Основы истины -1

1.3 Четыре благородные истины

Основы истины -1

Благословенный говорил: «Это — истинные страдания, это истинные источники, это — истинные пресечения, это — истинные пути. Страдания следует познать, источники их — устранить, пресечение страданий — осуществить, пути к освобождению — пройти.

Страдания следует познать — тогда не останется страданий, которые следовало бы познать. Источники страданий следует устранить — тогда не останется источников, которые следовало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить — тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществлять.

Пути следует пройти — тогда не останется путей, которые следовало бы проходить».

Таковы Четыре благородные истины с точки зрения их сущности, необходимых действий и в связи с их результатами. В объяснении их мы будем в основном следовать толкованию системы Прасангика-Мадхьямика, высшей из буддийских философских школ.

Истинные страдания — это явления, которые проистекают от омраченных действий и скверн и входят в понятие круговорот бытия. Истинные источники — это причины, производящие истинные страдания. Истинные пресечения — это состояния уничтожения и исчезновения страданий и истинных источников. Истинные пути — это особые методы достижения истинных пресечений.

Так как истинные страдания возникают из истинных источников, источники на самом деле предшествуют страданиям. Также истинные пресечения осуществляются посредством прохождения истинных путей; посему на самом деле пути предшествуют пресечениям. Однако Благословенный изменил этот порядок на обратный, когда учил Четырем благородным истинам, что чрезвычайно важно.

Ведь сначала человек распознает страдания, и потом он исследует их причины; поэтому Будда объяснил источники страданий после определения самих страданий. Когда рождается уверенность в возможности уничтожить страдания, возникает и желание пресечь их.

Отсюда появляется желание пройти пути [к пресечению]; поэтому Будда объяснил истинные пути после определения истинных пресечений.

КРУГОВОРОТ БЫТИЯ И ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Может возникнуть вопрос: «Поскольку круговорот бытия и его горести суть истинные страдания, то что же он собой представляет?»

Круговорот бытия разделяется на три сферы: мир желаний, мир форм и мир без-форм. В мире желаний существа предаются удовольствиям пяти желанных: форм, звуков, запахов, вкусов и осязаемых объектов. Мир форм состоит из двух частей: в низшей существа не увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают наслаждение внутреннего созерцания.

В высшей части существа вообще отвратились от услаждающих чувств и испытывают нейтральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаждения ими, отсутствуют; здесь царит лишь сознание, и существа испытывают только нейтральные чувства, сосредоточенно и без отвлечений.

Есть шесть типов живых существ, которые движутся в круговороте бытия: боги, полубоги, люди, голодные духи, животные и мученики адов. К богам относятся существа в мирах форм и без-форм, и шесть типов богов мира желаний. Полубоги подобны богам, но злонамеренны и грубы. Люди — обитатели так называемых четырех «материков» И тому подобного. Голодные духи

многочисленные разновидности существ, мучимых голодом и жаждой. Животные — те, что живут в океане и на поверхности земли. Мученики адов — существа, имеющие разные цвета и виды в зависимости от их собственных прежних деяний.

Суть выражения круговорот бытия в том, что это — процесс, неподвластный ничьему контролю, происходящий в соответствии с омраченными действиями и сквернами. Его сущностная природа — горесть; он создает основу для страданий настоящего и порождения страданий в будущем.

Строго говоря, круговорот бытия — это оскверненные психофизические совокупности, сложившиеся как результат омраченных действий и скверн.

Поскольку нет ничего во всех трех мирах, что не входило бы в круговорот бытия, то психофизические совокупности всех существ и составляют круговорот бытия.

https://www.youtube.com/watch?v=5YUQEO6qcSQ

ПРИЧИНЫ КРУГОВОРОТА БЫТИЯ

Kаковы корни круговорота бытия? Источников страдания два: омраченные действия и скверны.

Скверны определяются как периферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шести основных сознании [глаза, уха, носа, языка, тела и ума].

Однако когда проявляется какой-либо из оскверняющих факторов сознания, основное сознание [ума] подпадает под его влияние, идет туда, Куда ведет его скверна, и тем самым «накапливает» дурное действие.

Существует великое множество различных скверн, но основные — это [эгоистичное] желание, злоба, гордость, ложные взгляды и т. д. Из них главные — желание и злоба.

Злость появляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляется гордость, и человек считает себя лучше других.

Точно также, когда мы чего-то не знаем, появляется ложное представление, что данный объект не существует..

Отчего с такой огромной силой возникают привязанность к себе и все прочие подобные явления? Они возникают в силу безначальной обусловлен ости сознания, крепко держащегося за «Я» даже во сне. Эта ложная концепция «Я» появляется из-за отсутствия знаний о сущности вещей.

То обстоятельство, что все объекты лишены самосущего бытия, неочевидно, и кажется, что вещи обладают независимой реальностью; отсюда и проистекает представление о значимости собственного «я».

Следовательно, концепция, что явления обладают независимой реальностью, представляет собой скверну неведения, которая и есть первичный корень всех прочих скверн.

ДЕЙСТВИЯ

Действия, с точки зрения их природы, бывают двух видов: намерения и осуществления. Намерение предшествует физическим или словесным деяниям и представляет собой фактор сознания, дающий импульс к действию. Осуществление — это физическое или словесное действие, которое происходит при выполнении намерения.

С точки зрения вызываемых ими следствий, действия бывают трех видов: дающие заслугу, не дающие заслугу и дающие неколебимое.

Действия, дающие заслугу, имеют следствием счастливое перерождение: жизнь в облике людей, полубогов и богов.

Действия, не дающие заслугу, имеют следствием плохое перерождение: жизнь в облике животных, голодных духов и мучеников адов. Действия, дающие неколебимое, подвигают к высшим мирам, то есть к миру форм и миру без-форм.

Все действия можно подразделить на физические, словесные и умственные, а с точки зрения того, каким образом испытываются следствия, можно выделить, три вида действий: следствия деяний, «накопленные». В этой жизни, могут быть испытаны в этой же самой жизни, в следующей жизни или в любом из последующих перерождений.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Круговорот бытия — это оковы, а освобождение означает свободу от оков. Как объяснялось выше, причины круговорота бытия — омраченные действия и скверны.

Если корни скверн устранены и если новые действия не накапливаются, то, поскольку уже нет скверн, которые могли бы активизировать потенции омраченных действий, сохранившиеся от прошлого, тем самым устранены и причины круговорота бытия. Значит, это свобода от оков.

До тех пор, пока еще остаются психофизические совокупности, произведенные прежними омраченными действиями и сквернами, — это, как говорят некоторые, нирвана «с остатком». Когда таких совокупностей больше нет, это нирвана«без остатка».

«Без остатка» означает, что не осталось психофизических совокупностей, про изведенных омраченными действиями и сквернами, однако поток сознания и поток неомраченных психофизических совокупностей все-таки существуют.

Устранением причин сводятся на нет омраченные совокупности, а освобождение от них приводит. К исчезновению связанного с ними страдания.

Таково освобождение, которое может быть двух видов: освобождение, заключающееся просто в уничтожении всех форм страдания и их источников, и великое, непревзойденное освобождение, состояние Будды.

Первое — это уничтожение всех обусловленных сквернами препятствий [на пути освобождения от круговорота бытия], но не препятствий к прямому постижению всех объектов познания. Второе — это наивысшая ступень, полное уничтожение как скверн, так и препятствий к всеведению.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/5004

Основы гносеологии: познание, истина и её критерии

Основы гносеологии: познание, истина и её критерии

План:

1.Основные теории познания. Проблемапознаваемости мира.

2.Понятие истины.

3.Практика как критерий истины.

1.Основные теории познания. Проблемапознаваемости мира.

Сущностьпознавательной деятельности определяетсяспецификой той системы теоретизирования,в рамках которой исследовательосуществляет свою познавательнуюдеятельность. ДСТ и диалектическаяметодология предполагают теориюотражения, в соответствие с которойрезультат познания предстаёт как образпознаваемой действительности.

МСТ иметафизическая методология предполагаюттеорию репрезентации, согласно котороепознание – это процесс реализациисубъективного представления о каком-либообъекте в условиях отвлечения от негосамого и от его реальных определений.Каждая из данных теорий познанияосновывается на принципах соответствующейсистемы теоретизирования.

Диалектическаятеория отражения действительностистроится на основе принципов единствабытия (единства мира), совершенства,всеобщей связи, развития.

Метафизическаятеория репрезентации действительностистроится на основе принципов дуализма(дуалистического монизма), универсумногопринципа, принципа отрицания всеобщейсвязи, линейного развития.

Теорияотражения действительности. Её аспекты.

Отражение–аспект процесса взаимодействия объектов,в рамках которого в одном из них (или вобоих) создаётся «копия» воздействующего.

А)Условия отражения. Отражениедействительности возможно толькопотому, что для этого есть соответствующиеусловия,выраженныев принципах ДСТ: принципах единствабытия (единства мира), совершенства,всеобщей связи, развития.

-Принципединства бытия (единства мира):сознание едино с миром, т.к. они составляютединство противоположностей –диалектическое противоречие.Диалектическоеединство сознания и мира предстаёт врамках одного из аспектов единства мира- как единство идеального и материального.

-Принципсовершенства.Сознание и мир в рамках диалектикивыступают в качестве оформленийсовершенства, что определяет их единствои предполагает взаимное отражениеодного в другом. Кроме того, принципсовершенства определяет основнойимператив диалектической теории познания– познавать только лучшее и совершенное(Анаксагор), познавать мир в егосовершенстве.

-Принципвсеобщей связи:мир – это система взаимосвязанных ивзаимодействующих элементов и процессов.Отражение – это вид взаимодействия.Следовательно, отражение действительностивозможно только в условиях всеобщейсвязи. Как писал выдающийся русскийфилософ 18 в. А. М.

Брянцев, в мире всёнаходится в отношении «сочетания,гармонии и согласия», и «в таком согласиинаходящиеся вещи, из которых одна другуюопределяет, одна от другой зависит, однаиз другой познаётся и постигается…Когдаодна мысль возбуждает другую или однавещь производится от другой,то из сего двоякуюсвязьзаключаем.

Сие различие полагаем мы непотому, что умоначертанием своим,соединяя и связывая некоторые вещи,действительную им связь присвояем;напротив того, между самими вещьмидействительная находится связь, хотябы ум наш оной и не изображал… И потомусвязь есть или вещественная, илиидеальная». [48]Вданном положении А. М.

Брянцев показывает,что связь имеет всеобщий характер и всистеме единства мира она характеризуетсяв качестве отношения как междуматериальными, так и между идеальнымиобъектами.

Вусловиях всеобщей связи объекты прямоили косвенно воздействуют друг на друга.

И поскольку всеобщим свойством материиявляется отражение (в потенциальномили актуальном проявлении), эти воздействияпредстают в том числе как взаимныеотражения. Как пишет А. М.

Брянцев, «изодного можем узнать другое, с нимсопряжённое, ежели взаимную связьпримечаем».[50].В данной связи, диалектическое учениео всеобщей связи предполагает теориюпознания как теорию отражения.

-Принципразвития.Познание в рамках единства мираподчиняется диалектическим законамразвития:

Законединства и борьбы противоположностей:единство сознания и мира предполагаетобщность закономерностей, лежащих в ихоснове. Мир развивается от менеесовершенного – к более совершенномусостоянию.

Противоречие между наличнымнесовершенством и потенциальнымсовершенством есть источник развитиявсякого объекта, как материального, таки идеального (единство мира). Следовательно,и процесс познания, как идеальныйпроцесс, подчиняется данной закономерности.

Противоречие между непознанными ижелаемыми знаниями – источник развитияпознавательной деятельности.

Законвзаимного перехода количественных икачественных изменений: нарастаниекачественных или количественныхпоказателей знания ведёт к принципиальнымизменениям его количества и качества.

Закондвойного отрицания:всякое познание стадиально, оно движетсяот первого отрицания к второму, к синтезу.

Б)Порядок (организация) процесса познания.

Согласнопринципу единства бытия (единства мира)всякий познаваемый объект есть единствоего сущности и явления. В рамкахдиалектической (космической) моделимира, мир предстаёт как системавзаимодействующих элементов и процессов,представляющих собой оформлениясовершенства.

Эти оформления совершенствавыступают как сущности, на познание ипрактическую реализацию которыхнаправлена диалектическая теорияотражения. В процессе познания оформлениясовершенства как сущности являются, акак явления – обнаруживают своюсущественность. Как пишет исследовательданной проблематики И. А.

Сафронов,«Отражение предстаёт как необходимоепроявление внутренней противоречивостиматериальных объектов – их явления исущности. Будучи диалектическимипротивоположностями, сущность и явлениеедины, не совпадая друг с другом…». [51]Сущностьи явление едины: сущность является, аявление существенно.

Даннаязакономерность предполагает, что субъектпознания посредством приобщения кявлению объекта, познаёт его (объекта)сущность, раскрываемую в явлении.Познание явления приводит к познаниюсущности и напротив. Научная теория вданном случае предстаёт как существование(образ) явления и сущности объекта(прообраза).

В)Гносеологические стандарты теорииотражения.В системе принципа единства мира теорияпредстаёт как существование своейсущности (образ своего прообраза) –познаваемого объекта.

Существование,согласно диалектике, не может содержатьв себе ничего произвольного, «примышленного»,т.е. того, чего нет в сущности.

Именнопоэтому диалектическая теория отраженияпредполагает такой гносеологическийстандарт, как объективизм(объект в центре внимания).

Посколькутеория-существование выявляет сущностьи явление объекта, постольку еёдостоверность не может вызывать сомнений.Этот факт выражается в следующемгносеологическом стандарте – мирпознаваем.

Посколькупознание единичного объекта – этоединственное отражение (как в зеркалеодин предмет отражается в одном образе,а не в двух или в трёх), постольку можетбыть только одна истинная теория-образ.Это предполагает такой познавательныйстандарт, как единомыслие.

Теориярепрезентации действительности.Еёаспекты.

Репрезентация– субъективное представление об объектев условиях его отсутствия, отвлеченияот него, его реальных свойств. «Ре» –показывает отсутствие объекта и,следовательно, его замещение знаком. Вто время, как презентация (представление)возможна только при наличии объекта.

Репрезентацияявляется функцией знака, поэтому понятия«репрезентация» и «знак» взаимноопределяют друг друга. Репрезентациясоздает знак и сама предстает какзнаковый феномен.

Феномен репрезентацииизначально задается как «запаздывающий»или вторичный относительно присутствия— презентации, то есть репрезентациявозникает в силу отсутствия (в моментрепрезентирования) объекта, которыйона репрезентует.

Отсюда выводится еезначение правомочного «представительства»

Любаяверсия репрезентации проявляется врационализме (схоластике).Рационализм- это определение репрезентации,раскрывающее её обоснованность принципомдуализма.

Рационализм основан на дуализме сознания и действительности,в рамках которого сознание конструируетнезависимые от действительноститеоретические построения (описательныеили догматические).

В данной связи,знание, основанное на рационализме,имеет вероятностный характер. В рамкахрационализма первичен субъект познанияи его рассудок.

А)Условия репрезентации. Репрезентациядействительности возможно толькопотому, что для этого есть соответствующиеусловия,выраженныев принципах МСТ: принципах дуализма(дуалистического монизма), универсумногопринципа, принципа отрицания всеобщейсвязи, принципа линейного развития.

-Принципдуализма (дуалистического монизма):сознание и мир отделены друг от другана основе дуализма идеального иматериального. Поэтому отражениеневозможно, возможна только репрезентация.

Процесс познания в рамках метафизическойметодологии состоит из двух основныхчастей: сочинение теории и приписываениеее природе, обществу и т.д. Как пишетН.М.

Чуринов, «…сочиняя теорию, субъектпознания создает трансцендентнуюреальность, удваивает мир и его теорияпредстает как репрезентация мира».[моно1 207; с. 63]

Крометого, дуалистический монизм предполагает,что абсолютизируется идеальное илиматериальное сферы бытия, сознание илиматерия.

В первом случае (неореализм)сознание предстаёт как первичное поотношению к материи, следовательно,познание осуществляется на основерепрезентации догматических репрезентантов(идей) в сознании.

Во втором случае(неономинализм) материя предстаёт какпервичное по отношению к сознанию,следовательно познание осуществляетсяна основе произвольной репрезентацииматериального мира. И в том, и в другомслучае познание является репрезентацией– субъективным представлениемдействительности.

Двеверсии дуализма в рамках репрезентации

Неономиналистскийтип репрезентациидействительности основан нанеономиналистской версии сущностногоисследовательского подхода. В соответствиис данным подходом, сущностью (репрезентантом)объявляются вещи, процессы, сам человек,а всякое возможное их описание являетсяих существованием (репрезентацией).

Будучи теорией-репрезентацией социальнойдействительности любая научная теорияпредстает каксоциальное конструирование реальности,основанное на независимомот материального репрезентантаописании (трактовке, комментарии,интерпретации)стихийнопроисходящих в обществе процессов.

Вданной связи, степеньадекватности теории действительностизависит от случайного совпадения илиже несовпадения его принципов с реалиямиобщественной жизни. Теория предполагаетту или иную степень правдоподобностисоциальной действительности западныхобществ.

Это, в свою очередь, предполагаетвероятностныйхарактертеоретического знания.

Неореалистскийтип репрезентациидействительности основан на неореалистскойверсии сущностного исследовательскогоподхода. В соответствии с данным подходом,сущностью (репрезентантом) вещи (вещей)объявляется догматическая идея, неимеющей носителя.

Существованием(репрезентацией) является её догматическоеизложение. В данной связи, теоретики-неореалистыразрабатывают абстрактные схемы,понятия, теории, выступающие в качествесуществования духовного репрезентанта.

Это существование предполагаетопределенное практическое восполнение.

Всоответствии с репрезентативнымхарактером теории, степень ее адекватностидействительности зависит от случайногосовпадения или же несовпаденияконсервативных принципов с реалиямижизни общества. Адекватность положенийтеории действительности имеетвероятностныйхарактер.Они (положения) могут быть или адекватныеё, или же нет.

-Универсумныйпринцип.Мир несовершен, является мёртвыммеханизмом, суммой элементов, сырьём,сферой потребления. Следовательно,познание изначально утилитарно, аистинно то, что полезно (принципыантропоцентризма, свободы, насилия надприродой). Н.М.

Чуринов пишет: «…софистыбыли убеждены, что истинно то, чтополезно, что истина есть репрезентация.

Протагор пишет: «В самом деле, я утверждаю,что истина такова, как я ее описал; аименно (что) каждый из нас есть мерасуществующего и несуществующего»…софистыпредложили иную модель мира, иной проектнауки, принципиально отличные отпредложенных их оппонентами (т.е.Аристотелем и Платоном – Д.Г.)…». [207; с.46]

-Принципотрицания всеобщей связи:в мире как Универсуме нет сущностныхсвязей, только случайные. Следовательно,можно изучать объекты, вырывая их извсеобщей связи, изучать их отдельно,сами по себе. Сознание не связано смиром, следовательно истина не достижима.

-Принциплинейного развития.Познание линейно, не противоречиво, онорепрезентирует только одну сторонуразвития объекта: или качественную, иликоличественную, или прогресс, илирегресс, или изменчивость или устойчивость.

Б) Порядок(организация) процесса познания.

Согласнопринципу дуализма (дуалистическогомонизма) сущность и явление отдельны:сущность не является, а явление несущественно.Даннаязакономерность предполагает, что субъектпознания посредством изучения явленияобъекта, не может познать его (объекта)сущность. Познание явления не приводитк познанию сущности и напротив. Научнаятеория в данном случае предстаёт какрепрезентация объекта.

В)Гносеологические стандарты теориирепрезентации.В системе принципа (дуалистическогомонизма) теория репрезентации предстаёткак знаковое представление познаваемогообъекта, то представление, котороенеобходимо субъекту. Именно поэтомуметафизическая теория репрезентациипредполагает такой гносеологическийстандарт, как субъективизм(субъект в центре внимания).

Посколькутеория-существование не выявляетсущность и явление объекта, постолькудостоверность познания вызываетсомнений. Этот факт выражается в следующемгносеологическом стандарте – мирнепознаваем (агностицизм, скептицизм).

Посколькупознание объекта – это произвольноеего представление, постольку такихпредставлений может быть множество —плюрализм.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2152407/

6 Истина и ее критерии. Относительность истины

Интересно? Расскажите друзьям   

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».


1.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. некое соглашение, конвенция;
  4. свойство самосогласованности знаний;
  5. полезность полученного знания для практики.

Аспекты истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина Относительная истина
  • исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
  • знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

         1. соответствие законам логики;

         2. соответствие ранее открытым законам науки;

         3. соответствие фундаментальным законам;

         4. простота, экономичность формулы;

         5. парадоксальность идеи;

         6. практика.

4.Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

  1. материальное производство (труд, преобразование природы);
  2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  3. научный эксперимент.

Функции практики:

  1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения.

В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch1_6

16. Истина в научном познании. Истина и заблуждения. Основные критерии истинности знания в науке. — filoaspir

16. Истина в научном познании. Истина и заблуждения. Основные критерии истинности знания в науке. - filoaspir

Понятие (истины как) научнойистины и её критерии.

Всякое научно обоснованноезнание претендует на звание научной истины, но это не одно и тоже.

истинность знания — такая общаяего характеристика, которая связана с научно-мировозренческими нормами и целямисубъекта познания.

Экспертиза на истинность какого либо утвержденияпредполагает наличие философского аспекта: представление о природе познания,предмет-субъектного отношения.

Экспертиза на истинность устанавливает характерсоответствия знания действительности отвечая на вопрос почему оно истинно илиложно, по каким критериям определяется истина или заблуждение.

Концепции научной истинны (5концепций).

1. Корреспондентная(классическая).

2. Конвенционалистская.

3. Прагматическая.

4. Логицистская.

5. Когерентная.

Истина — это адекватнаяинформация о объекте, получаемая посредством нго чувственного илиинтеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точкизрения ее достоверности.

Истина:

1. абсолютная — достоверноустановленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абсолютная истина -это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки,а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

2. относительная — факты, носящиенеполный и вероятностный характер, отражает объект не полностью, неисчерпывающим образом.

Критерии истины:

1. прагматический критерий.истинные идеи — это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает нанас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо совсей совокупностью нашего опыта.

2. практика. Посредствомреализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своимобъектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

ИЛИ

Истина – мысль, иливысказывание, соответствующее своему предмету

Истина – предельно объективноезначение о каком-либо фрагменте бытия; бесконечный процесс перехода отнеполного знания к более полному знанию.

Один из критериев научностизнания – его истинность так как наука ориентирована на постижение объективныхзаконов мира (какой либо предметной области мира)

Проблема критерия: каксоотнести наше знание с действительностью?

Основа истины: 1) объективность– истина не зависти от воли и желания людей; присущее самому предмету св-воистины.

Соответствие какой либо мыслисвоему предмету определяется самим предметом, а не субъектам высказывания

2) общезначимость – присущасамой действительности, а потому едина для всех, вне их специфики (ментальной,национальной, возрастной, профессиональной ….)

Из инета:

Истина — это адекватнаяинформация об объекте, получаемая посредством либо чувственного илиинтеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точкизрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективнаяреальность в ее информационном и ценностном аспектах.

Заблуждение — знание, несоответствующее своему пред­мету, не совпадающее с ним.

 Заблуждение — это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тожеотражают объективную действительность, имеют реальный источник.

Относительная истина естьограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятсядостоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д.Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергаетсяпоследующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Конкретность — это свойствоистины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторонобъекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинностьили ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известныусловия места, времени, в которых они сформулированы.

Критерий истины заключается впрактике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е.действительность своего мышления.

Один из принципов мышления гласит: некоеположение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той илииной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость.

Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется,сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меруобъективности, истинности своего содержания.

Но нельзя забывать, чтопрактика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни былопредставление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практикаподтверждала это.

 Критерий истинности — предметно-практическаядеятельность человека. Эта деятельность имеет три формы: материальноепроизводство (производство технологий), социальные формы (реформирование) инаучный эксперимент.

Источник: https://sites.google.com/site/filoaspir/16-istina-v-naucnom-poznanii-istina-i-zabluzdenia-osnovnye-kriterii-istinnosti-znania-v-nauke

Конкретность истины. Проблема истины в философии. Понятие истины

Пофилософствовать любят многие. Но вот оперировать конкретными научными понятиями умеют лишь некоторые, те, кто в силу профессиональных обязанностей должен уметь мыслить и объясняться философскими терминами и определениями, а также те, кто увлечен этой сферой. Например, понятие «конкретность истины» только кажется простым и обыденным. Но на самом деле это сложная область знания.

Философские сложности

Бытие и сознание — центральная тема науки философии. Взаимоотношения этих двух сфер — это не только система знаний, но и сама жизнь каждого человека. Причем философские понятия отчетливо перекликаются с повседневностью, только люди об этом никогда не задумываются и ежедневно оперируют гораздо более простым понятийным аппаратом, вкладывая в каждое определение бытовой смысл.

Но ведь философия — наука о взаимоотношении человека и мира, вырабатывающая определенные понятия такого взаимодействия во всех проявлениях. А потому простые, на взгляд обывателя, слова в словаре философа принимают иные значения, более сложные, многогранные. Например, конкретность истины — комплекс определений, позволяющих понять соотношение истины с субъектом и объектом познания.

Истина не одна

Понятие истины достаточно простое и в тоже время сложное. Если говорить языком философии, то истина — гносеологический показатель мышления по отношению к предмету мышления. В определении «понятие истины» есть нечасто встречающийся в повседневной жизни простого обывателя термин — «гносеологический». Что это значит? Все просто.

Гносеология — процесс познавательной деятельности во взаимоотношении субъекта, объекта и процесса познания. Каждое определение философии влечет за собой другие понятия, требующие объяснения. И здесь тоже прослеживается необходимость конкретики по отношению к предмету изучения. Но, как говорится, у каждого человека своя правда, своя истина.

Именно поэтому философия имеет в функционале понятие истины, а конкретизирует этот термин в различных ситуациях его понимания. Простые истины — смысл жизни каждого человека, они конкретны и повседневны, но в то же время безгранично многовариантны.

Философия как наука с самых давних времен пытается определить и обозначить миропонимание, а различные течения, каждое из которых претендует на свою истину, становятся новым витком в развитии философии. Истина как философское понятие имеет несколько видов:

  • абсолютная истина;
  • относительная;
  • объективная;
  • конкретная.

Каждое такое понятие имеет свое обоснование того, что является сферой деятельности философии как науки.

Конкретная истина

Суть истины ищут все философы на протяжении тысячелетий, как только люди захотели понять конкретику происходящего в этом мире.

Но, как показывает время, определить само зерно очень сложно, наверное, невозможно, ведь и сама истина — это вещь многогранная, зависящая от множества взаимодействующих между собой понятий. Конкретность ее определяется ограниченностью области познания, к которой именно эта истина относится.

Но мир безграничен, а значит, определенность относится только к точке, лежащей в плоскости настоящего, и не передается дальше, каких бы сфер жизни это не касалось.

Заблуждение

Философия — интересная наука, если захотеть вникнуть в суть вопросов, которые она пытается решить. Например, две сферы жизни — истина и заблуждение. Они неразрывно связаны между собой и в то же время бесконечно отталкиваются друг от друга. «Ты заблуждаешься!» — говорят люди тем, кто, по их конкретному мнению, понимает суть поставленного вопроса неверно.

Но между тем истинность — это объективная реальность, зависящая от субъекта, ее воспринимающего. А потому заблуждение — непредумышленное несоответствие реальности, основанное на свободе выбора. Здесь нужно четко различать, что есть заблуждение, а что — ложь. Ложь — умышленное искажение правды. Здесь в работу включаются нравственно-психологические принципы общества.

Две единые части

Заблуждение и истина не могут существовать раздельно друг от друга, ведь поиск истины — методичное исключение заблуждений. Простые истины, являющиеся основой мировоззрения каждого конкретного человека, представляют собой основу глобальной науки — философии.

Нет науки без ученых, значит нет философии с ее понятийным аппаратом без тех, кто умеет им правильно оперировать. И истина, и заблуждение — обязательные условия функционирования субъекта в объективной реальности. Метод проб и ошибок позволяет исключать заблуждения, продвигаясь к цели — истине.

Но как показывают тысячелетия жизни человека на Земле, абсолютная истина эфемерна. А вот конкретность ее в данной точке времени и пространства — объективная реальность субъекта. Он может заблуждаться в восприятии, но для него аксиома будет все равно конкретна.

Именно в этом суть поиска смысла существования человечества в целом и каждого человека в отдельности — поиск правды заставляет и позволяет двигаться вперед.

В чем же суть?

Понятие истины — сложный философский термин. Многие столетия ему посвящались научные труды и художественные произведения. Кто-то утверждает, что истина — в вине, а для кого-то она где-то рядом.

Эти фразы стали расхожими афоризмами, показывающими всю неопределенность философских понятий с точек зрения разных людей. Ведь сколько людей, столько и мнений.

Но подход к философии не как к обывательскому рассуждению о мироустройстве, а как к конкретной науке со своим понятийным аппаратом, техническими приемами работы, теорией и практикой позволяет говорить об истине со всех точек зрения, как о конкретном субъекте познания.

Это понятие многогранно, и разные области жизнедеятельности человечества позволяют видеть его со всех сторон. Сложно сказать, что вот эта мысль или суждение — истина. Конкретика зависит от момента времени и места прохождения события.

Слияние пространства и времени формируют определенность, но жизнь — это движение, и потому конкретная фактура может перейти в разряд относительной, которая, по определению, может стать абсолютной, если будет доказана ее неопровержимость. А может перейти в разряд заблуждений, если в следующий момент изменятся условия поиска истины и она перестанет им соответствовать.

По каким критериям оценивается истина?

Как любое другое научное понятие, объяснение истины имеет свои признаки, позволяющие отличить ее от заблуждения. Опираясь на них, соотнося их с полученными знаниями, можно сказать, что есть правда, а что — ложь.

Критерии истины:

  • логичность;
  • подтвержденная научность;
  • фундаментальность;
  • простота;
  • парадокс идеи;
  • практичность.

Из всех этих понятий основной критерий истины — ее практичность. Сможет ли человечество воспользоваться полученными знаниями в своей деятельности или нет — вот ее основа.

И практика поддерживается логикой, наукой, простотой, парадоксальностью и фундаментальностью, создающими конкретность истины. Если знание — аксиома конкретная, то она перерастает в истину относительную, а затем, возможно, в абсолютную.

По этим же критериям следует отделять заблуждение от истины.

Истина где-то рядом?

Истина и заблуждение — основа жизни человека. Что-то мы принимаем за аксиому, какую-то правду находим сами, где-то ошибаемся, но позволяем переубедить себя под давлением аргументов, а какие-то заблуждения остаются с нами на всю жизнь.

И именно в этом — красота человечества, неповторимость его субъективной и объективной реальности, существующих во времени и пространстве.

Конкретность истины формирует сознание и, соответственно, бытие, ведь недаром великий философ Карл Маркс сказал, что бытие определяет сознание.

Причем не именно материальную сферу он имел в виду, а совокупность всех граней жизни человека конкретного и человечества глобального. Поэтому истина — это то, что всегда где-то рядом, нужно лишь захотеть узнать ее. Простая, неприкрытая правда — основа жизни каждого из нас.

Конкретность истины — понятие сиюминутное. Человеку сложно узнать, что заблуждение, а что нет.

Но если в данный момент времени новое знание соответствует определенным критериям, значит истина все-таки найдена! Так что философский понятийный аппарат может иметь практическое применение и в обыденной жизни, если захотеть научиться им пользоваться. Философия, как оказалось, наука прикладная. Это — аксиома.

Источник: http://.ru/article/335899/konkretnost-istinyi-problema-istinyi-v-filosofii-ponyatie-istinyi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть