Нравственные принципы общества и конец света

Содержание

Моральные принципы. Морально-этические принципы :

Нравственные принципы общества и конец света

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой.

Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время.

Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Источник: https://www.syl.ru/article/167172/new_moralnyie-printsipyi-moralno-eticheskie-printsipyi

Моральные принципы и мораль в жизни человека

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов.

Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла».

Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств.

Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Чтобы не испытать чувство одиночества, нужно своевременно задуматься о необходимости социализации, научившись следовать моральным законам общества.

Правила пребывания в цивилизованной структуре отличаются от иерархической лестницы животных, потому что во главе системы стоят не предпочтения, а обязательства.

Другими словами, в поисках пищи мы не можем прийти в магазин и взять еду из холодильника – нам приходится отправляться на работу, чтобы получить деньги и купить продукты.

Представители животной фауны сделали бы значительно проще – убили более слабого, обеспечив себя необходимым количеством питательных веществ. Нравственные понятия гарантируют нам душевное равновесие и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы не уподобиться в инстинктивном поведении зверям и выявить значимость морали в жизни человека, важно вовремя определиться с функциональностью подобной составляющей внутреннего мира.

Моральные принципы и нравственные устои человека изучаются специалистами отдельного направления философских наук – этики

Основные функции морали человека

опасность в формировании морального облика человека таится в выборе, который мы делаем самостоятельно. Люди сами решают, каким видом спортом увлекаться или куда пойти отдыхать. Флиртуя с замужней девушкой, мужчина заблаговременно определяется, что готов переступить через нравственность и чувства ее избранника.

Обратная ситуация тоже имеет место быть. В результате многочисленных решений, которые мы принимаем, происходит становление личностного образа, имеющего моральные устои и лишенного отрицательных качеств. Свобода действий – это великое искушение, заводящее многих людей в тупик.

В современном обществе мораль человека принято классифицировать на следующие виды, отличающиеся функциональностью:

  • Оценочный (взгляд на окружающий мир под призмой «Добра» и «Зла», разделяющий происходящие события исключительно на положительные и негативные явления).
  • Регулятивный (установление в личностном облике стандартов поведения, соответствующих социальным законам и нормам).
  • Контролирующий (оценивание собственного поведения в рамках иерархической структуры общества, предупреждая осуществление отрицательных поступков и реализацию негативных мыслей).
  • Интегрирующий (поддержание гармонии внутреннего мира человека с внешними факторами, напрямую влияющими на духовное и психологическое состояние индивида).
  • Воспитательный (формирование жизненных ценностей и положительных качеств, позволяющих гармонично сосуществовать с окружающим миром).

Если у человека отсутствует одно из направлений функциональности морали, то взаимоотношения с социумом ставятся под угрозу. В сложившейся ситуации личность лишается возможности объективно оценивать происходящие события, представая перед обществом в нелицеприятном «свете».

Нередко безнравственные люди сталкиваются с эффектом бумеранга, который объясняется негативной реакцией окружающих на отрицательное поведение человека.

В сложившейся ситуации подобное явление становится лишь закономерностью, ведь рассчитывать на расположение незнакомцев, друзей или родственников, совершив ряд недостойных поступков – бесполезная надежда.

Моральные принципы – это устоявшиеся в обществе законы и правила, которые определяют нормы поведения и общения человека в социуме

Классификация моральных принципов

Мораль – это основополагающий фактор личностного облика человека, способствующий развитию чувства долга, ответственности и ряду других высоконравственных качеств. Люди, лишенные подобных принципов, становятся опасны для общества, рано или поздно переступая через дозволенные социальные нормы.

Бесконечная ложь или финансовые махинации, производимые с целью личной наживы, заказное убийство или физическая измена супругу – многообразие граней аморального поведения.

Философы и практикующие психологи выявляют в XXI веке следующий ряд универсальных моральных принципов, из которых может формироваться личностный облик человека:

Такая грань морали тесно связана с пословицей «Око за око, зуб за зуб». В древних племенах подобное высказывание предполагало кровную месть, считавшуюся обязательным явлением.

Возникновение цивилизации упорядочило социальные негодования, взяв на себя функции органа управления и правосудия.

Сегодня принцип «Талиона» остается исключительно условным понятием, ведь официально такие проблемы должны решаться исключительно на государственном уровне.

Подобное утверждение встречается в работах большинства великих философов и мыслителей, оставивших «след» в истории человечества.

Будда, Конфуций, Мухаммед и многие другие деятели убеждали людей поступать с незнакомцами так, как они хотели бы, чтобы относились к ним.

Аксиоматичное высказывание с течением времени превратилось в универсальную заповедь, которой руководствуются в процессе воспитания в себе нравственности и морали.

Известный моральный принцип, представленный в научных работах Аристотеля, убеждавшего соблюдать меру в поступках и избегать крайностей в своих действиях.

Если следовать наставлениям греческого философа, то жизнь становится размеренной, у человека появляется уверенность в завтрашнем дне.

Главное, сохранять гармонию между внутренним и внешним мирами, избегая возникновения личностного конфликта.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США.

Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей.

Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то легкомысленность с течением времени перерастет в предательство.

Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими.

Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Не путайте моральные принципы с обычаями (исторически устоявшимися нормами поведения) и правами (юридическими законами, прописанными в государственном постулате) – это терминологически разные понятия

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь»  с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

  • происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
  • не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
  • не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
  • уважайте родственников, давших вам жизнь;
  • шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
  • не убивайте живые организмы;
  • не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
  • не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
  • избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
  • не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

  • не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
  • добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
  • создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
  • ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
  • не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

Духовное развитие человека – это необходимый процесс, помогающий развить в себе высокоморальные и нравственные качества.

Становление личности предполагает прохождение череды испытаний через искушения и соблазны. Преодоление страхов и контроль желаний – две составляющие для достижения заветной цели.

Главное, быть готовым к возникающим трудностям и действительно захотеть добиться поставленного результата.

Если научиться существовать в гармонии с окружающим миром, соблюдая условные стандарты и придерживаясь государственных законов, то появляется ощущение внутреннего спокойствия и гармонии. Моральные принципы, согласованные с поведенческими признаками и нормами общества – это действенный способ изменить жизнь к лучшему.

Источник: https://sunmag.me/sovety/13-04-2014-moralnye-printsipy-i-moral-v-zhizni-cheloveka.html

Учение Христа и христианская этика (стр. 1 из 2)

План

1. Учение Христа и христианская этика.

1.1 Учение Христа.

1.2 Христианская этика.

2. Понятие любви и ее виды.

3. Тест: Приведите этические аргументы «за» и «против» смертной казни.

1. Учение Христа и христианская этика.

1.1Учение Христа

«Любите врагов ваших»

Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей его имя. Он же — создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозные истоки.

«благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк. 4:43), — говорит Иисус о своей миссии. Царствие Божие — в этих двух словах ключ к его жизнеучению. В них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие. Как известно, слово «евангелие» по -гречески и означает «благая весть».

Небесное бессмертие, в перспективе которого учительствует Иисус, — царство вечного добра. Вечная жизнь праведности противостоит там вечным мукам беззакония.

Иисус говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой пропастью.

И он говорит об этом не как о вероятности, надежде, возможной награде, он говорит об этом как о хорошо известной истине. Говорит не как стремящийся туда. А как пришедший оттуда.

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Христа. Она была и до него, но он более конкретен: он говорит, что небесное царство близко. И миссию свою христос видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

«Царство мое не от мира сего»

В ответ на вопрос Пилата: «Ты царь Иудейский?» Иисус ответил: «Царство мое не от мира сего». Постигнуть это царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии.

Первое, что требуется от человека, — это осознать несущественность, второстепенность всех земных целей и стремлений. Надо правильно обозначить масштаб ценностей и понять одну истину: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк.

16:15). Свой выбор Иисус сделал в пустыне, где он постился сорок дней и сорок ночей. Под конец поста к нему приступил дьявол с тремя соблазнами. Иисус отвечает ветхозаветным изречением: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Иисус считает, что мир не содержит в себе своей ценности. В перспективе небесного царства он ничтожен, каким бы значительным и соблазнительным ни казался. Словом, земная жизнь в себе несовершенная, и ничто в ней, будь то богатство, удача, слава, не стоит того, чтобы быть сокровенной целью человеческих стремлений. Сердце не может принадлежать миру.

«Как я возлюбил вас»

Любовь есть первое в человеческой жизни, то вечное. Бессмертное, божественное начало, которое придает бренной мирской жизни отсутствующий в ней смысл. Через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.

Бог Иисуса — милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Яхве. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие, но милосердие особое, производное от справедливости. Оно выражается в том, что бог награждает и поощряет более охотно, чем наказывает. Его милосердие существует внутри справедливости, как разновидность, особый случай последней.

Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика — это наука, изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и свод норм поведения .

1.2Христианская этика.

Тема ненасилия в христианской этике.

В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия.

Более того, творческое, освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то, что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными.

В Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей и средств преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.

Уже в текстах ветхого Завета насилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу.

В отношении агрессии извне народ Израиля должен был придерживаться закона талиона, который запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за зуб», и не более. Этот закон знаменует важный шаг в развитии культуры, связанный с возвышением характера человеческих отношений между народами.

Во внутренней жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество, стремившееся приблизить божественный «Шалом».

Остановимся подробнее на этом понятии. Шалом — это образ справедливого и умиротворенного общества и человечества.

Шалом означает примирение между всеми людьми, примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и всем тварным миром.

Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Что это значило для народа Израиля? Поклонение только одному и Единственному Богу Справедливости, Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонения богам силы, богатства, воинственности. Обеспечение основных человеческих прав слабых, обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов — наравне со всеми членами общины.

Это ненасильственное сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком справедливости.

В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей деятельностью: это-самоотверженная любовь.

Жизнь Моисея

Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного . Во-первых, над человеком есть бог, воле которого он должен безусловно повиноваться.

Во- вторых, человеческий индивид не существует сам по себе, а является частицей более широкой исторической общности — народа. И связь с богом, и принадлежность к народу образую поле справедливости.

На котором только и могут взрасти семена человеческого согласия и благополучия.

Основные нравственные принципы Моисея составляют цельный кодекс из десяти заповедей. Основная жизненная миссия Моисея, в рамках которой разворачивается его религиозная и нравственно-законодательная деятельность, — вывести евреев из Египта.

Законодательство Моисея.

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и своевольной массы.

Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ.

Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого места в мире.

В этническом смысле евреи — дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Бог, народ, справедливость — так кратко можно обозначить суть учения Моисея.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия.

Моисей учил не как философ, а как законодатель. Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона. Поэтому он интересовался по преимуществу поступками, а не состоянием души и распространял ответственность за деяния на потомков, что с государственно-политической точки зрения было боагоразумно и эффективно.

Спрведливость и милосердие.

Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда — ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, существует в связи со справедливостью, выступает как особая его форма.

Милосердное начало в ветхозаветной этике обнаруживается в особом отношении к вдовам и сиротам. Бог предостерегает от соблазна воспользоваться их слабостью. Здесь милосердие разрешается в гневе (поскольку я милостив, я убью вас) и прямо совпадает со справедливостью по формуле: око за око (ваши жены станут такими же вдовами, а сыновья такими же сиротами, которых вы угнетаете).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные понятия христианской этики. Подведем итог.

Христианская этика разделяет концепцию ненасилия ( это можно проследить в текстах Ветхого Завета), проповедует идеалы справедливости ( ветхозаветный бог Яхве — воплощение справедливости) и милосердия ( в Ветхом Завете милосердие находится в тесной связи со справедливостью, действует принцип «око за око».

Бог Иисуса — прежде всего милосердный бог). Созданная Иисусом Христом религия, его жизнеучение кратко можно определить как этику любви. Любовь есть первое в человеческой жизни, то вечное, бессмертное, божественное начало, которое придает бренной мирской жизни отсутствующий смысл.

Источник: http://MirZnanii.com/a/269027/uchenie-khrista-i-khristianskaya-etika

Нравственность – закон, карма – учитель

Лаума Эргле

Часть 1

Наша рубрика о разделении опыта по работе с Посланиями, об опыте чтения Розариев и молитв нашла широкий отклик среди единомышленников. Продолжают поступать письма, в которых люди делятся своим самым сокровенным, теми жемчужинами, которые выросли в их душе при изучении Учения Владык Мудрости, при занятии духовными практиками, рекомендованными Владыками.

Пожалуйста, читайте эти рассказы, радуйтесь достижениям людей!

«Когда вы искренне радуетесь достижениям окружающих вас людей, то вы получаете как моментум своих собственных достижений достижения каждого из людей, успехам которых вы искренне радуетесь. Таким образом, вы можете приумножить свои сокровища на Небесах, сокровища вашего каузального тела»

Богиня Свободы, 22 апреля 2005 года

Постоянные читатели нашего сайта уже знают имя Лаумы Эргле и о тех больших, добрых и светлых делах, которые она делает в своей родной Латвии, и которые предназначены для каждого человека, который хочет разобраться в себе, в своей жизни и затем помочь этим знанием другим людям. Лаума прислала нам свою статью «Нравственность – закон, карма – учитель», которая была опубликована в латышском Эзотерическом ежегоднике – 2015.

В своём письме Лаума пишет: «Для Эзотерического ежегодника я пишу каждый год, начиная с 2012 г., статьи о разных актуальных темах в свете Учения с цитатами из Посланий Владык.

А в этой статье написала о нравственности и Законе Кармы для широкого круга читателей ежегодника, — для их образования, для их понимания основополагающих понятий и законов.

 Может быть, кому-то интересно почитать и о таком опыте». 

Нравственность – закон,
карма – учитель

Белая шла дева, Словно снегом заснежена; Но не снегом заснежена – Добродетельна она.

В латышских народных песнях нравственность упоминается как предпосылка доброй славы и счастливой жизни: «Какой толк в красоте девушки, если не добродетельна она?»

Наши праотцы умели почитать нравственность в труде, а нравственностью дочерей было с честью носить веночек и собрать большое приданое, сделанное своими руками.

В наших народных песнях можем найти все те основные принципы нравственности, которые в той или иной форме есть во всех мировых религиях – сформулированы по-разному, но содержание то же. Таким образом, основатели всех религий, также и латышские мудрецы, учили нас основывать свою жизнь на справедливых духовно-нравственных принципах, на которых держится порядок во Вселенной.

Принципы нравственности в мировых религиях

Из письменных источников самой древней книгой, существовавшей ещё 4,5 тысяч лет назад, является «Законы Ману» – книга ещё из доведических времён, в которой описаны нравственные принципы: смирение, воздаяние добром за зло, умеренность, честность, чистота, умение владеть своими чувствами, знание шастр, знание верховной души, правдивость и воздержание от гнева – это те десять добродетелей, которые обязательны, на которых основывается нравственная жизнь.

Те же самые принципы – в учении основателя джайнизма Махавиры, в десяти заповедях основателя буддизма Гаутамы Будды. В основе христианства, доминирующего в западном мире, лежат всё те же нравственные принципы, которые сформулированы в десяти заповедях Моисея и заветах Иисуса Христа.

Если посмотрим и сравним основные законы нравственной жизни, данные в разные времена разным народам, то придётся сделать вывод, что различия только в словесных формулировках, а суть их всех одна и та же, что, в свою очередь, свидетельствует о единстве источников. Каждый, чьи интересы простираются дальше физического существования на планете Земля, уже предчувствует, что это за источник.

Это Иерархия Света, или Великое Белое Братство, которое миллионы лет курирует эволюцию человечества Земли, предоставляя нам всю возможную помощь. Его посланники и пророки – это те могущественные, самоотверженные высокие духи, которые в решающие исторические моменты воплощаются на Земле, чтобы научить людей истине. Их Учения образуют основу всех истинных религий мира.

Также и в наше время – в XXI столетии Владыки Мудрости через своего Посланника Татьяну Николаевну Микушину снова преподали Учение истины соответственно нынешней ступени сознания человечества и насущным потребностям эпохи.

В этом Учении опять объяснены всё те же принципы нравственной жизни, так же, как и главные Божественные Законы, которые правят в этой Вселенной, даны Заповеди так же, как и во времена Моисея [1].

Принципы нравственности

Первый и главный – это Золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Этот фундаментальный закон нравственности сформулирован в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Своё название «Золотое правило» он получил в XVIII веке в западноевропейской духовной традиции, он появляется в как будто бы не связанных между собой разных культурах: индуизме, буддизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, высказываниях античных философов.

Этот закон в очень простой форме содержит логическую связь: Бог, который везде и в каждом из нас, так же не хочет, чтобы мы делали Ему то, чего не хотим, чтобы делали нам. Ибо то, что мы делаем хорошего или плохого любому другому человеку или живому существу, а также и природе, мы, по сути, одновременно делаем Богу.

Этот закон содержит в себе также универсальный критерий, на основе которого оцениваются собственные действия, – хотим ли мы, чтобы кто-то делал нам то же самое, или всё же нет. Очень просто. Например, многие уважаемые в обществе люди полагают, что красть можно.

У соседа, может быть, и нет, а у государства – без зазрения совести, и неважно, что это: неуплаченные налоги, никчёмные заграничные командировки за государственный счёт, излишние дорогие автомобили или клубничные пирожные. В каждом подобном случае у человека есть выбор.

Если критерием было бы вовсе не «я этого хочу и не упущу возможность заполучить это за государственный счёт», а «хотел ли бы я платить собственные деньги за то, чтобы кто-то удовлетворял подобные свои прихоти», тогда правильный выбор был бы очевиден.

Другой пример. Существует множество причин, почему в цивилизованном мире до сих пор много насилия, начиная убийствами и заканчивая унижениями в семье, в учебном заведении, на рабочем месте. В каждом случае у человека имеется выбор, как поступать. И остаётся только спросить у себя: хочу ли я, чтобы со мной поступили так же, как я собираюсь поступить по отношению к другому?

Если каждый, кто поднял руку с орудием убийства, если каждый, кто поднял руку для удара, если каждый, у кого готовы сорваться с языка злые слова, задал бы себе этот вопрос и честно на него ответил бы, то Земля очень быстро превратилась бы в самую чудесную планету во Вселенной. Ведь зла себе не желает никто!

Основные нравственные принципы, которые даны в разных религиях, таковы:

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (не делай другим то, чего не хочешь себе).

Не причиняй зло ни одному живому существу! Нельзя никого убивать!

Не укради!

Не прелюбодействуй!

Не лги!

Не будь корыстолюбивым, не желай ничего чужого, будь скромным.

Почитай своих отца и мать!

Иисус Христос дал два очень важных завета в дополнение к заповедям Моисея:

Возлюби Господа, Отца своего, всем сердцем твоим и всей душой твоей!

Возлюби ближнего своего, как самого себя!

Иисус учил нас наивысшей заповеди – Любви. Он так же, как и все пророки и основатели религий, не только учил законам нравственности, но и своей жизнью показывал пример, полностью проводя эти принципы в жизнь. Любовь Иисуса была столь совершенна, что он учил не только любить всех, также и своих врагов, но и также и перед смертью не переставал любить тех, кто мучил его и распял на кресте.

Человеку дана свобода выбора. Он по своей воле может соблюдать законы Вселенной и жить в согласии с ними или пренебрегать ими и жить в своё удовольствие.

Почему теперь нам, живущим в современном цивилизованном обществе с самыми разными передовыми технологиями, следует вспомнить мудрость предков или важность сути мировых религий? В первую очередь, хотя бы потому, что всё чаще нас настигают всяческие несчастья и кризисы, от семейных до политических, экономических и финансовых.

В поисках ответа на вопрос, почему нас одолевают кризисы, природные катастрофы, войны и другие несчастья, мы приходим к Закону Кармы, он же Закон причин и следствий, который очень просто сформулирован в Евангелии: что посеешь, то и пожнёшь.

Разве в основе наших кризисов не кризис нравственности, если мы свою данную Богом свободную волю на практике слишком часто сводим к кажущейся вседозволенности, если мы оказались в зависимости от своих низменных инстинктов и эгоистичных желаний, забыв о Божественных Законах, которые регулируют жизнь людей в соответствии с планом Создателя этой Вселенной?

«Действительно, без понимания взаимосвязи между поступками человека в этом и предыдущем воплощениях и их последствиями невозможно объяснить внешнему сознанию, зачем нужно соблюдать нравственный закон и зачем нужно следовать определённым моральным нормам и правилам.

Каждый индивидуум должен прийти к осознанию связи между своими действиями, которые он совершает, и последствиями этих действий. Без понимания этой связи невозможно объяснить многие кажущиеся несправедливыми вещи в вашем мире, такие как имущественное неравенство, кастовые привилегии одних и бедность других, тяжкие недуги, обременяющие некоторых людей, и отменное здоровье других.

Почему одни люди умирают безвременно рано, а другие живут долгой жизнью? Причины всего этого можно найти только в прошлых жизнях и порой совершенно невозможно объяснить с точки зрения текущего воплощения и обстоятельств одной жизни»

Иисус, 27 июня 2013 года

Если мы игнорируем Законы, существующие во Вселенной, то совершенно обоснованно испытываем на себе последствия своих поступков. Если мы живём в согласии с этими Законами, то также испытываем последствия своих поступков, но только в обоих случаях они очень различаются.

В соответствии с данной Богом свободной волей выбор за нами, поэтому всю ответственность за последствия надо взять на себя.

Более того, только мы сами решаем – сделать выводы и выбирать, исправлять ошибки и идти эволюционным путём развития или продолжать притворяться, что кто-то другой виноват в наших несчастьях, таким образом, не пытаясь освободиться от этих несчастий в будущем и продолжать регрессировать.

«Поколения людей, которые отходят в своём сознании от Бога и не стремятся познать вечный Закон мироздания, порождают последствия для своих потомков, ведущие к полной деградации и безнравственности. И нарушение всех моральных норм уже воспринимается как норма.

Если в сознании поколений людей стирается знание о Законе Кармы, то каждое следующее поколение всё более и более скатывается к безбожию и нарушению нравственного закона. Потому что люди перестают чувствовать связь между теми бедами, которые на них сваливаются, и их собственными поступками, которые приводят к этим бедам»

Иисус, 27 июня 2013 года

Перевод: Людмила Трейкале

— Вернуться в раздел «Беседы о книгах»

Источник: http://sirius-centers.net/budni/2015/11/01/index.htm

Нравственный закон и что значит быть нравственным?

У христиан есть авторитет — Слово Божье, оно и дает определение тому, что хорошо, а что плохо. Но всегда ли Библия остается последней инстанцией в определении того, что нравственно? А на основании чего неверующие принимают решение? Что допустимо, а что нет? Мы собрали мнения служителей о том, что значит, быть нравственным и как соблюсти нравственный закон.

Человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу

Евгений Панов, музыкант, писатель, помощник пастора в церкви «Новая Жизнь» (Усть-Каменогорск, Казахстан):

Кто-то провозгласил, что человек — мерило всего. Звучит, конечно же, громко. На деле же, «мерило» одного человека всегда отличается от шкалы и ценностей другого, а это неизбежно приводит к конфликтам.

Поэтому, когда встречаются две, три, пять сторон, где у каждого правда своя, возникает необходимость одного нравственного стандарта, что наводит на мысль о существовании истины.

И если нам быть достаточно честными, то мы признаем, что внутри нас всегда есть совестливые упреки, есть голос, подсказывающий линию поведения, содействующую отношениям с людьми, а не разладу. 

Откуда же этот источник нравственного ориентира? 

Проиллюстрирую одной историей про остров, залитый после извержения вулкана слоем магмы. Ученые гадали, через какое же время на его поверхности появится растительность. Вскоре, к их удивлению, на чернеющей земле появились и первая зелень.

Причём появившиеся цветы чётко очерчивали определённые контуры. Исследователи обнаружили, что причиной растительности стали органические тела, погребённые под магмой. Например, один из «островков» был не кто иной, как погибший лось.

Растения напрямую были обязаны своим существованием прежним обитателям острова. 

Так вот, человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу. Из под слоя греховной магмы человека то и дело проблескивают очертания нравственности.

«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).

Человек, покинувший Эдем и живя без Бога, все равно запитан от Создателя свой внутренней совестью. Нравственные законы — это голос Творца. Поэтому справедливо Лестер Самралл назвал Господа — Его превосходительство Мораль.

Протодиакон Андрей Кураев – «Возможна ли духовность без морали и нравственности?» 

Нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет

Лев Белов, пастор христианской евангельской церкви «Свет миру» (Тутаев, Россия):

Нравственность – это система правил поведения в обществе. Не следует ее считать только христианской добродетелью, это понятие свойственно всем людям в не зависимости от народа или культуры.

В любом обществе есть понятие, что есть хорошо, а что есть плохо для данного общества.

Понятие нравственности само по себе достаточно просто – это жизнь по совести, по внутреннему убеждению, воспитанному на добродетели по отношению к ближнему. 

Как правило, понятие нравственность – толкуют как жизнь в обществе по установленным правилам морали поведения в данном обществе. Я полагаю, что нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет.

Это хорошо просматривается на традициях различных народов с разных материков. Очень много схожих правил поведения среди народов, которые не пересекались между собой. Нарушение нравственности не преследуется государством, но преследуется самим обществом.

Нарушая законы нравственного поведения, само общество отвергает провинившегося, а быть изгоем — это тяжкая ноша. 

Нравственность – это один из источников формирования закона поведения – нравственного закона. Нравственный закон в свою очередь, часто закрепляется в норму права утверждаемую государством. Нравственность, таким образом, это, естественное право на достойное поведение, направленное по отношению к обществу и самому себе.

«Естественный закон» сверхъестественен по своей сути

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления»:

Каких теоретических взглядов на этику ни придерживался бы человек, на практике все апеллируют к некоему объективному (то есть не зависящему от нашего знания о нем или отношения к нему) моральному кодексу. Без признания этого факта само рассуждение, что этично, а что нет, было бы бессмысленным.

Этот факт – основа любых споров и дискуссий по вопросам нравственности, ведь всякий спор предполагает наличие неких критериев, по которым может быть определена степень правоты того или иного оппонента.

Даже те, кто склонен отрицать существование высшего морального кодекса, начинают взывать к добру и справедливости, стоит только им самим оказаться в положении жертвы несправедливости и зла.

* * *

Да, в различных культурах представления о собственности могут сильно отличаться, и это порождает всевозможные межкультурные конфликты.

Так, для приехавшего на сафари европейца собственность – понятие правовое, и он может возмущаться посягательством бушмена на его ружье. Для аборигена же собственность – понятие функциональное, и лучшее ружье должно принадлежать тому, кто лучший охотник.

Но при этом каждый считает присвоение чужой собственности проявлением вопиющей несправедливости и осуждает такое положение вещей.

Также по-разному в различных культурах может толковаться, скажем, допустимость бытовой лжи (можно ли открывать семейные или племенные тайны чужаку?) или ответственность сторон за возвращение займа.

Но среди населяющих землю народов наблюдается удивительное единодушие относительно того, что следует считать серьезным преступлением – убийство, изнасилование, разбой, и т.п.

И если основополагающие этические принципы грубо нарушаются где-либо в одном месте (например, режимами Сталина, Гитлера, Полпота и т.п.), это неизбежно попадает под нравственное осуждение международного сообщества.

К тому же, на каком основании те, кто отрицает существование нравственных абсолютов, вправе требовать того же от остальных? Ведь если абсолютных нравственных норм не существует, то каждый волен поступать по собственному усмотрению, в том числе – вводить нравственные нормы. И это не будет ни неправильно, ни несправедливо по отношению к другим, ведь при отсутствии объективных этических критериев ничто не может быть названо неправильным или несправедливым – дело лишь в различии вкусов и мнений.

Фольклор, литература, драматургия, изобразительное искусство, кинематограф – все виды человеческого творчества, так или иначе, являются носителями абсолютных этических категорий добра, справедливости, ценностей, добродетелей и т.п. Заложены они и в традициях жизненного уклада народов.

Этические нормы – мудрость, испытанная не только практикой и временем, но и подтверждаемая нравственными исканиями выдающихся мыслителей всех времен и культур.

Так, одним из ключевых понятий китайской философии является принцип «Дао» (буквально – «путь»), основополагающий для всякой личной нравственности и социальной справедливости. Дао понимается как некое общемировое начало; как источник, цель и наивысшее состояние бытия во всей его полноте.

Дао невозможно ни представить, ни выразить. Но только те деяния, которые соответствуют Дао, подлинны и благи. Таким образом, понятие «Дао» является носителем идеи абсолютного нравственного начала в терминах восточной философии.

Наконец, о существовании объективного нравственного кодекса свидетельствует наличие такого понятия как «совесть».

Общепринято представление о совести как интуитивной способности человека отличать дурное от доброго, формулировать нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль. В отличие от стыда (душевной, т.е.

эмоциональной реакции на осознанную вину), совесть, согласно Писанию, является понятием духовным. Она – голос Божий в душе человека.

Понятие совести универсально и едино для всех людей, вне зависимости от их мировоззрения и культурной традиции: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Все вышеупомянутые свидетельства указывают на существование некоего объективного нравственного принципа, получившего название «естественный нравственный закон». На протяжении веков мыслители пытались дать естественному нравственному закону рациональное обоснование.

Так, Аристотель утверждал, что всякая вещь имеет предназначение, ради которого она существует, и именно этому предназначению она обязана своими свойствами.

Поэтому, поскольку человек наделен разумом, его предназначение – жить разумно, в согласии с нравственными велениями сознания.

Философы-стоики считали, что вообще всё сущее (как природа, так и общество) управляется разумными законами гармонии и единства. Отчасти эти законы отображены в нашем сознании. А потому «естественный закон» – это то, что разум предписывает для достижения гармонии общественного устройства.

Необходимо, однако, понимать, что античная философия в принципе была не способна принимать во внимание весьма важный фактор – то, что человеческая природа повреждена грехом.

Грехопадение разрушило первозданное богоподобие человека, и потому его совесть и разум уже не могут служить абсолютным и объективным мерилом нравственности. Более того, в соответствии с Писаним совесть человека может быть оскверненной (1 Коринфянам 8:7, Титу 1:15) и даже сожженной (1Тим.4:2).

Поэтому так называемая «естественная нравственность», хоть и обладает определенной степенью достоверности, но имеет переменчивый, относительный и избирательный характер.

Другая проблема, связанная со сведением этики к «естественному закону» заключается в том, что, как было сказано ранее, существование не обуславливает долженствования – предписания не следуют из описаний.

Как можно перейти от «того, что есть», к «тому, что должно быть»? Каким образом факты («то, что есть») становятся для нас моральным долгом? Почему я должен подчиняться требованиям морали? Почему я должен стремиться к благу? Эти вопросы неизбежно остаются безответными.

Платон в диалоге «Государство» (360 г. до н.э.) пытается преодолеть возникающее затруднение, утверждая, что знающие благо будут любить его и поэтому будут стремиться к нему. В то же время он считает, что нравственная добродетельность является необходимым условием для познания блага.

В итоге получается, что чтобы стремиться к добродетели нужно знать, что есть благо, а чтобы знать, что есть благо, надо, в свою очередь, быть добродетельным. Но даже если и не обращать внимания на этот порочный круг в рассуждениях, проблема не снимается. Допустим, Платон убедительно объяснил, почему знающие благо могут стремиться к нему – из любви ко благу.

Но вопрос остается: почему знающие благо должны творить его? Ведь само по себе знание ни к чему не обязывает.

Впоследствии («Законы», 354 г. до н.э.) Платон утверждает, что понятие «благо» трансцендентно по самой своей природе.

Поэтому, заключает он, для атеистов (то есть тех, которые отвергают божественное происхождение этических норм), понятие морального долга бессмысленно, и, следовательно, они не способны быть хорошими гражданами.

Действительно, абсолютная и совершенная Божья воля – единственное адекватное объяснение существования объективного естественного нравственного закона. «Естественный закон» сверхъестественен по своей сути.

Колонки — InVictory

  • 5 практических советов, как свидетельствовать о Боге приверженцам…

    < Назад

  • 5 известных христианских фильмов братьев Кендрик и немного об их…

    Вперёд >

Источник: http://christian.by/stati/1422-nravstvennyj-zakon-i-chto-znachit-byt-nravstvennym

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть