Как православные храмы гармонизируют пространство.

Какие ошибки допускают проектировщики православных храмов

Как Православные Храмы гармонизируют пространство.

Каким должен быть храм XXIвека? Какие черты в его облике обязательно нужно сохранить, а какие, наоборот, пришла пора менять?

Недавно Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России объявили открытый архитектурный конкурс на создание проекта православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом.

Итоги конкурса станут известны уже 18 января. А в их преддверии в Союзе архитекторов России разгорелась оживленная дискуссия, посвященная актуальным вопросам проектирования храмовых комплексов. В частности, обсуждали то, каких ошибок нужно избегать, приступая к проекту здания «негражданского» назначения.

Не гонялся бы ты, поп, за эксклюзивом…

Работа по созданию библиотеки проектов современных храмов была поручена отделу по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Куратором проекта стал заместитель начальника отдела протоиерей Андрей Юревич — сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ.

В рамках архитектурной дискуссии, вооружившись мелом, он попробовал, что называется, в режиме on-line спроектировать православный храм нового типа. Причем делал это отец Андрей, попутно обсуждая те проблемные вопросы, с которыми может столкнуться архитектор, только начинающий свой путь в качестве «храмоздателя».

— Чтобы спроектировать храм, нужно знать множество тонкостей, — объяснил священник-архитектор аудитории.

— Иногда под строительство храма выделяется участок с очень сложной конфигурацией, и сделать на нем «привязку» бывает достаточно непросто. Ведь по канонам храм должен быть ориентирован по направлению запад — восток.

К тому же рядом с храмом нужно обязательно предусмотреть свободное место для совершения крестного хода.

В современных условиях по-другому проектируется и входная группа: здесь должны быть гардеробная, туалеты, комната охраны, помещение, где продают свечи и иконы.

Правильно должно быть сформировано и внутреннее пространство. К сожалению, сейчас, в погоне за «эксклюзивом», храм порой так распланируют, что в нем неудобно и прихожанам, и священнику. А между тем, между алтарем и царскими вратами, например, должно быть достаточно места, чтобы совершать земные поклоны. Нужно предусмотреть для прихожан и возможность снять в храме верхнюю одежду.

Предостерег отец Андрей  и от «буквального» проектирования.

— Знаете, иногда приходит настоятель со своим архитектором и говорит: «Раз мы будем строить Храм Живоначальной Троицы, значит, крыша и купола у нас будут зеленые». У меня такой подход вызывает большие сомнения. Думаю, прямые аналогии здесь вряд ли нужны. Архитектор должен работать в первую очередь с конструктивом, с формой.

Кроме того, протоиерей-архитектор посоветовал начинающим специалистам сначала окунуться в церковную жизнь, подольше побыть в том пространстве, где совершается богослужение, побеседовать со священниками и только потом уже приступать к проектированию.

— А то, бывает, приходит человек строить храм, а сам не может отличить клирос от амвона, притвор от придела, — сетует отец Андрей.

Все позволительно, но не все полезно

По словам отца Андрея Юревича, сейчас строится много безликих храмов. Священники между собой называют их «храмами-хрущевками». Но как из «хрущевок» нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые, величественные храмовые сооружения.

— Современная архитектура состоит не в том, чтобы самовыразиться или, тем паче, эпатировать кого-то, — считает председатель правления Гильдии храмоздателей, архитектор с большим опытом храмостроения, Андрей Анисимов. — Она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам Церкви. А храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства.

Определяясь с храмом XXI века, опытные храмоздатели предостерегают от излишней экстравагантности. Впрочем, предыдущие конкурсы показали, что архитекторы никогда не отказывали себе в креативе.

Так, автор одной из работ предложил проект храма из стекла. Другой вариант — когда на традиционные купола как бы накинута ткань с прорезями. Третий предложил и вовсе авангардный проект, когда храм лишь угадывается в авангардных формах и больше похож на конструктивистскую инсталляцию из квадратов и треугольников.

Что ж, с нетрадиционными формами можно и поэкспериментировать, считает протоирей Андрей Юревич. Почему бы нет? Другое дело, что вряд ли нужно уходить в экстравагантность. Ибо все позволительно, но не все полезно…

А еще красивый храм нужно вымолить: «Господи, открой мне!». Как вымаливали свои гениальные иконы великие молитвенники-исихасты Андрей Рублев и Дионисий. Ведь самый первый храм, Скиния Завета, был промыслен Богом.

При храме может быть и спортплощадка, и театр, и литературное кафе

Как показывает практика, каждый настоятель делает храм «под себя». Так что выражение «каков поп, таков и приход» в полной мере относится и к самому храму.

Например, если священник склонен к педагогике, он обязательно построит рядом воскресную школу. Если увлекается спортом, пробьет волейбольную площадку. Если раньше занимался военно-патриотической работой, откроет зал с силовыми тренажерами. Есть храмы, рядом с которыми располагаются театры, литературные кафе, приюты для неблагополучных подростков.

— Помню, при работе над проектом приюта для малолетних мам перед архитектором была поставлена задача спроектировать комнаты, где будут проживать мамочки со своими детьми, — рассказывает отец Андрей. — Так что, проектируя храм, архитектор может столкнуться с элементами сугубо гражданского назначения. И в этом — одна из современных черт православного храма.

Крестный ход вокруг батюшкиной койки

Участники встречи в Гранатном переулке попробовали определить признаки современной храмовой архитектуры.

Во-первых, это храмовый комплекс, состоящий из зданий разного назначения. Изначально храм всегда строился отдельно от служебных помещений. Сейчас же их все чаще объединяют: и церковь, и дом настоятеля, и трапезную, и воскресную школу.

— Так удобнее, — поясняет архитектор Андрей Анисимов. — Правда, порой возникают казусы вроде того, который случился с одним из моих проектов, когда дом причта церковного был не очень удачно объединен со зданием храма. «Это что же, — поинтересовались люди, — мы крестным ходом вокруг батюшкиной койки станем ходить?». В итоге пришлось «обрубить» дом и вынести его за пределы комплекса.

— Но в целом, «комплексная» тенденция сейчас очень устойчивая, продолжает наш собеседник. — Храмы ведь строятся на деньги жертвователей. И удобнее на этот разовый взнос построить все, что необходимо приходу, вплоть до пекарни и разных мастерских. Это всяко лучше, чем дробить проект и растягивать строительство на неопределенный срок.

Излишний декор отвлекает от молитвы

Любопытно, что другим важным признаком современности стало… отсутствие росписи в храме.

— Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением Андрей Анисимов. — Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы.

— Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. — А то ведь порой самого низкого качества. Так что лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном. Согласен, необычно для православного храма. Но когда-то надо меняться…

Прихожане теперь ближе к алтарю

Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.

Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное место, где приготовляются Святые дары и куда категорически запрещено входить посторонним.

Другие полагают, что правила должны стать более демократичными, и если уж алтарь по-прежнему закрыт для всех, кроме служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.

— Сейчас алтарь часто делают практически без алтарной преграды, — говорит председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов. — Считается, что прихожанина не надо отделять от того, что происходит в алтаре.

Словом, нововведений в современном храме предостаточно. Плохо только, что нормы и правила храмостроения не зафиксированы ни в каких официальных СНиПах. Есть лишь свод разрозненных правил.

— Пока зачастую строим вприглядку. Передавая сведения о пропорциях и размерах из уст в уста, — поделился с собравшимися протоиерей Андрей Юревич. — Безусловно, было бы неплохо, если бы такие СНиПы для храмовых зданий были разработаны. Но на это нужны немалые средства. А с этим, как водится, проблема…

Сегодня назрела необходимость в создании добротных, крепких проектов повторного применения для храмов. Такие проекты спасут от той безликости и безвкусицы, которая царит порой на просторах приходской архитектуры.

Елена МАЦЕЙКО

Иллюстрации предоставлены Гильдией храмоздателей. Проектирование и строительство — Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова

Фото внутреннего убранства храма с сайта trojza.blogspot.ru

Источник: http://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/23307-kakie-oshibki-dopuskayut-proektirovschiki-pravoslavnyh-hramov.html

Храм православный

  ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ (другое название — церковь) — специальное здание, посвященное Богу и предназначенное для публичного и частного богослужения.

  Храм в православном понимании — это «дом Господень», «земное небо», «дом молитвы»: вся жизнь христианина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) должна быть связана с храмом.

В храме человек вступает в непосредственное общение с Богом, обращается к Нему с молитвой.

Храмы строились по поводу важнейших церковных или исторических событий на средства царей, князей, церковных деятелей, купцов, простых мирян.

  Главный храм епархии, города, ceлa, монастыря называется собором, в нем служит местный архиерей, т.е. старший священник.

  В большинстве случаев в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу Христу. Часто храм строится в виде продолговатого корабля, что связано с представлением о Церкви, которая, подобно кораблю, ведет христиан по морю жизни.

  Центральная горизонтальная ось храма располагается в направлении восток-запад. Вход (или главный вход) в храм находится в его западной части. Восточный фасад храма, как правило, имеет один или несколько выступов, чаще всего полукруглых (апсиды).

  Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим собою небо. На главе перпендикулярно оси храма ставится крест. Часто на храме возводят не одну, а несколько глав.

Две главы символизируют два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав — девятьь чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда храмы строятся и с большим числом глав.

  Внутреннее пространство (интерьер) храма формируется стенами, столпами и особыми преградами; оно делится на притвор, среднюю часть и алтарь.

Притвор находится в западной части храма и обычно отделяется от средней части глухой стеной; в притвор могли входить не только православные верующие, но и язычники, иноверцы, еретики, чтобы услышать Слово Божие. Со временем притвор утратил свое первоначальное значение.

  Средяя часть храма является прообразом видимого неба. Она делится столпами на несколько нефов (кораблей).

  Храм, символизирующий единение земли и неба, представляет собой образ мироздания, созданного Богом. Храм воспринимался и понимался как символ упорядоченного, гармонизированного мироздания, космоса.

   часть храма — алтарь, который символизирует Царствие Небесное. Алтарь находится в восточной части храма, он ориентирован на ту сторону света, где восходит солнце. По вере христиан, Иисус Христос есть «восток», от Него воссиял вечный Божественный Свет.

Алтарь устраивается на возвышении. В алтаре священнослужители совершают богослужение, мирянам вход в алтарь запрещен. В центре алтаря находится самое святое место в храме — престол, на котором совершается таинство святого причащения.

Престол — это особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя покрывалами («одеждами») нижним (белым, из полотна) и верхним (из дорогой материи, чаще всего из парчи). По вере христиан, на престоле присутствует Сам Господь как царь и Владыка Церкви.

Прикасаться к престолу могуг только священники.

  На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминс (греч. — вместопрестолие) — это освященный архиереем льняной или шелковый плат с изображениями положения Иисуса Христа во гроб и четырех евангелистов. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого.

  За престолом стоят семисвечник и запрестольный крест. Далее, у самой восточной стены расположено горнее место. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит еще один небольшой стол — жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства причащения. На жертвеннике стоят священные сосуды и другие предметы для совершения богослужения.

  Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой — иконостасом, уставленным иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат.

Средние врата, самые большие, называются Царскими вратами. Через них разрешается проходить только священникам. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого Господа Иисуса Христа.

  Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма в киотах, т.е. больших рамах. Иконы размещаются и на аналоях — высоких узких столиках, с наклонной поверхностью.

  Возвышение, на котором стоят алтарь и иконостас, называется солеею (греч. — возвышение). Солея выступает в среднюю часть храма. Середина солеи, напротив Царских врат, называется амвоном (греч. ambon — край горы).

На амвоне диакон читает Евангелие, здесь же верующим преподается Святое причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви, иконы на материи или металле в виде знамен на длинных древках.

  В храме имеется канунник — низенький столик с распятием и подставкой для свеч. Перед канунником служат панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

  Перед иконами и аналоями стоят подсвечники. Посреди храма, вверху под потолком, висит паникадило — большой подсвечник со множеством свечей.

  Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память того или иного священного события или святого. Например, Троицкий храм, Успенский собор, Никольский, Преображенский, Михаило-Архангельский храмы и т.д.

  В храме могут устраиваться несколько алтарей, каждый из которых освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами. Например, придел св. Климента в храме Богородицы в Киеве.

  Над входом в храм или рядом с храмом строится колокольня или звонница. Колокольный звон созывает верующих для молитвы и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола по поводу праздника — «трезвон». Звон по поводу печального события называется «перезвоном».

  На Руси храмы являлись центрами не только церковной, но и общественной жизни. Храмы, особенно соборные, часто выполняли светские функции: с амвона оглашались указы государей, объявлялось о важнейших внешне- и внутриполитических событиях.

Храм, будучи зачастую единственным каменным строением в городе, служил местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. На хранение в храм отдавали свои сбережения и частные лица.

В храме велись записи о крещении, венчании, смерти и других важнейших событиях в жизни прихожан. Иногда при храмах создавались школы, велось летописание.

автор статьи С. Перевезенцев

Источник: http://www.othist.ru/rusver015.html

Современный образ православного храма

Современный образ православного храма

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ХРАМА 1250 кв.м.

АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА  ПРОБЛЕМАТИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ:

1)  Храм, как «сосредоточение Духа» становится благодаря освящению и молитве верующих.

2) Храм, «как здание» является отображением своей эпохи, менталитета и культуры общества в конкретное время и в конкретном пространственном ареале, а также отображает развитие технологий, экономики и политики.

3) Воссоздание утраченных храмов и строительство новых, по мотивам исторических построек,  говорит о деградации поколения,  оно

не способно созидать в своем времени равное, тем более лучшее чем предыдущие поколения.

4) Строительство нового храма целесообразно лишь после того, как использован весь ресурс наследия — отреставрированы и действуют все уже построенные когда-то храмы.

5) Пустующие храмы целиком или по частям перевозятся в места, где они востребованы, реставрируются, ремонтируются и вводятся в эксплуатацию — данный способ не прост, частично теряется аутентика, но он несравнимо лучше утраты наследия и строительства новоделов «попроще и подешевле»

с декорацией «под традицию»

6) Строительство нового  храма воплощается исключительно в современной эстетике (от минималистичной до очень сложной), но при этом обязательно используется традиция, глубинная основа заложенная в веках

7) Архитектура храма недопускает типовых решений — это материальный слепок духа людей , — он индивидуален и неповторим.

ПОИСК НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА:

1) Начало поиска образа наиболее верно предпринять с истоков, проследить развитие христианских храмов от древнейших времен — начала нашей эры, до текущего момента времени — начала 21-ого века.

 Поскольку христианство имеет две основные ветви — Православие и Католичество, целесообразно соотнести развитие храмов именно этих двух основопологающих направлений христианства. На первом планшете отображена принципиальная схема развития Православных храмов, на втором — Католических.

В их развитии есть общие черты — единый источник, древние христиане свершали обряды в катакомбах, позднее строились храмы и лишь после 5-ого, а действительно очевидно после 10-ого веков Православные храмы и Католические стали различаться и развиваться своими путями.

Так из схемы развития Католической сакральной архитектуры мы можем наблюдать постоянное обновление и изменение — каждая эпоха привносила свое видение, свой дух, — посредством технологий своего времени отображалось в строительстве храмов.

Православные же храмы отталкиваясь от Византийской традиции также претерпевали множество обновлений, но в конце 19-ого века наметился кризис.

 Так строительство храма Христа Спасителя в Москве , или  храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге  вызвали неоднозначную реакцию профессионалов и общества — эти храмы слишком прямолинейно копировали старинную архитектуру и не отображали развития своего времени…. После тежелых времен для храмов с 1930-е по 1990-е началось их возрождение.

Только вот «Дух Православия» возрождался, но никак не архитектура. Воссоздание храма Христа Cпасителя, которое было признано неудачным, завело сакральную Православную архитектуру в тупик. Состояние тупика усугубилось строительством новых храмов «под традицию», только попроще, подешевле, но почему-то современными технологиями, да еще часто качество строительства оставляло желать лучшего. Пародоксально на этом фоне выглядят множество заброшенных старинных церквей в малых городках и деревнях…. Из этого краткого экскурса следует вывод,  отображенный в тезисах — АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА  ПРОБЛЕМАТИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

2) Поиск образа и объемно-пластического решения происходил методом переосмысления и интерпритации традиционных Православных храмов, предметов Богослужения.  Первый вариант предпринимался методом поднятия плана из формы Православного Креста, вариант отклонен — идея считываема лишь с плана, в объеме теряется.

Второй вариант — методом переосмысления  и интерпритации одноглавой церкви, вариант отклонен — больше подходит для часовни. Третий вариант тем же методом, что и второй,  вариант отклонен — недостаточно монументален, скорее это маленькая церковь.

Четвертый вариант шел методом переосмысления  и интерпритации пятиглавой церкви, вариант отклонен — искажение объема в плане не было достаточно обосновано. Пятый вариант, как и четвертый, шел методом переосмысления  и интерпритации пятиглавой церкви, это решение — интерпретация традиции имеющая потенциал, образ достаточно монументален, ясно считываем.

Именно этот вариант и был выбран для дальнейшей проработки. Такое решене в целом отвечало всем основополагающим принципам изложенных в тезисах, но недоставало деталей, которые бы внесли дополнительные смыслы и придали бы глубины…

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА: РЕШЕНИЕ

1) Объемно-пространственное решение:

Храм представляет собой композицию из 9 элементов:

1 — Площадь прямоугольной вытянутой формы перед храмом, она же «входит» в само здание храма.

2 — Здание храма по сути являющееся призмой (форма взята из традиционной пятикупольной  церкви, очищена от деталей) — она же «база» или «платформа» для других элементов.

3 — Пять башен — эти элементы есть ни что иное, как интерпритация пяти глав традиционной церкви.

Традиционная форма становится архитектурно более «чистой», четкое же завершение придает башням срез в 45 градусов, а выразительность проявляется за счет расширяющийся или сужающийся конусной формы.

Как и в традиционном храме здесь выдержана строгая симметрия и иерархия центрального барабана — он более высокий, а все остальные четыре своим разворотом на 45 градусов как бы тянутся к главному.

4 — Восьмой элемент  — колокольня, строгая вытянутая вверх форма у основания имеющая квадратное сечение, а у верхушки эллипс, как и в барабанах. Срез вершины под углом в 45 градусов, идентичен барабанам.

5 — Девятый элемент храма — бассейн, выполняющий символичную функцию. С одной стороны это как триединство, созданное Богом  первоначальных элементов — вода, земля и небо, а с другой стороны вода всегда имела огромный смысл при обряде Крещеня…

2) Планировочное решение:

Планировка здания храма традиционна — Притвор, из которого вниз по лестнице или на подъемнике мы можем попасть в подвальные помещения — холл, зал для различных мероприятий, который освещается через витрину на дне декоративного бассейна, туалеты ( они вынесены за контур самого храма) и техпомещения. Также из притвора вверх по лестнице мы можем попасть на балкон для хора. Через притвор мы попадаем в средний зал храма, который оканчивается иконостасом, за ним алтарная часть. В притворе предусмотрена лавка для церковных принадлежностей. Пространство среднего зала храма оснащено скамьями. Важнейшую роль в функциональной начинке храма играет площадь перед ним, визуально составляющая единое целое с ним, также «дорога Крестного хода» вокруг храма. Территория вокруг здания представляет собой лаконичный, выдержанный в том же эстетическом ключе, что и храм — парк.

3) Конструктивное решение здания:

Главный конструктивный элемент здания, несущий основную нагрузку кровли и подпирающий центральный барабан — четыре ветвевые колонны, каждая из которых состоит из трех элементов (что в свое время тоже отражает символику Триединства).

По всему периметру храма устанавливаются дополнительные колонны, на них же ложится основная нагрузка фасадной системы.

Фасадная система, как и ветвевые колонны являются еще одной конструктивной «изюминкой» — эффект стекла, несущего стекло максимально точно подошел для выражения идеи.

4) Детали и символика:

Каждая деталь, будь то объем здания или графика на стекле несет особый смысл, — так сама форма храма: призматический объем и пять конусных барабанов, по сути является развитием пятиглавой церкви.

 Стеклянный фасад с градиентностью прозрачности, от полностью прозрачного у притвора (символизирует открытость православных людей и чистоту их помыслов) до непрозрачного стекла в алтарной части символизирующей Таинство.

 Белый цвет, как и сложная текстура светлого камня, отделки элементов нового храма, достигаемая разным форматом, оттенками и разной обработкой — отсыл к текстуре и цвету белокаменных старинных церквей 12-14 веков.  На фасадах храма — Святые, точнее графика с их контурами. Важная роль отведена символу Святого Духа — голубю.

Котнуры голубей прихожанина встречают еще на подходе к зданию, площадь храма «инкрустирована» ими вплоть до центрального входа.  Также голубиные контуры вмонтированы в иконостас над «Царскими Вратами». Пожалуй, один из наиболее значимых символов — башня света. Это центральный барабан по аналогии с пятиглавой церковью.

В проекте нового храма эта башня несет огромную символическую роль не только снаружи, как центральная и самая высокая, на которой Православный крест, но и изнутри.

 Прихожанин немного пройдя вглубь,  ближе к центру, остановясь, увидит свет льющийся через верхнее окно башни, подымет голову и увидит где-то там, в вышине, сквозь лучи льющегося света контуры голубей — символ Святого Духа.

Больше усиливают этот эффект и ветвевые колонны, несущие кровлю и подпирающие башню света — они создают некую отдаленную иллюзию сводов и условно делят пространство храма на традиционные три нефа: центральный и два боковых. От части, этот эффект льющегося света Божьей Благодати можно увидеть и в зале для сборов и мероприятий в нижнем уровне храма.

Лучи солнца, либо свет уличных фонарей будет проходить через небольшую толщу воды бассейна над помещением, стекло, и преломляясь и искрясь от отражений водной ряби падать в просторный зал. Бассейн также выполняет символическубю роль — с одной стороны вода играет важнейшую роль в Таинстве Крещения, с другой символизирует три первичные материи  — вода (как раз ее и символизирует бассейн), земля — здание храма и его территория, небо — оно само окутывает храм и всех кто в нем находится.  Сумма всех символов сведеная в единый порядок и соподчиненная единому замыслу позволяет создать не просто современное здание, но современный храм — будущее вместилище Духа.  

5) Возможная «посадка» здания храма в городской контекст:

Предложенное решение нового храма наиболее гармонично впишется в ландшафт «спальника» среднего и крупного города.

Его архитектура и масштаб органично вольются и станут смысловым акцентом в кварталах многоквартирных жилых домов.

 Большая роль в проекте отведена под публичное пространство — площадь перед храмом и территория вокруг нее — такое решение даст визуальный коридор, оптическое разделение жилмассива и храма.

В контекст старого города данный проект может влиться при помощи своего стеклянного фасада, отражающего окружение, но стоит ли это делать или нет, потребует отдельного анализа ситуации.

РЕЗЮМЕ

Резюмируя проектное, решение хочется отметить,  данный храм есть попытка переосмыслить традицию, найти точку опоры в ней и смело идти в будущее.

Этот образ нового Православного храма должен словно  говорить — цените и уважайте свое прошлое, свои истоки, вдохновляйтесь ими и черпайте из них силу — смело идите в будущее, создавайте его, чтобы последующие поколения могли также черпать силы, мудрость и вдохновение, как мы ищем ее в глубине веков и мудрости предков.

Источник: https://thearchitect.pro/ru/projects/3691-SOVREMENNYJ_OBRAZ_PRAVOSLAVNOGO_hRAMA

Убранство и устройство храма

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого – спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви.

Она – лечебница, где происходит исцеление души от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу.

Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм – это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий.

В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей.

Именно его мать — царица Елена Константинопольская — была инициатором воздвижения храма Гроба Господня в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор.

Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий.

Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения.

Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм – образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного.

Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.

Далее храм делится на следующие части:

  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить алтарю. Это самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба.

Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только помазанникам Божьим. Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение.

Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза.

Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата – особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям.

Слева и справа от царских врат устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения.

Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов.

Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней.

На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас.

Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию.

Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм – это частица обновленного людского мира.

Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению.

В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений.

В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

— Абсида – выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

— Барабан – верхняя часть, которая завершается крестом.

— Световой барабан – барабан с прорезанными проемами.

— Глава – увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

— Закомара – русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

— Луковица – глава церкви луковичной формы.

— Паперть – возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

— Пилястра – плоский декоративный выступ на поверхности стены.

— Портал – вход.

— Трапезная – пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

— Шатер – имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

— Фронтон – завершает фасад здания.

— Яблоко – купольный шар, на котором установлен крест.

— Ярус – убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня – это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена Крещения Руси устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В буддийских храмах также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища – у Будды, его учения и у общины.

Правильное место — то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм – замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота – главное требование в устройстве храма.

Буддисты не различают монастырь или храм – для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку.

фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения – это все существа, почитаемые буддистами.

Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет — сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Источник: http://.ru/article/285028/ubranstvo-i-ustroystvo-hrama

Храм в городе

А.Ю. Васюта

Можете ли вы быстро назвать градостроительные доминанты, выполняющие функции пространственных центров современных городов? Затрудняетесь? Неудивительно.

До 1917 года такими организующими центрами были храмы. Сейчас их роль взяли на себя торгово-развлекательные центры. Печально? Да. Скажете, мельчает Россия? Не торопитесь, надежда на возрождение духовности остаётся. Сейчас даже новые храмы, построенные на градостроительных неудобьях, вопреки всем обстоятельствам снова становятся центрами общественного притяжения.

Почему это происходит? Потому что инфраструктура российских городов с момента зарождения на протяжении всей истории их существования создавалась в соответствии с идеалами и нравственными ориентирами православия.

Христианская культура, возникшая в глубинах римской провинции, начала развиваться в мире, обустроенном по образцу античных полисов. Примерно четверть населения огромной Римской империи проживала в городах.

Христианство проповедовалось «городам и весям», но горожане принимали его быстрее, да и сами апостолы были городскими жителям.

Большинство горожан стало христианами уже при Константине Великом, тогда как в хоре, сельском округе, преобладали язычники.

Древняя Русь тоже принимала христианство через города, которые становились оплотами православной культуры: в них возникали центры епархий, знать и купечество строили в них храмы, именно в городах переписывались книги и работали иконописцы.

Как правило, главный храм фиксировал центр древнерусского города и имел градообразующее значение. Он был не только средоточием духовности, но и надёжным убежищем от врагов. Именно поэтому ­вокруг храмов возникали концентрические круги улиц.

Ближние к центру улицы застраивались палатами знати, купеческими теремами, церквями и колокольнями, удалённые от него — избами ремесленников и простого люда. Древнерусским городам был свойственен постепенный переход от жилых окраин к светско-духовным центрам, доминировавшим над городскими ландшафтами.

Структура древнерусского города отражала не столько идею противостояния порядка хаосу, сколько идею динамичного восхождения по степеням совершенства.

Иерархическая организация прослеживалась не только во внутренней структуре городского пространства. Иерархические отношения устанавливались и между городами. Они, в частности, отражались в объёмах храмовой архитектуры.

По мнению историка И.А.

Бондаренко, между русскими городами существовали взаимосвязи, строившиеся по принципу «старший — младший»: Киев — Новгород, Полоцк, Чернигов — Ростов, Суздаль, Галич — Переяславль-Залесский, Ладога, Вчиж, ранняя Москва.

Храмовые комплексы были ядрами городов и высотными доминантами городских пространств. Кресты на их куполах осеняли городские территории. Одна из записей Киевской летописи гласит: был «създа (создан) на святость и освящение граду».

В сознании киевлян он ассоциировался с источником духовности, освящающей и гармонизирующей городское пространство.

Средневековый город просто не мог существовать без главного собора, потому что соборный храм задавал его образ, определял его ценность и был символом его независимости. В 1270 г. новгородцы сказали князю Ярославу:

«…Княже, сдумалъ еси на святую Софею, и ты поиди, даже изомремъ честно за святую Софею; у нас князя нету, нъ богъ и правда и святая Софея, а тебе не хощемъ». (Если ты, князь, пойдёшь войной на Святую Софию, то мы лучше умрём, чем впустим тебя. И хотя у нас нет князя, зато есть Бог, правда и Святая София, а ты нам не нужен.)

Храмы обладали высокой общественной значимостью и быстро становились топографическими ориентирами. Этот факт подтверждает планировка древнего Суздаля.

При въезде в город находился монастырь Введения Богородицы Во Храм, а на его территории храмы выстраивались в смысловые цепи: Никольские ворота — храм Иоакима и Анны, родителей Богоматери, — храм Рождества Богородицы — храм Успения Богородицы — Ильинские ворота.

От храма Рождества начиналась другая линия, ведущая на северо-запад: храм Рождества Богородицы — храм Знамения — храм Положения Риз — храм Покрова Богоматери.

Появление храмов не было случайностью: при выборе места для их строительства учитывались статус и эстетическая ценность городских территорий, а также социальные потребности горожан. Храмы украшали город, причём красота понималась как устроенность и упорядоченность бытия.

Помимо храмов, в древнерусских городах существовало множество домовых церквей, то есть небольших храмов, расположенных в домах богатых горожан. Традиция обустройства домовых церквей пришла на Русь из Византии. В домонгольский период они назывались церквицами, или божницами, и играли в организации города заметную роль: очерчивали

в нём семейно-родовые, профессиональные и уличные пространства. Так проявлялась знаковая, маркировочная функция древнерусских храмов.

Очень часто русские храмы дублировали защитную функцию средневековых городов. Горожане знали, что за крепкими стенами дома Господня можно найти надёжное убежище. Софийский собор Древнего Киева не раз укрывал своих прихожан от вражеских стрел и мечей.

Эта функция нашла символическое отражение в мозаичном образе Богоматери Нерушимая Стена, выполненном в апсиде храма Святой Софии.

Над фигурой Богородицы можно прочитать написанную по-гречески строку 44 псалма: «Бог посреди его неподвижитися; поможет ему Бог утро за утро».

Киевский храм Благовещения являл собой зримую защиту города и его жителей: по словам епископа Иллариона, князь Яро­слав Мудрый специально построил его на Золотых воротах, чтобы передать «люди… и градъ» под покровительство «всеславней, скорей на помощь христианомъ святей Богородице».

В более позднее время градозащитная функция наиболее явно прослеживалась у широко распространённых на Руси успенских храмов, которые обязательно строились в центре оборонительных сооружений — кремлей, крепостей, монастырей. Их характерной чертой было единство архитектурного образа.

Исключительную роль в формировании этой функции сыграл христианский смысл успения: смерть для христиан есть таинство рождения в новую жизнь.

Иоанн Дамаскин в одном из трудов упоминает о том, как святая Пульхерия в первый год царствования византийского императора Маркиана перенесла гроб Богоматери вместе с оставшимися в нём одеждами из Иерусалима в специально построенный храм во Влахерну, северо-западный пригород Константинополя. Академик Д.С.

Лихачев считал, что именно этот храм «сыграл исключительную роль в религиозном сознании русских людей и в установлении на Руси культа Успения». Повесть временных лет (запись 866 г.) рассказывает о поражении под Константинополем русского флота, случившемся по воле Богоматери: она явилась императору Михаилу III, просящему её помощи в избавлении от врагов, и велела ему погрузить её ризы в море.

Как только ризы Богородицы коснулись воды, поднялась сильная буря и разметала русские суда.

Это событие положило начало почитанию на Руси риз Богоматери и Влахернского храма как места их пребывания, потому что наказание Божие было знаком Его особой заботы о заблудших.

Покарав захватчиков, Матерь Божия указала им путь к спасению и дала понять, что не греки одержали верх над русичами, а христиане — над язычниками.

Для средневекового сознания религиозные различия значили гораздо больше, чем различия национального характера.

Христианская Церковь складывалась в античном полисном мире, поэтому она переняла у него некоторые организационные структуры, например епископальное устройство. Границы епископств (церковных округов) обычно совпадали с границами полисов. В идеале каждый, даже самый маленький, город должен был иметь своего епископа.

Греко-римская полисная традиция до наших дней сохранилась в устройстве Православной и Католической Церквей. Система церковного управления по-прежнему привязана к городам.

В первые два столетия своего существования Вселенская Церковь не имела сложившейся поместной структуры и состояла только из городских христианских общин, во главе которых стояли епископы.

Ключевое значение города в церковном устройстве подчеркивали правила, принятые на Вселенском Церковном Соборе в Лаодикии. Они закрепляли за сельскими приходами священников невысокого ранга, но запрещали небольшим городским поселениям и сёлам иметь собственных епископов. Уже в конце V в. был восстановлен изначальный принцип пребывания епископских кафедр исключительно в городах.

В России основной единицей епархиального деления был и остаётся приход. Состав и границы приходов постоянно менялись. В нашей огромной стране епархий всегда было меньше, чем требовалось, поэтому роль духовных центров часто переходила к монастырям.

Стоящие вдали от городов, крупные монастыри (Макарьев-Желтоводский — на Волге, Борисоглебский Вчиж — под Ростовом, Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белоозерский и Соловецкий) брали на себя и с успехом выполняли соборную, административно-политическую и культурную функции городов.

Монастырские ворота с надвратными церквями и главные фасады монастырей всегда были обращены в сторону ближайшего города или ведущей к нему сухопутной (водной) дороги. История появления надвратных храмов в Древней Руси вызывает особый интерес. Некоторые учёные объясняют их появление влиянием пережитков языческих верований на осмысление городского пространства.

«Священную черту, воплощаемую городской стеной, как бы разрывали ворота. Они, как и стена, подвергшись сакрализации, превратились в священные места, имевшие собственных покровителей среди божеств. Это языческое осмысление городских ворот нашло преломление в распространённой в Древней Руси практике строительства надвратных церквей», — пишет историк И.Я. Фроянов.

В домонгольский период на Руси существовало достаточно много надвратных храмов, но первые городские ворота с надвратной церковью появились в Киеве.

Знаменитые Золотые ворота с храмом Богородицы были подражанием Константинопольским Золотым воротам, а те в свою очередь копировали восточные Золотые врата Иерусалимского храма.

Именно через них, согласно Новому Завету, вошёл в храм Христос, вернувшийся в Иерусалим, чтобы претерпеть крестные страдания.

Христианская культура оказывала мощное влияние на развитие русских городов. Храмы и церкви определяли организацию городских пространств, качество их застройки и выполняли многочисленные социально-культурные функции. Благодаря влиянию храмов формирование русского города происходило во взаимопроникновении духовного и материального начал.

Источник: http://terraplan.ru/arhiv/43-3-21-2009/684-456.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть