном и прости вси прегрешения мне вольные и невольные, ибо Велик и Мудр — Ты, тако бысть, тако еси, тако буди!

Покойной ночи всем Богам и Предкам! Спокойной ночи домовому! Покойной ночи всем добрым людям! Ныне и присно и от Круга до Круга.

Слава Трижды Святовеликому, животворящему Великому Триглаву Мира Яви – Сварогу, Световиту, Перуну, кои есмь – Совесть, Свет и Свобода всех Родов Расы Великой и потомков Рода Небеснаго! Тако же наша Отцы начинали, Великую Славу Ему воспевали, и вспоминаша о Сечах и Бранях, со ворогом лютым из мрака изшедшим. Тако же и мы Велику Славу речем, ныне и присно, и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Слава Древним Отцам наша, кои ныне во Сварге Пречистой, и зрят вси деяния наша, и хорошо улыбаются нам. И тако мы не есть одни, а с Отцами наша. И мы потомки чуя Славу Праотцов наша, держим в сердце нашем Свята Расу, коия есть и пребуде землею Богов и Отцов наша. Ныне и присно, и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Странник Лег, Светлый мой Хранитель, данный мне Родом-Покровителем в охранение, прошу Тя усердно: Ты, мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь праведный направи, да будут все деяния мои, да во Славу Сварога и Рода Небеснаго, тако бысть, тако еси, тако буди!

Источник: http://slawa.su/bogi/gimn/152-osnovnie-gimni.html

Почему зло завоевало мир

Кажется предельно ясным, что мир, в котором мы живем, насквозь гнилой и поганый. Хочется жить в добре, а получается какое-то сплошное зло. Но всё ли так однозначно?

Ну, добро вообще проигрывает. Вот если бы ты был на месте Бога, если бы добро выигрывало, тогда даже злые стали бы добрыми… Это очень сложная вещь. Добро проигрывает по определению, но никогда не умирает. Эта вечная борьба между проигрывающим добром и победителем-злом и есть наша история.
– Павел Лунгин, режиссер –

Когда говоришь о добре и зле, в первую очередь всегда вспоминается роман «Мастер и Маргарита». Воланд — дьявол, чистое зло, ведь так? Но, оказывается, зло — не дьявол, а люди. А тот самый «повелитель зла», которого все боятся, перед которым трепещут миллионы, не так уж и страшен. Просто ему мирозданием выпало быть кормчим для всех падших и согрешивших.

У Льва Николаевича Толстого есть одна поразительно простая мысль о добре и зле: если люди злые и порочные, взявшись за руки, составляют силу, то людям светлым следует сделать то же самое. Мысль графа ясна и в самом деле проста, но в плане реализации невозможна.

Почему? Да потому что человеческое племя нынче не таково, и реалии выглядят так же грустно и уныло, как в детских сказках, будь они написаны Толкиеном или кем-то другим. Зло более организовано, оно более притягательно, поскольку всегда ориентировано на материальные блага: власть, достаток, удовольствия.

А что же предлагает добро? Если взять во внимание любую религиозную мораль, то вечное блаженство после смерти, прекрасных гурий, вечный пир с богами и, в крайнем случае, уважение со стороны других людей. Но только тех, кто в эту мораль верит.

Сейчас людей искренних, щедрых, настоящих альтруистов высмеивают, если конечно, прежде, они не обзавелись влиянием и солидными денежными запасами, на которые можно купить Кыргызстан. Зло же предлагает свои плоды прямо здесь и сейчас, в этой жизни. Тем паче, что жизнь загробную никто не доказал.

Хочется верить, да доказательств маловато. А прожить добропорядочным аскетом, когда вокруг столько соблазнов, добровольно отказываться от них, чтобы потом бесславно сгнить в сырой земле, не оставив после себя никаких упоминаний, даже как-то глупо. Вот и идут люди на поводу у зла.

Кто-то умный сказал: «В говно человек сам лезет, а к добру надо пинками подгонять». Эта фраза актуальна и сегодня. Добро требует самоограничений — слишком многое нужно отдавать. Зло в этом смысле проще и понятнее.

Только вот возникает вопрос: а что есть добро? А что зло? Кто это всё придумал, почему должно быть именно так? Эти представления вырабатывались для того, чтобы регулировать действия общества. Так было с древних времен — элементарный инструмент манипуляции толпой. И зачастую он устанавливался не без личной выгоды для тех, кто рулит.

А без этих норм будет неравноправие, голод, все друг друга поубивают, и начнется кризис. Сильные будут воровать у слабых, поднимется бунт и так далее. Надо ли творить добро? У Петра Бормора в книге «Игры Демиургов» есть интересный эпизод, где человек, представ перед Шамбамбукли, сам выбирает куда ему направиться: в ад или в рай. Суть в том, что человек сам не знает, что делать.

И когда они решают рассудить по его деяниям, то всё запутывается вконец.

Продолжим? Шамбамбукли перевернул еще несколько страниц. — Изнасилование — хорошо или плохо? — Но я же… — Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо? — Ну, наверное… — Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце.

Плохо или хорошо? — Но ведь… — А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо? — Но… — Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо? — Но я же не мог всего этого знать! — выкрикнул человек.

— Само собой, — согласился демиург. — Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку! — А из этого-то что вышло?! Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове. — Какой кошмар, — прошептал он.

— Но если бы ты ее не раздавил, случилось бы вот это, — Шамбамбукли показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул. — Выходит… я спас мир? — Да, четыре раза, — подтвердил Шамбамбукли. — Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелек.

Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался. — А-а… — человек на секунду замялся. — А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..

— Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котенка и когда спас утопающего.

Никто не знает: ни ты, ни Далай-лама, ни епископ Кентерберийский, за какой дверью находится ад, а за какой рай — всё зависит от того, что мы сами выберем. Что несет в себе больше зла: намерение или действие? После прочитанного точно уже и не скажешь, не так ли?

Отбросим варианты, когда злое слово или хмурый или невежливый отказ навсегда отталкивали от тебя людей, которые могли пострадать от своей любви к тебе. Отбросим случаи, когда зло приведет к добру. Мир уже начал пересматривать представления о добре и зле.

Делает он это с завидной регулярностью, меняя законы, отменяя смертную казнь, летая на Марс, ставя во главе общества идеи толерантности. Как видим, это привело и к хорошему, и к плохому.

То, что в принципе хорошо для одних, — натуральное, рафинированное зло для других.

Но самое плохое, что любые пошатнувшиеся понятия вызывают в человеке эти ненужные копания. Человеческая природа с самого начала дуальна. В ней в равной мере высоко содержание дерьма и амброзии. Зло — это тень, которую человек носит в себе. Это его часть. Проявления зла обнажают те задачи, которые стоят перед человеком.

И чем больше происходит перемен, подмен понятий, реформ и прочей ерунды, тем сильнее он задумывается о своих идеалах. Начинается поиск, копания, которые зачастую наносят вред как себе, так и другим.

Почему в мире такое большое количество несчастных и попросту злых людей? Почему так много тех, кому плохо, и кто сознательно творит вещи, несовместимые с общепринятой моралью? Да потому что ее нет, она день ото дня меняется. Абсолютное добро невозможно, и побочный эффект добра и называют злом.

Иногда люди причиняют его из-за несовпадения системы координат, иногда из-за того, что в свое время на них так повлияли обстоятельства. Вот и выходит, что добро — это стабильность, но всё не так однозначно.

Возникает вопрос: а почему отрицательные персонажи зачастую берут зрителя своей привлекательностью? Почему негативные новости про расчлененную старушку запоминаются лучше, чем что-то доброе и позитивное? Потому что все негативные мысли ассоциируются с эмоцией страха, а страх — это инструмент инстинкта самосохранения, и, поскольку он служит защитой от смерти, такой «звоночек» звучит в голове громче, чем другие.

Это свойственно всем людям, так устроен человек. Страх появляется тогда, когда мы в опасности. Опасность приводит людей в тонус.

Но если бы даже добро привело нас к пурпурному горизонту, серебряным звездам, хлебу по 4 рубля, девушкам с адекватными запросами и вкусной коле в Burger King, то люди светлые всё равно не стали бы браться за руки. Потому что большинству праведников, исповедующим каноничное добро, не нужно портить себе карму.

Они не собираются ввязываться в авантюры, им надо, чтобы у них всё было хорошо, и никто их не трогал. Для того, чтобы добро победило, нужно действовать сообща. Но последнего союза эльфов с людьми против Мордора не будет. В книге, как ты помнишь, не все мечтали ввязываться в борьбу, потому что боялись ставить под угрозу свой народ.

А здесь… всё то же самое.

В любом случае, в том, что зло победило добро, виноват человек. И учитывая все вышеперечисленные причины, получается, что главной проблемой является то, что нет у нас общей морали, общего ментора. Каждый видит свое. Религия, философия — в этом виноваты все. И мы — те, кто ищем оправдания и проводим такие же параллели, как Бормор. Но быть может, добро было бы еще хуже? Кто знает…

Источник: https://BroDude.ru/pochemu-zlo-zavoevalo-mir/

Почему в мире так много зла?

Почему человек творит зло? Если мы были созданы совершенным Богом, то откуда в нас столько нечистоты и несовершенства? Почему в мире так много зла? Где корни зла? Как грех зарождается в душе человека? Почему мы совершаем злые поступки даже если мы этого не хотим? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Люди не были созданы совершенными

Люди заблуждаются, думая, что Бог создал человека сразу зрелым и совершенным. Именно этот момент рождает столько непонимания и, в конце концов, отворачивает людей от Бога.

Как совершенный Бог любви мог создать человека, способного убивать, насиловать, глумиться над всем и вся? Как Бог мог создать Адама и Еву способными совершить прелюбодеяние и почему их сын Каин оказался способен на убийство?

С точки зрения Божественного Принципа ответ очевиден: Бог не создавал нас совершенными. Он дал нам потенциал и все способности достичь совершенства, но стать совершенными, в конце концов, мы должны были сами. Адам и Ева появились на свет невинными младенцами, росли и развивались, как и все мы, за исключением того, что у них не было таких условий жизни как у нас.

Как в человеке возникло зло?

Мы были созданы ради любви, поэтому любовь для человека является основой и центром всей жизни. Любовь дороже всего – дороже денег, знаний, власти, дороже даже самой жизни. Поэтому Бог дал Адаму и Еве только одну заповедь, но самую главную – оберегать любовь.

Они должны были сохранить свою невинность до того момента, пока Бог не благословит их на брак.

Бог желал, чтобы Адам и Ева сначала достигли зрелости, научились любить друг друга как брат и сестра, как лучшие друзья, чтобы центром их отношений стали не секс и получение удовлетворения, а взаимное уважение и доверие друг другу.

Однако во взаимоотношения Адама и Евы вмешался архангел. Наученные им подростки, Адам и Ева, поддавшись влечению, вступили в сексуальные отношения. После этого они уже не могли оставаться просто друзьями и свободно развивать свое сердце и отношения с Богом. Их отношения так и остались незрелыми и эгоистичными. Кроме того, нарушив заповедь, Адам и Ева сами разорвали связь с Богом.

Если бы Адам и Ева сохранили свою чистоту, Бог благословил бы их на брак. Какими бы замечательными были отношения Адама и Евы, если бы сам Бог был для них наставником! Они выражали бы всю разнообразную палитру эмоций.

Как бы Адам и Ева могли хорошо воспитать детей, если сам Бог помогал бы им советами! Их дети стали бы даже лучше чем родители. Тогда Адам и Ева смогли бы ощутить на себе полноценную любовь Бога и поняли бы Его родительское сердце к людям.

Затем они смогли бы передать эту любовь своим детям и потомкам. Но Адам и Ева так никогда и не узнали настоящей любви Бога.

Результатом этого стало то, что первая семья, которая должна была стать самым первым примером, моделью добра и любви для всего человечества, стала моделью прелюбодеяния и разврата, а потом и убийства. Так в мире появилось зло.

Откуда берется злая природа человека?

Бог наделил человека желаниями, чтобы с их помощью мы стремились к совершенству. Четыре основных желания человека – это стремление к знаниям, желание любви, желание авторитета и стремление преумножить красоту и добро в мире.

Сами по себе наши желания нейтральны и не несут в себе никакой направленности. Направление нашим желаниям придает наше сердце.

Если человек получил достаточно внимания и заботы от родителей, то его сердце полно любви и все его желания направлены на то, чтобы эту любовь отдать другим. Он стремится получить знания, чтобы использовать их ради блага других людей.

Он хочет создать семью, чтобы испытать счастье вдвоем и сделать счастливым другого человека. Он стремится к положению в обществе, потому что хочет, чтобы общество стало еще лучше. Он хочет делать добро людям просто потому, что ему так комфортнее.

А что происходит в том случае, если человек не получил любви от родителей? Если у него нет никакой связи с Богом и получить любовь просто не от кого? Тогда все его желания – это его попытка получить хоть какую-то любовь от других.

Он стремится к знаниям, но делает это для того, чтобы получить уважение других, ради того, чтобы его оценили. Он хочет создать семью, но опять же, для того, чтобы его любили и обожали. Он хочет занять положение в обществе, чтобы перед ним преклонялись и служили ему.

Он хочет забрать у других людей как можно больше. За всеми этими желаниями стоит одно огромное желание любви.

И поскольку желание любви сильнее всего на свете, сильнее самой жизни, ради этого желания человек не останавливается ни перед убийством, ни перед прелюбодеянием, ни перед воровством. Так проявляется злая природа человека.

Как победить зло в нашем мире?

Поскольку корнем зла является эгоистичная любовь, изменить этот мир можно только бескорыстной любовью и жизнью ради других. Но одной только любви к другим недостаточно. Зло возникло в семье, поэтому и решаться оно должно только в семье. Однако наши семьи также далеко не идеальны.

У нас нет никакого примера, никакого эталона того, как все должно быть. Именно для этой цели Бог посылает особого человека, которого в христианстве называют Мессия. Следуя за ним, мы найдем ответы на все вопросы и сможем изменить себя, свои семьи и наше окружение.

Так мы реально начнем что-то менять в этом мире и, в конечном счете, победим зло.

Источник: http://www.mirboga.ru/articles/pochemu-v-mire-tak-mnogo-zla

Митр. Антоний: «Добро испытывается столкновением со злом» / Православие.Ru

Митрополит Сурожский Антоний

Ровно 10 лет назад — 4 августа 2003 года — отошел ко Господу замечательный проповедник и миссионер митрополит Сурожский Антоний.

Представляем вашему вниманию одну из малоизвестных его бесед, состоявшуюся на английском радио в 1972 году.

Оппонентом владыки стал британский журналист Анатолий Гольдберг (1910 –1982), агностик по вероисповеданию, родившийся в Риге и впоследствии эмигрировавший в Великобританию.

Данная беседа вошла в новую книгу издательства «Никея» «Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующими» и была любезно предоставлена порталу Православие.Ru для публикации.

— Митрополит Антоний, я знал людей, которые становились религиозными, потому что их мучил вопрос о возникновении зла; я также знал людей, которые разочаровались в религии по этой причине.

Первые чувствовали или приходили к убеждению, что понятия добра и зла не могли возникнуть сами по себе, что их должна была создать высшая сила; зачем существует добро, им было, конечно, ясно, а на вопрос о том, почему и для чего существует зло, они надеялись получить ответ от религии. Вторые, те, кто разочаровался в религии, приходили к убеждению, что она не дает ответа на вопрос: как сочетать существование всемогущего Бога, олицетворяющего добро, справедливость, с тем, что творится на земле; не только в области человеческих взаимоотношений, но и в природе, где царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ даете Вы на этот вопрос?

— Это очень трудный вопрос в том отношении, что, действительно, можно из одинаковых предпосылок прийти или к вере, или к сомнению.

Мне кажется, что христианин даст приблизительно такой ответ: Да, Бог всемогущ; но Он создал человека свободным, и эта свобода, конечно, несет с собой возможность и добра, и зла; возможность отклонения от закона жизни или, наоборот, участия в этом законе жизни.

И вот этот вопрос свободы является центральным, мне кажется, для проблемы добра и зла. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, человек был бы также неспособен ни на что положительное.

Скажем, любовь немыслима иначе как в категориях свободы; нельзя себя отдать, когда нельзя отказать в самоотдаче; нельзя человека любить, если это чисто механическое соотношение; если бы не было свободы отказа, отречения, если не было бы, в конечном итоге, возможности зла, то любовь была бы просто силой притяжения, силой, связующей все единицы, но никак не создающей между ними нравственное соотношение.

— Почему? Означает ли это, что зло существует для того, чтобы выделить добро, в качестве контраста?

— Нет, я не думаю, что оно существует для этого; но где есть возможность одного, неминуемо встает возможность другого. Конечно, если бы мы были просто такие совершенные существа, которые не способны сделать ошибочный выбор, зло было бы исчерпано; но как возможность оно все равно бы существовало.

— А допускаете ли Вы, что Бог, всемогущий Бог заботится о людях, следит за судьбами человечества, помогает людям, следит за тем, чтобы на земле зло не восторжествовало?

— Да; в этом я глубоко убежден; и опять-таки, с моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом —употребляя образы Ивана Карамазова — «ждет» где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный, Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, это Воплощение, это то, что Бог делается Человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм.

— Как, где Он разрешает этот трагизм?

— Он его не разрешает внешне, в том отношении, что на земле смерть, болезнь, страдание продолжают косить людей. Но отношение человека к человеку может стать глубоко иным; отношение к собственному страданию может быть совершенно иным; отношение к страданию другого опять-таки глубоко изменяется от этого.

— Значит, Вы определенно, как христианин, отрицаете тезис Вольтера, который примерно исходил из того, что Бог создал человека, снабдил его всем необходимым, в первую очередь разумом, и затем счел Свою задачу выполненной: если люди будут руководствоваться разумом, то все будет хорошо, если нет — то это их дело. Потому что это, по существу, довольно логичное объяснение; но Вы, судя по тому, что Вы только что сказали, это категорически отрицаете.

— Да, такого Бога я просто не могу себе представить, потому что это был бы до того нравственно безответственный поступок, просто безнравственный поступок, который был бы, в конечном итоге, основанием и причиной всего зла; и безответственный, злой поступок, потому что — по какому праву такой Бог нас создает, нам же на горе, когда Ему от этого ничего не будет, да еще вдобавок будет когда-то где-то нас судить? Какой же это Бог?

— Вольтер не говорил, что Бог будет судить; он просто говорил, что Бог наделил человека всем необходимым, что Бог создал изумительный механизм, структуру человека, а главное — разум; почему же это безответственно, почему это было бы преступно?

— Анатолий Максимович, если бы этот Бог создал такой замечательный механизм, то этот механизм не испортился бы так безнадежно; тогда, значит, Бог, Который строит этот механизм, просто ужасно плохой механик, никуда не годный. Если такой у нас Бог, Который даже механизм приличный создать не может, то, право, не о чем говорить.

Антоний Сурожский, митрополит. Бог: да или нет? М.: Никея, 2013.

— Но как Вы объясняете себе тот факт, что Бог, с одной стороны, заботится о людях, а с другой стороны, на протяжении существования всего человечества несправедливость в основном торжествовала над справедливостью? Сперва это объясняли тем, что когда человеку приходится плохо, он в этом виноват сам, значит, это наказание за какие-то его грехи. Затем это, по-видимому, людей больше не удовлетворяло, и тогда начали говорить о том, что Бог испытывает человека, что Он испытывает веру человека — это, конечно, Иов; а когда уже это больше не удовлетворяло, то пришло христианство, которое стало убеждать людей, что страдание — это нечто возвышенное. Вы согласны с такой несколько упрощенной характеристикой развития человеческой мысли в этом направлении?

— Я согласен; только те объяснения, которые Вы отодвигаете в прошлое как изжитые, я не до конца вижу изжитыми. Очень много зла, страдания, муки человеческой происходит от греха, просто от греха в том смысле, что если человек зол, он причиняет зло и страдание и, кроме того, он себя уродует, он сам делается жутким и перестает быть человеком.

— Но это совершенно ясно; речь идет о том, что несправедливость торжествует над справедливостью, другими словами, что плохо приходится тем, которые не являются уж такими страшными грешниками, а может быть, даже и праведны.

— Я думаю, что справедливость в этом смысле была бы очень непривлекательна; если бы счастье, благополучие было немедленной наградой за добро, то добро как нравственная категория было бы обесценено; это был бы чистый расчет.

Я думаю, что добро именно тогда делается добром, когда человек может устоять против несправедливости, против неправды, против страдания и все равно не отречься от своего добра, от того, что кажется ему — или объективно является — добром.

Если, скажем, человек щедр и бывает обманут, и, попробовав раз-другой быть щедрым, приходит к заключению, что этого не стоит делать, то щедрость его довольно бедная. Вопрос в том, какова его отзывчивость. И во всех отношениях мне кажется, что добро именно испытывается, поддается пробе тем, что оно сталкивается со злом.

Я не говорю, что это хорошо по существу; но, несомненно, человек вырастает в совершенно новое измерение, совершенно новое величие, когда он способен встретиться лицом к лицу со страданием, с ненавистью, с горем, с ужасами войны и остаться до конца человечным, и еще вырасти в большую меру, скажем, сострадания, понимания, мужества, способности себя отдать и собой пожертвовать.

— Это все-таки несколько сложный процесс. Я совершенно согласен, что конечный результат является желательным, но процесс его достижения очень сложный, это очень трудный путь; и как-то трудно себе представить, что этого нельзя было бы достичь проще.

Но скажите: заботится ли Бог о судьбах человечества? Если да, то как Вы объясняете себе такое чудовищное явление, как, например, Гитлер, которое я лично считаю совершенно исключительным явлением, потому что в этом случае даже не было сделано попытки оправдать злодеяния какими-то высшими, мнимыми этическими соображениями, а было сказано просто и ясно: мы хотим творить зло.

Как Вы объясняете возникновение такого явления, если Вы исходите из того, что Бог заботится о судьбах человечества?

— Во-первых, да, я убежден, что Бог заботится о судьбах человечества. Во-вторых, я думаю, что если есть свобода в человеке, которая Богом ему дана, Бог уже не имеет права стать на пути и эту свободу изничтожить.

В конечном итоге получилось бы так: Бог вас делает свободными; в тот момент, когда вы этой свободой пользуетесь не так, как Ему нравится, Он бы вас приплюснул — и вас бы не стало.

И получилось бы, что, может быть, на земле было бы меньше зла, то есть злодеев меньше было бы, Гитлера бы не было, того не было, сего не было, — а в конечном итоге самый злодей из злодеев оказался бы этот Бог, Который дает мне свободу, а в тот момент, когда я ошибаюсь на своем пути или схожу с него по какому-то безумию, Он же меня убивает за нее, уничтожает. Нравственная проблема оказалась бы, я бы сказал, еще хуже первой… И представляете себе тогда жизнь человека? Он бы жил, зная, что если он поступит нехорошо, Бог его уничтожит. Следующая стадия: так как Бог знает и может предвидеть вещи, то как только у вас зародится злая мысль, Бог может вас уничтожить. Это же хуже концентрационного лагеря! Мы жили бы просто под дамокловым мечом все время: дескать, вот убьет — не убьет, убьет — не убьет… Спасибо за такого Бога!

— Повторите…

— Если Бог действительно сделал человека свободным, то есть способным ответственно принимать решения, которые отзываются в жизни поступками, то Бог уже не имеет права в эту свободу вторгаться насильно. Он может войти в жизнь, но — на равных правах; вот как Христос стал Человеком и от этого умер на кресте: да, это я понимаю.

Если же Он вторгался бы в жизнь в качестве Бога, то есть со всем Своим всемогуществом, всеведением и т. д., получилось бы так, что земной злодей, который Богом же одарен свободой, в тот момент, когда он ошибочно, не так пользуется этой свободой, стал бы жертвой Божественного гнева, то есть он был бы просто изничтожен, убит.

А еще хуже: человек только успел задумать какой-нибудь неправый поступок — Бог его тут же уничтожил бы, потому что Бог знает, что в будущем случится. И все человечество жило бы, одаренное этой проклятой свободой, под вечным страхом: ой, промелькнула злая мысль — сейчас кара придет на меня…

Ой, мне захотелось чего-то не того – что сейчас будет?… Это был бы чудовище, а не Бог, Он был бы из злодеев злодей.

— К чему же тогда сводится Божественное вмешательство в судьбы людей?

— Во-первых, к тому, что Бог в человека заложил закон жизни, то есть устремленность ко всему тому, что есть полнота торжествующей жизни, полнота торжествующей любви. Во-вторых, к тому, что Он дал человеку сознание добра и зла, — мы его не выдумали, это не чисто социологическое явление, потому что социологические формы меняются без конца, а понятие добра и зла везде проходит красной нитью.

— С этим я совершенно согласен.

— Дальше: Бог через людей, Ему верных, которые Его знают опытно, молитвенно и жизненно, Свое слово говорил, указывал нравственные мерки, указывал нравственные пути. Потому что совесть человека — вещь относительная, более или менее ясная, колеблющаяся, Он дал человеку закон; Он дал человеку правила жизни.

И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал Человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек — пусть он будет исторически уничтожен, разбит — не побежден.

Он достиг полной меры своего человечества — а это, действительно, победа над злом гораздо большая, чем если бы просто зла не было.

— Это поднимает целый ряд вопросов, о которых я надеюсь поговорить в следующий раз.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/63246.html

Если Бог благ, то почему в мире так много зла?

Мы живём в мире, полном страданий и зла.

Складывается парадоксальная ситуация – все люди говорят о мире и любви, в школах, в СМИ и на самом высоком политическом уровне утверждаются идеи всеобщего равенства, взаимоуважения, высокой нравственности, а по факту мы наблюдаем болезни, войны, преступность и разногласия. Почему? Многие соотносят происходящее с Богом. Нередко приходится слышать вопрос: «Если Бог есть, то почему происходит всё это?»

Чтобы ответить на этот довольно сложный вопрос, нужно обратиться к источнику всех знаний – Библии. К сожалению, люди, мало или совсем не читающие Библию, имеют искажённое понимание Бога и Его отношения к людям.

Он представляется им, как некий тиран, который за малейшее нарушение своих законов посылает на землю различные бедствия. Процитируем запись в блоге одного человека: «Вот Бог требует, чтобы мы покаялись и служили Ему, и Он нам за это даст какие-то блага.

А что, если я не хочу Ему служить? Пусть просто оставит меня в покое. Я не прошу от Него ничего, я просто хочу нормально жить».

В сознании людей, мыслящих подобным образом, рисуется примерно такая картина: есть мир, более или менее хороший, и человек живёт в нём тоже более или менее в своё удовольствие.

Это происходит до тех пор, пока к нему не обратится Бог со словами: «Ты должен сделать вот то и вот это, а если не сделаешь – Я тебя накажу».

По этой причине человеку приходится выполнять массу религиозных требований, которые ущемляют свободу и направлены на то, чтобы защитить его от Божьего гнева. Тем же, кто особенно ревнует об исполнении Его законов, Он в конце жизни дарит рай.

Давайте представим себе другой пример. Некий человек едет по дороге, заканчивающейся пропастью, о чём он не знает. Зато это известно другу, который пытается спасти его от верной гибели.

Он выходит на дорогу, останавливает автомобиль и пытается указать ему на опасность путешествия, но тот не верит. Друг умоляет, упрашивает свернуть, но в ответ слышит только скептический смех.

В конечном итоге дело заканчивается трагедией.

Чем отличаются эти две истории? В первой представлено общество, которому не грозит никакая опасность, оно может жить счастливо само по себе, а Бог ему только мешает.

Но это совершенно не соответствует действительности… Человечество, подобное машине из второй истории, глубоко поражено самообольщением и движется к трагическому финалу. Вся проблема в том, что оно не верит в это и Божьи повеления воспринимает как помеху.

А ведь именно они являются мерами исправления и исцеления человека, направляющими его от пути смерти к поистине счастливой жизни.

Итак, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, хочется подчеркнуть постулат – Бог не является причиной происходящего в мире зла, в Его задачу не входит причинение человеку вреда. Напротив, Он всеми силами старается подарить ему благо.

Апостол Иаков в своём послании выражает эту мысль таким образом: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца…» (глава 1, стихи 13–17).

В Ветхом Завете о намерениях Бога по отношению к человеку хорошо сказал пророк Иеремия в своей книге: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (глава 29, стих 11). Если таково желание Бога, что же мешает Ему реализовать это на практике? Почему в мире так много зла? Что является его источником? Ответ очень простой – грех.

В большинстве словарей этому слову даётся следующее объяснение: «Грех – нарушение религиозных правил и предписаний». Это определение настолько однобоко, что ведёт к совершенно неправильным выводам. Слово «грех» означает «мимо цели», «действие, не приводящее к должному результату». Приведём простой пример.

У некоего студента через три дня серьёзный экзамен по физике. Вместо того чтобы готовиться к нему, они всё это время читает книгу, к примеру, «Анну Каренину» Льва Толстого. Студент не просто развлекается, а увлечён полезной классикой.

Итак, хорошо или плохо он поступает? Если рассматривать действия этого человека вне контекста его жизни и целей, то ничего плохого он не сделал, но физику сдаст на двойку. Почему? Потому что важно не только само действие, но и его целесообразность в данный момент времени.

Он читал книгу, и это занятие (которое само по себе неплохо) было ошибкой (грехом), шагом, удалившим его от цели (сдачи экзамена по физике).

Подобная ситуация наблюдается и во всех других сферах жизни. Можно иметь добрые намерения и желания, прилагать старание, но не знать способы достижения намеченной цели.

Поэтому, вместо положительного результата, человеку приходится наблюдать самые негативные последствия своих усилий.

Ему очень важно прийти к пониманию, что всё знает лишь один Бог, Который может дать ему не только знание, но и силу поступать правильно.

Давайте вспомним ещё один пример. В интереснейшей книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» приводится пример о негодном и злом человеке Негеро, который решил продать всех находящихся на борту «Пилигрима» людей в рабство.

Для этого ему нужно было увести корабль от намеченной цели и направить его к берегам Африки. Но как это сделать? Негеро придумал хитрый план. На корабле было два компаса. Он разбил один из них, а под второй положил кусок металла, изменивший показания.

В результате, ориентируясь на данные испорченного компаса, корабль отклонился от курса.

Мы все хотим добра себе, нашим детям, всей стране, но у нас неверные понимания в вопросе достижения этого желания. Поэтому Бог и предлагает Свою помощь. Он очень любит человека и, создав его, поселил не где-нибудь, а в раю – в прекрасном месте на планете для счастливой жизни. Но человек решил, что он сам себе хозяин, и стал жить по-своему. В результате он лишился чудесного райского сада…

Человек пропитан грехом от темени головы до подошвы ног. Именно поэтому ему нужен Бог не время от времени, когда приходится решать тот или иной вопрос, а постоянно. Об этом сказал один из самых известных правителей прошлого – великий царь Давид: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Псалом 15, 8).

Но не только человек исполнен греха; всё его окружение, даже сама природа страдают от этого. Со временем греховное разложение проникает всё глубже и глубже. Это очень ярко видно на примере так называемых аутоиммунных заболеваний.

Иммунитет – потрясающий по своей сложности защитный инструмент организма – в некоторых случаях даёт сбой: вместо того чтобы вести войну с инородными вредоносными элементами, он воспринимает за таковые клетки собственного организма и начинает с ними воевать. Это можно сравнить с тем, как если бы армия пошла войной против жителей собственной страны.

Иммунная система делает всё правильно – борется с врагом,– но сами её действия приводят к смерти, так как она ошиблась в выборе врага.

Почему это происходит? Почему система духовной идентификации даёт сбой? Причина та же – глубокое отпадение мира от задуманного изначально Божественного плана. Творец устроил мир в полной гармонии, но грехопадение разрушило её и привело человечество к вражде с Ним. Вот почему в мире столько зла.
Самарин Д.

Источник: http://xn--b1aecnkqdahbj.com/esli-bog-blag-to-pochemu-v-mire-tak-mnogo-zla/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть