Как материалисты погружаются в материю и обретают животное тело

Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности

Как Материалисты погружаются в материю и обретают животное тело

Слово «материя» (materia) — латинский перевод древнегреческого термина hyle, который первоначально (например, у Гомера) обозначал дерево, древесину, строительные леса, что легко ассоциировалось

со строительным материалом вообще. Первые греческие натурфилософы сводили материю к вещественному материалу, из которого строятся, создаются все вещи.

Только древесину они заменили на более универсальный материал: воду, воздух, огонь или смесь природных стихий. Но уже у Гераклита представление о космическом материале существенно обогащается.

Материя начинает рассматриваться со стороны не только самого материала, но и его противоборствующего и структурного становления.

У Платона момент становления материи выходит на передний план, становится самодовлеющим. Материя предстает как нечто бесконечно становящееся и изменяющееся. Как всегда, в подкрепление своей мысли Платон приводит образное сравнение. Представим себе, что некто, отлив из золота всевозможные фигуры,

без конца бросает их в переплавку, превращая каждую во все остальное. Если указать на одну из фигур и спросить, что же это такое, то будет куда осмотрительнее и ближе к истине ответить: «золото», чем говорить о

кольцах, серьгах и прочих рождающихся фигурах как о чем-то сущем, ибо в то мгновение, когда их именуют, они уже становятся чем-то иным. Платон называет материю матерью-восприемницей, способной рождать и чеканить любые формы. Но это возможно только в том случае, если сама материя лишена какой-либо формы.

И вновь Платон прибегает к сравнению: подобно тому как жидкость, в которой смешиваются и растворяются благовония, не должна иметь собственного запаха, а поверхность, на которой вычерчиваются фигуры, должна быть совершенно пустой и чистой, так и материя, из которой создаются все вещи, должна быть совершенно невещественной, бескачественной и бесформенной («аморфон»).

Развивая эту мысль Платона, Аристотель приходит к выводу, что материя — это не только и даже не столько отсутствие, лишенность формы, но также возможность и действительность формы.

Глыба мрамора становится статуей не только по причине своей первоначальной бесформенности, но и вследствие возможности и способности приобретения определенной формы. Аристотель приводит такой пример. Человек, ранее бывший необразованным, сделался образованным. Сделался не потому, что был необразован, т.

е. по причине отсутствия образования, но прежде всего потому, что обладал возможностью, способностью стать образованным.

Таким образом, материя понимается Аристотелем как некая потенциально-энергийная возможность бытия вещи. Но это еще не все. Глыба мрамора является «материей» для статуи. Но мрамор может выступать и сам по себе, не как материал для создания чего-либо другого, а как готовый минерал. В этом случае мрамор

перестает быть материей в возможности, но становится материей в действительности.

Рассуждая таким образом, Аристотель приходит к представлению о различных видах, или ступенях, материи: абсолютно бесформенной, или «первой материи», материи-в-возможности и материи-в-действительности.

Мраморная статуя — это только материя-в-действительности. Глыба мрамора может рассматриваться и как материя-в-возможности и как материя-в-действительности. «Первая материя» является только чистой возможностью. Она не имеет вещественных признаков и, следовательно, не может восприниматься чувствами, но может только мыслиться в качестве неопределенного субстрата.

На основе аристотелевского различения материи средневековый философ Дуне Скот дает следующую классификацию видов материи:

1) materia primo prima — первая материя первого рода. Чистая возможность всего;

2) materia secundo prima — первая материя второго рода. Неопределенный субстрат любой возможной формы;

3) materia tertio prima — первая материя третьего рода. Субстрат определенной формы;

4) materia secunda — вторая материя. Оформленная материя, тело.

В свете этой классификации становится понятным, что философы-материалисты Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) рассматривают материю лишь на ее 3-й и 4-й ступенях, игнорируя платоновско-аристотелевское понимание материи как абсолютной бесформенности и чистой возможности бытия.

Диалектический материализм развивает на почве естествознания реально-предметную традицию понимания материи (материя как «объективная реальность»).

Качество реальности, действительности придают материи прежде всего пространственно-временные свойства: протяженность, структурность, длительность, последовательность смены состояний и т.д.

И вместе с тем в рамках реально-предметного представления о материи диалектический материализм возрождает гераклитовско-платоновский принцип противоборствующего становления материи, ее вечного движения и изменения («все течет, все изменяется»).

Что такое тело? В самом общем плане — это материя-в-действительности, материя на 4-й ступени, «секундо прима» (по терминологии Дунса Скота). Телом является всякая оформленная материя. Но материя тела не есть само тело.

Тело есть индивидуальный носитель определенных свойств и качеств.

Индивидуальность тела следует рассматривать как ее пространственную обособленность и объективную реальность. Гоббс в этой связи определяет тело как то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т.е. имеет в ней равную протяженность.

Из этого определения следует, между прочим, что к телам можно отнести не только природные вещи (в том числе и человека), но и продукты материальной и духовной культуры, а также социальные институты и само государство, существующее независимо от нашего сознания и имеющее определенные границы.

То, что Гегель называет «философией духа», для Гоббса есть «философия тела». Это свидетельствует о явной расплывчатости границ между телесным и духовным, об условности самого деления на «телесное» и «духовное».

Оценивая в целом античное понимание тела в его соотношении с материей, А.Ф.

Лосев выводит следующую формулу — тело есть 1) материальная потенция 2) быть индивидуально нераздельным носителем 3) текуче-сущностного, разнотипно уплотненного 4) становления эйдоса (формы).

Особое место в системе природных тел занимает человеческое тело. Оно — носитель духа, индивидуальность, становящаяся личностью. Дух, преломляясь через телесность, порождает особый виц, миросозерцания — духовную чувственность.

Сущностью человеческой телесности является чувственное переживание идей — их отелеснение. По словам С.Н. Булгакова, именно телесностью или чувственностью устанавливается реальность мира.

Человеческое тело может стать антиподом духа, и тогда оно превращается в плоть, т.е. животность, стремящуюся к самостоятельности и господству.

Но оно может стать и инструментом духа, и тогда можно говорить об одухотворенном, просветленном, преображенном теле. В этом смысле тело, по словам B.C. Соловьева, есть «храм духа».

Телесность по своему существу не есть противоположность духу. «Тонкое» тело и есть дух, а объективный дух государственности можно рассматривать как особое тело.

Античные философы, в особенности неоплатоники, утверждали существование различных видов духовного тела: небесного, эфирного, светящегося.

Оккультная философия также говорит о существовании «тонких» тел: эфирного, астрального, ментального, духовного и др.

Источник: https://megalektsii.ru/s42350t3.html

Учение о движении материи

Догадка французских философов XVIII века о том, что именно движение материи придает ей разнообразие, огромное богатство проявлений и свойств, явилась крупнейшим достижением науки и философии.

[28]

Чтобы верно оценить эту гениальную догадку французских материалистов, стоит напомнить, что за несколько десятилетий до выступлений французских материалистов, в XVII веке, выдающийся голландский философ Спиноза считал, что движение присуще лишь отдельным телам, но не всей природе.

https://www.youtube.com/watch?v=FerToLoTdEk

Французские материалисты, опираясь на новый, более высокий уровень знаний, создали значительно более совершенное учение о природе. Они признали движение атрибутом материи, способом ее существования. Гольбах в «Системе природы» писал, что «движение — это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи»  1.

Дидро в своих философских работах также обосновывал эту мысль. Он признавал «ужасным заблуждением» взгляд, согласно которому тело не одарено само по себе ни силой, ни действием. Этот взгляд, по мнению Дидро, находится в прямом противоречии с физикой и химией.

Дидро учил, что природе самой по себе присущи все свойства и каждое тело природы полно действия и силы. Для того чтобы привести материю в движение, говорил он, требуется сила. Но эта сила—не внешний толчок, не действие бога; эта сила находится в природе.

Внешней она может быть по отношению к молекуле. Но она может быть и внутренней ИЛИ, как ее Дидро называет, интимной.

Причем Дидро уверял, что если внешняя сила, действующая на молекулу и вызывающая ее движение, с течением времени иссякает, то та сила, которая внутренне присуща молекуле, неизменна и вечна.

Оценив движение, как форму существования материн, как неотъемлемый от материи атрибут, французские материалисты в ряде сочинений подробно изложили свое учение о движении материи.

Гольбах в третьей главе «Системы природы» обстоятельно рассматривает вопрос о переходе материи из одною состояния в другое.

Он указывает, что одни и те нее элементы, видоизменяясь, проходят разные стадии движения, образуют то один, то другой вид материи. Из неорганических элементов путем их движения может возникнуть растение.

Растение дает пищу для животных, животные же не отделены непроходимой стеной от

—–

1. Гольбах. Система природы, стр. 18.

[29]

человека. Будучи разными состояниями движения в природе, животные, растения, минералы в процессе движения материи меняются местами, одно вещество превращается в другое.

Движение в природе не имеет своего начала в виде толчка. Поль Гольбах пишет о «постоянном ходе природы», «вечном круге» движения. Этот «круг» движения проходит все существующее. В процессе движения своих частиц и смены своих состояний природа порождает солнце, становящееся в центре соответствующих мировых систем.

Возникают планеты, образуются целые миры, а в совокупности — вся вселенная. Человек не может вполне охватить своим сознанием движение и необъятное богатство всей природы, ибо слишком мимолетно его существование по сравнению с вечной жизнью природы.

Но, не исчерпывая богатства природы в своем мышлении, человек, по учению Гольбаха, способен проникнуть в самые глубокие и сокровенные законы жизни природы. Гольбах пишет:

«Таким образом, непрерывное, присущее материи движение изменяет и разрушает все существа, отнимает у них в каждое мгновение какие-нибудь из их свойств, чтобы заменить их другими; оно же, изменяя их наличные сущности, изменяет также их порядок, направление, стремления и законы, регулирующие их способы бытия и действия. Начиная от камня, образованного внутри земли путем тесного сочетания сходных и родственных, сблизившихся между собой молекул, до солнца, этого колоссального резервуара пылающих частиц, освещающего небосклон; начиная от пассивной устрицы до активного и мыслящего человека, мы видим непрерывный ряд, постоянную цепь сочетаний и движений, дающую начало существам, которые отличаются между собою лишь по своим элементарным веществам, по сочетаниям и пропорциям этих веществ, порождающим бесконечное разнообразие способов существования и действия. В фактах рождения, питания, сохранения мы увидим всегда лишь различно комбинированные вещества, имеющие каждое свойственные ему движения, регулируемые неизменными и определенными законами, вызывающими в них необходимые изменения. В образовании, росте и жизни животных, растений и минералов мы найдем лишь вещества, которые комбинируются, соединяются, накопляются, расширяются

[30]

и которые мало-помалу образуют чувствующие, живущие, прозябающие существа, или же существа, лишенные этих свойств, которые, просуществовав известное время в определенном виде, должны погибнуть, послужив этим для создания существ другого вида» 1.

По сравнению с материализмом XVII столетия в Англии, Нидерландах, Испании французский материализм XVIII века явился новым и еще более величественным обобщением знаний той бурной эпохи.

Учение французских материалистов о движении материи несомненно было высшим этапом развития научной материалистической мысли того времени.

Но как ни гениально было это учение о материи, о движении, оно оставалось метафизическим. Французские материалисты были метафизиками не потому, что отрицали движение, а потому, что они само движение понимали еще ограниченно, так, как оно понималось естествознанием XVIII века.

Движение, как правило, сводилось ими к простому перемещению в пространстве простейших элементов тел.

А так как простейшие тела неизменны, вечно одни и те же, то все изменения понимались ими как различные комбинации все тех же частиц, либо как постепенный рост, либо уменьшение того, что уже ранее имелось в природе.

Переход материи из одного качественного состояния в другое не признавался французскими материалистами. Выражение «природа не делает скачков» — одно из самых характерных для философии того времени. Движение не понималось еще как противоречивый процесс.

Разложив материю на тождественные друг другу простейшие частицы, французские материалисты считали материю во всех ее основных элементах качественно однородной. Это не могло не сказаться и на их учении о движении.

Гольбах в своей знаменитой работе «Система природы» писал: «Природа действует по простым, единообразным, неизменным законам».

Дидро считал эту мысль вполне справедливой. Оп также заметил: «Мир не был создан. Он остается таким, каким был и будет».

В признании того, что мир в целом неизменен, что свое

——-

1. Гольбах. Система природы, стр. 29.

[31]

завершение он нашел в человеке и человек не подлежит дальнейшему изменению, что законы природы даны раз навсегда и не подлежат развитию, — в этом сказался метафизический, антиисторический взгляд французских материалистов на движение материи.

Несмотря на историческую ограниченность учения французских материалистов о материи и движении, их взгляды — важный этап в поступательном, восходящем развитии знаний человека о природе.

Как не восхищаться, например, словами Дидро, который, перед тем как изложить учение о строении материи, писал: «Помни всегда, что природа — не бог, человек — не машина, гипотеза — не факт».

Прогрессивное значение идей французских философов XVIII века следует тем более отметить, что, несмотря на метафизическое понимание ими материи и движения, в их учении содержатся глубокие диалектические идеи.

К таким идеям относится их догадка об эволюции человека и животного мира, особенно отчетливо изложенная в произведениях Дидро.

Он доказывал, что животный мир, в том числе и человек, не был создан богом, что органический мир прошел длительное развитие, прежде чем приобрел те совершенные и разнообразные формы, которые люди воспринимают в этом мире сейчас.

Французские философы были убеждены, что жизнь произошла от тепла, тепло же возникло в механическом движении. Все разнообразие жизни в природе произошло вполне естественным путем, все создала сила движения, сохраняющая мир.

Причем они доказывали, что человек и животные подчинены одним и тем же законам, что не только из одной и той же материальной массы состоит весь органический мир, но что и законы жизни животных, растений, человека весьма сходны между собой. В сочинении «Сон Даламбера» Дидро заметил, что «всякое животное — более или менее человек; всякий минерал — более или менее растение; всякое растение — более или менее животное» 1.

Эту мысль о родственности всех видов органической жизни благодаря общему источнику, из которого все они произошли, еще яснее выразил Гельвеций в своей книге «Об уме». Дидро, высказываясь о книге Гельвеция, в

—–

1. Дидро. Избранные произведения, т. I, стр. 165.

[32]

 [иллюстрация]

 [33]

таких замечательных словах передает эту идею родственности различных видов органического мира, в том числе животных и человека:

«Различие между человеком и животным сводится у него только к различию организации.

Так, например, удлините у человека лицо, вообразите, что нос, глаза, зубы, уши у него, как у собаки, снабдите его шерстью, поставьте его на четыре лапы, — после такого превращения человек этот, будь он хоть доктором Сорбонны, станет выполнять все функции собаки; он будет лаять, вместо того, чтобы аргументировать; он будет грызть кости, вместо того, чтобы заниматься разрешением софизмов; вся его деятельность сосредоточится в обонянии; почти вся душа его будет заключаться в носу; и он будет гоняться по следу за кроликом или зайцем, вместо того, чтобы выслеживать атеистов или еретиков… С другой стороны, возьмите собаку, поставьте ее на задние ноги, округлите ей голову, укоротите морду, отнимите у нее шерсть и хвост, — и вы сделаете из нее ученого доктора, занимающегося глубокими размышлениями о тайнах предопределения и благодати…» 1

Все это не исключает той мысли, что человек, с точки зрения Гельвеция, Гольбаха и Дидро, произошел постепенно: сначала в материи возникла способность к движению, затем возникли условия для ощущения, от ощущений совершился переход к представлению, затем к мышлению, к рассуждению, к чувствам, к знакам, жестам, звукам, к речи, к наукам и, наконец, к искусству. Материя достигает высшей формы своей жизни в человеке. Современное состояние природы — результат многочисленных изменений в огромный период времени. На первой стадии развития органического мира возникает растительное царство, которое послужило источником для животного царства, и высшим завершением его оказался человек.

Часто приходя к чрезвычайно положительным научным выводам и диалектическим догадкам, французские философы XVIII века, имевшие в своем распоряжении ограниченный научный материал, еще не могли открыть качественные своеобразий различных ступеней развития в природе и форм движения материи. Отдельные гениальные догадки диалектического характера о том, что часть всегда находится в связи с целым, что различное сочетание

—-

1. Дидро. Избранные произведения, т. II, стр. 6.

[34]

элементов природы в своем движении приводит к разнообразным формам существования материи, что каждая форма жизни материи проходит длительную эволюцию, что движение является неотъемлемым атрибутом материи, — все это не выводит учения французских материалистов за пределы метафизического, механистического понимания природы.

Только диалектический материализм в противоположность метафизике «рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век»

——-

1. Сталин, О диалектическом и историческом материализме, «Вопросы ленинизма», стр. 537, изд. 11-е.

[35]

Фрагмент кн.: Александров Г. Философские предшественники марксизма. Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.  С. 28-35.

Источник: http://izmy.info/node/591

Понятие материи. Виды и свойства материи

Понятие материи. Виды и свойства материи

Материя (лат. materia) – вещество, субстанция, то, из чего состоит материальный мир.

Представление о материи развивалось с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы-материалисты. В качестве материальной первоосновы (архэ) в Древней Греции принимали различные состояния вещества.

Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем.

По-гречески материя – hyle – «дерево», в переводе Цицерона на латинский – материя.

В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1509–1588).

Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно.

Джордано Бруно понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Он также тверждал, что материя однородна и вечна.

Французский философ-просветитель Поль Анри Гольбах дал такое определение материи: «Материя – это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Ломоносов: «Материя – это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека».

В целом, в классической философии было высказано много глубоких положений о свойствах материи, сохраняющих свое значение и в современном знании:

~ материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.

~ вечность существования материи во времени и бесконечности в пространстве.

~ независимость её существования от человеческого сознания.

~ неразрывность материи и движения, представление о движении как атрибуте материи.

~ познаваемость материи.

Вместе с тем высказывались идеи о материи, которые позже были опровергнуты наукой: первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).

Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX века, было сформулированоК.МарксомиФ.Энгельсом. Они обосновали сущность философского понятия материи, дали характеристику многообразных видов и состояний материи.

В работе «Анти-Дюринг» Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: «Единство мира состоит в его материальности»; Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.

Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не дали. Это было сделано В.И.

Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека. «…Единственное «свойство» материи, указал Ленин, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория «движение». В своем большинстве философы-материалисты отождествляли движение с механическим движением, т.е.

с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения.

Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:

1. Качественное изменение.

2. Количественное изменение.

3. Возникновение и уничтожение

4. Перемещение.

Ф.Бэкон насчитывал 19 видов движения.

Обобщая достижения естествознания середины XIX века, Ф.

Энгельс в «Диалектике природы» дал такое понятие движения: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» («Диалектика природы»).

В таком понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе «Анти-Дюринг» Энгельс формирует важнейшее положение материалистической философии: «Движение есть способ существования материи.

Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения». «Всякий покой, говорит здесь же Энгельс, всякое равновесие только относительны» Таким образом, Энгельс развивает идею неразрывности материи и движения: 1) Материя не может существовать без движения. 2) Движение не может существовать без материи.

Энгельс показал, что в природе существуют различные по качеству формы движенияматерии и каждая форма движения соответствует определенному виду материи. Он выделил 5 форм движения материи:

  1. Физическое (изменение пространственного положения, скорости, массы, энергии, температуры, объема и др. характеристик материальных объектов).
  2. Химическое (взаимодействие молекул органических и неорганических веществ).
  3. Механическое (простое перемещение тел в пространстве).
  4. Биологическое (жизнь, изменения, происходящие в растительных и животных организмах).
  5. Социальное (развитие общества и человека).

Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) – другие, более высоких форм движения.

Так химические формы движения образуются на основе физических; на основе физических и химических формы движения формируется биологическая; на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь.

Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.

Людвиг Фейербах в своем сочинении «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842) сделал вывод о том, что «пространство и время составляют формы бытия всего сущего». Ф.

Энгельс в работе «Анти-Дюринг» развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: «Основные формы всякого бытия суть пространство и время».

Что же выражают категории пространства и времени?

Категорияпространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга. Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.

Пространство и время обладают определенными свойствами.

Пространство

1. Протяженность (основное свойство):

– Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.

– Совершенно непротяженных, бесструктурных, безобъемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.

– Беспространственных объектов не существует.

2. Размерность:

– Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.

3. Однородность:

– Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.

Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.

Время

1. Размерность

Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.

2. Однородность

Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом в Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях.

3. Необратимость

Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.

Источник: https://cyberpedia.su/4xa5fa.html

Конспект лекций по философии

Конспект лекций по философии Подробности Категория: Конспект лекции по философии

1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) “материя”:

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход – материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, “галлюцинация”) субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие “материя” ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и произ­водны от нее.

2.Элементами структура материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;

• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;

• биоценозы;

• уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);

• этносы;

• нации;

• расы;

• отдельные общества;

• государства;

• союзы государств;

• человечество в целом.

3.Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4.Движение – неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение.

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

• количественным – перенос материи и энергии впространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

• динамическое;

• популяционное.

Динамическое движение – изменение содержания в рамках ста­рой формы, “раскрытие потенциала” прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение струк­туры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и “эмержментно” (путем ничем не обу­словленного “взрыва”).

5. Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе кото­рых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колеба­ния и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приоб­ретает новое состояние, так называемую “диссипативную струк­туру”, которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее разви­тие возможно по двум вариантам:

1) “диссипативная структура” укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии эн­тропии — притока энергии из внешней среды — и затем развива­ется по динамическому типу;

2) “диссипативная структура” распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энер­гии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за­тем бельгийский философ И. Пригожин.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи­кур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и

140

пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн­штейном было доказано, что если какой-либо объект будет дви­гаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространст­во (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и отно­сительны они в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение.

Отражение – способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

механическим.

Особый вид отражения биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Со­гласно материалистической концепции сознание — это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю.

Источник: http://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/227-materiya-materialnoe-bytie.html

Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически. – презентация

1 Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева

2 Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом,а идеальное вторичным Материализм признает существование единственной субстанции материи; все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей..

3 Материализм подразделяют на Стихийный материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира Философское мировоззрение научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

4 Философский материализм утверждает Первичность материального и вторичность духовного, идеального Сознание как отражение внешн его мира.

5 Древний материализм передовых классов и слоёв общества В истории философии материализм, как правило, было мировоззрением передовых классов и слоёв общества

6 Первые учения материализма

7 Суть древнего материализма Признание материальности мира, его существования независимо от сознания людей Поиск в общего первоначала всего существующего и происходящего Создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу Влияние мифологической идеологии

8 Гераклит. 5 доктрин 1. Огонь – первоначальная материальная причина мира. 2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3. Всё есть поток (Теория потока) 4. Тождество противоположностей. 5. Нарушение закона противоречия. н ения людские – детские забавы. Гераклит Эфесский

9 Учение Гераклита Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Каждая пара противоположностей т.о.

формирует как единство, так и множественность Каждая пара противоположностей т.о.

формирует как единство, так и множественность Души состоят из огня Души состоят из огня Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Мир есть вечно-живой огонь, Мир есть вечно-живой огонь, Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.

10 Демокрит. Анатомический материализм «Атом» неделимая частица вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей Конечность делимости материи Тела это комбинации атомов «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении сладкое, в мнении горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»

11 Анатомизм демокрита Между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота Силы притяжения и отталкивания между атомами Принцип изономии

12 Эпикур Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия.

Атомизм Демокрита Атомизм Демокрита Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Не бойся смерти: пока ты жив её нет, когда она придёт, тебя не будет.

13 Анаксимен Анаксиме провозглашает воздух началом сущего Мир возникает из «беспредельного» воздуха Мир возникает из «беспредельного» воздуха Боги происходят из воздуха Боги происходят из воздуха Душа воздушная, жизнь – дыхание Душа воздушная, жизнь – дыхание Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе «Знания увеличивают незнание».

14 Анаксагор Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар.

Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар.

Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок»

15 Фалес Милетский Созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент Луна светит отражённым светом Объяснил затмения Солнца создал «математический метод» в изучении движения небесных тел Большой вклад в геометрию Земля плавает в воде Все рождается из воды Космос одушевлен и полон божественных сил Вселенная находится внутри человека – в его умственном творчестве.

16 Лукреций Кар Философской поэме «О природе вещей» Материя вечна Вселенная безгранична Все состоит из атомов Когда человек жив – смерти нет, когда он мертв – человека нет Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

17 Такие дела, спасибо)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/616530/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть