Элемент святости как необходимость поддержания жизни на земле

Вода – основа жизни на земле

Элемент святости как необходимость поддержания жизни на Земле

Вода – вещество привычное и необычное. Оно сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько странностей (аномалий), сколько в ее свойствах.

Разная бывает вода: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая; свободная и связанная.

Вода — источник жизни на Земле. Без воды невозможно существование всего живого. Почти ¾ поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твердой водой – снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода.

Но не только по этому мы считаем воду жизненно важным веществом. Дело в том, что тело человека состоит почти на 2/3 из воды.

Вставая утром рано, включая кран с водой, мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется. Почему она никогда не заканчивается в реке? И как в облака и тучи попадает вода, которая потом падает на нас дождем или снегом?

Меня заинтересовал вопрос о роли воды в жизни человека и всего живого на земле и в данной работе я постаралась ответить на эти и многие другие интересные вопросы.

Проект выполнен с целью доказать значимость воды в жизни человека и окружающего его мира.

Вода – основа жизни на земле.

Очень часто мы слышим фразу «Вода — это жизнь!».

Мы используем воду для умывания, приготовления чая и пищи, стираем, моем руки и принимаем душ, моем полы, убираем жилища. В течение дня мы много раз слышим это слово. А что мы знаем о ней?

Вода — основа и источник жизни на Земле. Вода самое распространённое вещество в природе: гидросфера занимает 71% поверхности Земли.

Воде принадлежит важнейшая роль в геологической истории планеты.

Без воды невозможно существование практически всех живых организмов.    

Она является обязательным компонентом всех технологических процессов. Вода особой чистоты используется при производстве продуктов питания и лекарств, полупроводников и люминофоров, в медицине, в химическом анализе.

Человек на 60-70% состоит из воды. Вода доставляет в клетки органов и тканей питательные вещества, выводит из них продукты распада. Вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания.

2. 1. Круговорот воды в природе.

Вода в природе находится в постоянном круговороте. Вода испаряется с поверхности растений, почвы, водоемов, накапливается в атмосфере, концентрируется и ,перейдя определенный предел, выпадает в виде осадков, пополняя водные запасы океанов, рек, озер и т. п.

  Таким образом, количество воды на планете Земля не изменяется.

Вода меняет свою форму жидкая – газообразная – твердая — жидкая – это и есть круговорот воды в природе.

 Все осадки, которые выпадают, на 80% попадают в океан. Наибольший интерес представляют оставшиеся 20%, выпадающие на суше.

Проще говоря, у воды, выпавшей на суше, есть два пути.

Либо она, собираясь в ручьи и реки, попадает в результате в озера и водохранилища — так называемые открытые (или поверхностные) источники водозабора.

Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод.

Поверхностные и грунтовые воды и составляют два основных источника водоснабжения. Оба этих водных ресурса взаимосвязаны и имеют как свои преимущества, так и недостатки в качестве источника питьевой воды.

Состояния воды.

Известно, что вода может находиться в трех различных состояниях, таких как твердое, жидкое или газообразное. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды.

Снежинка — это совокупность мельчайших кристалликов льда,а дождь — это всего лишь жидкая вода. Облако состоит из множества капелек воды и кристалликов льда

Газообразная вода — это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму. В зависимости от этого облака делят на слоистые, перистые, кучевые и т. д.

Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром.

Вода способна переходить из одного состояния в другое: из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная.

Соленая вода находится в морях и океанах, пресная — в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах.

Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными.

Соленые подземные воды называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

Вода в твёрдом состоянии  может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках, ледники могут быть горными и покровными.

Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью. Самые крупные покровные ледники находятся в Антарктиде и Гренландии.

Вода в жизни человека.

Вода, несмотря на простую структуру – два атома водорода и один кислорода, является основой жизни на планете Земля. Именно поэтому ученые при исследовании других планет ищут следы воды, как источник форм жизни.

            Человек в процессе жизнедеятельности постоянно контактирует с водой.

Воду можно разделить на две основных группы.

Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.

Растения на 90% состоят из воды. Из воды состоят все живые растительные и животные существа: рыбы – на 75%; медузы – на 99%; картофель — на 76%; яблоки — на 85%; помидоры — на 90%; огурцы — на 95%; арбузы — на 96%.

Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она непременная составляющая часть всего живого.

В целом организм человека состоит по весу на 50 — 86% из воды (86% у новорожденного и до 50% у пожилых людей). Взрослый человек состоит на 60 — 65% из воды. воды в различных частях тела составляет: кости – 20-30%; печень — до 69%; мышцы – до 70%; мозг – до 75%; почки — до 82%;  кровь – до 85%.

На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима.

Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности (шлаки).

Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции (потоотделение) и в процессе дыхания (человек может дышать абсолютно сухим воздухом, но не долго).

Вода – универсальный растворитель химических веществ – это основная роль воды в жизни живых существ. В водной среде протекают все жизненно важные процессы.

Для существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве.

Изменение количества потребляемой воды и ее состава может привести к нарушениям в процессах пищеварения, усвоения пищи, кровотечения.

Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю — смерть наступит через 5 дней.

Потеря организмом большого количества воды опасна для жизни человека. В жарких районах без воды человек может погибнуть через 5-7 суток, а без пищи при наличии воды человек может жить длительное время.

Даже в холодных поясах для сохранения нормальной работоспособности человеку нужно около 1,5-2,5 литров воды в сутки. Вода регулирует теплообмен организма с окружающей средой, поддерживает температуру тела.

По данным медицинских экспериментов при потере влаги в размере 6-8% от веса тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 10% — начинаются галлюцинации, при 12% — человек не может восстановиться без специальной медицинской помощи, при потере 20% — наступает неизбежная смерть.

Потребление воды в избыточных количествах также опасно, т. к. происходит перегрузка сердечно-сосудистой системы, происходит обильное потоотделение, которое приводит к обессоливанию и ослаблению организма.

Суточное потребление воды человеком колеблется от 2-4 литров в сутки, потребление зависит от климата, интенсивности работы, культурных традиций.

Регулярное потребление воды улучшает мышление и координационные действия мозга. Головной мозг и весь организм будут достаточно заряжены нужными веществами, если вода, которую мы пьем, будет высокого качества, то есть, будет богата минеральными веществами.

Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но гораздо полезнее пить часто и понемногу.

Очень важно, какое качество воды, которую мы потребляем. На качество воды влияет минеральный состав, загрязненность, структура.

Для постоянного употребления и приготовления пищи необходима вода с общей минерализацией до 0,5-1 г/литр. Правда в лечебных целях полезно в ограниченных количествах пить минеральную воду с повышенным солесодержанием.

Вредно выпивать сразу много жидкости, так как вся жидкость всасывается в кровь, и, пока ее излишек не будет выведен из организма почками, сердце получает излишнюю нагрузку.

По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек выпивает около 50т воды – целую цистерну! Участвуя в обмене веществ, вода позволяет снизить вес.

Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится более энергичным и выносливым.

Воду считают самым трудным из всех веществ, изучаемых физиками и химиками. Химический состав вод может быть одинаковым, а их воздействие на организм разным, потому что каждая вода формировалась в конкретных условиях. И если жизнь – это одушевленная вода, то, также как и жизнь, вода многолика и характеристики ее бесконечны.

Вода является обязательным компонентом всех технологических процессов. Вода особой чистоты используется при производстве продуктов питания и лекарств, полупроводников и люминофоров, в медицине, в химическом анализе.

Как ни удивительно, но вода до сих пор остается наиболее малоизученным веществом Природы.

Очевидно, это произошло потому, что ее очень много, она вездесуща, она вокруг нас, над нами, под нами, в нас.

А в заключение, я бы хотела рассказать одну древнюю легенду:

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел их к искусственному озеру Каловена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал:

«Это и есть все мое богатство!»

Вода – источник жизни,

Огромнейшая сила в нем заключена,

Три четверти поверхности планеты

Себе во власть взяла она,

Взяла себе и тело человека,

И разум человеческий взяла,

И даже человеческий зародыш

На 95% заняла.

Мы без воды и дня прожить не сможем,

Умрем от жажды без воды,

И охранять нам воду нужно

Для поддержания среды!

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!

3. Выводы.

Изучив материалы по данной теме, я убедилась в том, что вода чудо, данное нам природой.

Важная роль воды заключается в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека, т. е. – непременная составляющая часть всего живого. Только там, где есть вода, есть жизнь! Нет живого, если нет воды!

Гипотеза моего исследования подтвердилась.

Действительно, вода — универсальное вещество, без которого невозможна жизнь.

Вода – одно из самых важных веществ на Земле. Животные, люди и растения не могут жить без воды. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем!

Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить её напрасно.

4. Заключение.

Работать над этой темой мне было немного трудно, но очень интересно.

Трудно потому, что пришлось очень много прочитать, но зато я узнала много нового и интересного. Я училась работать с различной литературой и отбирать необходимый материал.

Но разве можно всё рассказать о воде? Ведь с каждым днём мы узнаём о воде всё больше и больше.

Я убедилась, что вода нужна всем и всегда.

В мире нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная и привычная вода!

Источник: http://www.hintfox.com/article/voda--osnova-zhizni-na-zemle.html

Сущность святости

Сущность святости

Для православного христианина святость одновременно и достижима, и недостижима, ведь  святость — это всегда недосягаемая, но всегда желанная вершина.

Ни один святой, для которого святость была нормой жизни, не признался даже себе, что он хотя бы немного приблизился к святости, считая себя самым грешным и имея в себе смирение и видение грехов. Святость – дар каждому христианину, но каждый человек отвечает на призыв Бога по-своему.

Святость – свойство Божие, которое Он дает нам. Господь делает нас святыми в силу Своей святости. Он приходит не с тем, чтоб ставить нам условия, но чтобы принести Свой дар нам — дар святости. 

Господь говорит каждому человеку: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11;44). Он говорит эти слова, напоминая всем нам о том, к чему должна стремиться каждая человеческая душа: человек призван к святости.

Преподобный Серафим Саровский, на вопрос о том, почему сейчас нет таких великих подвижников, которые были в древности, ответил, что подобное оскудение святости среди современников происходит от того, что живущие ныне не имеют решимости исполнять волю Божию. В противном же случае, если бы они имели такую решимость, то были бы подобны древним святым.

Эта удивительная истина, изреченная великим   святым, ощущается всей Церковью. И на протяжении двухтысячелетнего опыта Церкви, мы видим, как люди, подобные нам, имеющие такие же немощи и несовершенства, становились святыми.

Но что такое святость и кто такой святой? По определению философской энциклопедии, святость — есть сущность бесконечной полноты божественного бытия и божественного величия.

Однако святой — это не просто и не столько праведный человек, который с точки зрения человеческой этики, нравственности живет благопристойно, исполняет законы, старается кому-то помочь, старается всегда быть хорошим человеком. Святость — это нечто большее. Это стремление к идеалу.

Стремление к тому, чтобы реализовать свою личность, реализовать тот замысел Божий о себе в вечности. Каждый из нас приходит в этот мир для определенной цели. Человек приходит в мир для того, чтобы научиться любить: любить Бога-Творца, любить своего ближнего, любить всех людей. И когда человек осознает этот смысл своей жизни, он начинает искать возрастания в любви.

Один древний подвижник сказал: «Тщательное исполнение воли Божией научает человека познавать свою немощь». Человек, стремящийся идти путем духовной жизни, вскоре убеждается, что он своими усилиями не может быть святым. И это знание, которое проистекает от его стремления, побуждает человека обращаться к Тому, Кто может помочь в этом пути — к Богу.

Поэтому человек более осознает необходимость соединения с Богом, свое бессилие без помощи Божией сделать что-либо ценное, настоящее, доброе, не отравленное грехом. И это знание, полученное вследствие опытного стремления реализовать в своей жизни Евангельские заповеди, научает человека видеть его слабость и греховность.

Осознание своей греховности – это, поистине, первая ступень к достижению святости. И в Новом Завете есть этому яркий пример. Разбойник, распятый по правую сторону от Спасителя, из глубины своего сердца возгласил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23;42).

И Господь, висящий на Кресте, говорит ему: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23;43). Может ли грешный человек быть в раю? Конечно же, нет. Но в раю может оказаться человек, который получил от Бога исцеление своей души, которую он ранее изранил грехами.

Евангельский пример показывает нам, что каждый человек может наследовать вечность вместе с Богом. Разбойник всем сердцем покаялся в своих грехах, осознал в минуту страшных страданий чужую боль, увидел страдания праведника, осознал, что сам он страдает по грехам своим, а Этот Праведник Иисус страдает безвинно.

Это видение, это осознание перевернуло в нем весь его внутренний мир, он покаялся и просил у Богочеловека помянуть его в Царствии Небесном, даже не надеясь услышать «приглашение» в рай.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Цель жизни христианской — стяжание Духа Святого».

А стяжание Святого Духа — это и есть не что иное, как путь к святости, путь к тому, чтобы человеческая личность была пронизана благодатью Святого Духа.

Святость есть уподобление Господу: человек должен мыслить, как мыслил бы Господь, делать, как делал бы Господь и тем самым постараться обрести подобие Божие — то подобие, которое было утрачено человеком при грехопадении. 

Весьма интересен тот факт, что языческое понятие святости означало лишь внешнее отношение человека или предмета к Божеству, посвящение, или принадлежность к нему.

Момент же нравственный, — главный в христианском понятии, совершенно отсутствует, так как Божество до христианства не было известно, как «любовь», которая одна только могла обусловить действительные внутренние отношения Божества и человека и вызвать внутреннее преображение его естества.

В языческом понятии святость Божества мыслилась, как обособленность, отделенность Бога от мира, Его возвышенность над всем, несоизмеримость и несравнимость ни с чем тварным.

Божество, будучи «святым», не терпит нарушения нравственнного закона, карает сознательные и безсознательные преступления и пороки людей, но Оно не выносит и выдающегося нравственного совершенства людей, на которое смотрит, как на желание и посягательство сравняться с Ним. Таким образом, в божественную жизнь входит момент мстительности и себялюбия, что в сущности уже разрушает понятие святости.

Современный мир постепенно уходит от верного понимания истины и святости. Человек может понять истину лишь в Боге и только с Ним. Удаляясь от Творца, ум человека помрачается грехом и начинает извращенно мыслить и воспринимать окружающее.

В мире исчезает понятие «греховность», грех нивелируется, безнравственные явления становятся нормой жизни общества. И поэтому в Священном Писании очень ярко выражен контраст: святость — греховность.

Для Ветхого Завета святость означает «отделение», отделение другого (иного, чем человек), того, что для нас недостижимо и, в некоторой степени, чуждо. По словам о.

Павла Флоренского: «Быть не от мира — это не значит не быть в мире, не быть здесь, но значит иметь внутреннее существо своё свободным от мирского, над мирским… Трансцендентность для мира существа и имманентность миру действия — вот что значит быть святым или быть не от мира».

Бог свят, но святость не отдаляет Его от человека; святость делает Его могущественным и Свое величие Бог обращает на спасение народа. Как дар Он дает познать людям Свою святость, делает народ соучастником Своей святости. Под действием благодати и народ становится свят.

Таким образом святость не статична, не отдаляет Бога от человека, не оставляет Его безучастным. Динамика святости – Бог идет навстречу человеку, и народ, который познал освящающую и освобождающую святость, становится святым народом. И поэтому здесь очень важно понятие «завет»: «Я ваш Бог, вы – Мой народ». Бог дает людям познать Свое святое имя. Участие Бога в истории спасения Израиля открывает Его. Но от Израиля требуется лишь верность Завету и стремление к святости: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11;44).

Когда Господь обращается к пророку Иеремии. Он ему говорит: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1;5). Пророк призван стоять на стороне Бога, но призвание не изымает его из народа, а делает его другим.

Пророк принадлежит Богу, чтобы нести святость народу.

Так же и Исаия, когда говорит о своем призвании, то свидетельствует о том, что был в великом страхе из-за осознания своей греховности и недостоинства приблизиться к Богу: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6;5).

Однако иногда, ощущая свое недостоинство, человек бежит от Бога, тогда как Бог не хочет удаления человека, но желает приобщить его к Своей святости. Бог, являя святость, уничтожает грех, а не человека. Человек, освобожденный от греха, может принять святость – дар жизни в Боге. 

Еще одним примером ветхозаветного избранничества и выделения из общей массы людей является колено левитов. Левиты были не такими, как прочие евреи: их жизнь была посвящена только для Бога, Его храма.

Они были призваны преподавать освящение своим собратьям, приносить Богу молитвы и жертвы своего народа. Божественная святость исключала по своему характеру возможность внутреннего общения Бога с греховным человечеством.

Этим объясняется избрание из среды всего человечества одного народа, чтобы воспитать из него народ «святой», чтобы в его среде могло осуществиться реальное единение Бога и человека, которое имело бы значение для всего человечества.

Вследствие этого, к избранному народу предъявлялось особое требование святости. Весь народ должен быть «святым» во всем своем поведении, потому что свят Господь, избравший народ свой в особый удел и ставший к нему в особое тесное общение любви.

Но все же иудейская «система освящения» производила более разделение, чем единение, и в этом  – коренное отличие ветхозаветной святости от святости в Новом Завете.

Бог знает, что человек никакими личными усилиями не может достичь ничего на пути святости. В Ветхом Завете народ научился лишь желать и просить освящения и оставления грехов.

Подлинно же человек получил возможность освящения лишь в Новом Завете, благодаря пришествию Иисуса Христа.

Святость становится исполнением Нагорной проповеди Спасителя. Именно Христос открывает подлинную сущность святости: святость есть чистота мыслей, чувств и воли. Святость есть правдивость, искренность, опасение перед малейшим оттенком лжи, обмана и хитрости. Святость есть безбоязненное исповедание веры.

Святость есть «Праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14;17). Ее плоды по Апостолу: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5;22).

Святость возвышает веру святых в видение божественных тайн, потому что истинная святость составляет преображение человеческой природы в целом.

По смыслу библейского учения «святость» человека есть уподобление Богу, отражение и осуществление в человеке божественных совершенств.

Как единый носитель истинной и всесовершенной абсолютной жизни, Бог есть вместе с тем единый и единственный источник «святости», поэтому человек может быть только «участником», «причастником» Его святости, становясь общниками Его Божеского естества (2Пет.1;4).

Для согрешившего человечества, таковое освящающее общение с Богом возможно стало только во Христе, силою Его искупительной жертвы, и эта цель проникает собою все Божественное откровение о спасении людей.

Но что же такое святость святых? Аскетизм ли и умерщвление плоти? Уход от мира? Совершение ли чудес? И первое, и другое, и третье находит себе место в христианстве. Но не эти качества являются сущностью святости. Святость в христианстве — это связь с Божественным, запредельным, высшим миром.

Святые, по словам св. Николая Кавасилы, называются святыми только ради Святого, с Которым они имеют общение и Которого Тела и Крови причащаются.

В то же время святость всегда была подобна для человека вершине горы — недостижимой, но и непоколебимой: во все времена понятие святости наполнялось разным содержанием, но само представление о том, что существует, существовало и будет существовать нечто, именуемое «святым», оставалось неизменным.

Святые, оказываясь друзьями Божьими и заступниками за людей перед Богом, являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, и тем самым соединяют тварное человеческое с нетварным Божественным. 

По словам русского религиозного мыслителя В.В.

Зеньковского, аскетизм восходит не к отвержению мира, не к презрению плоти, а совсем к другому — к тому яркому видению небесной правды и красоты, которое своим сиянием делает неотразимо ясной неправду, царящую в мире, и тем зовет нас к освобождению от плена мира. В основе аскетизма лежит не негативный, а положительный момент: он есть средство и путь к преображению и освящению мира.

Таким образом, подлинная святость хоть и имеет отношение к нравственности, но при этом не существует сама по себе, лишь как нравственное качество. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. В христианстве слово «святость» наполняется совершенно новым, ему только свойственным содержанием.

Святости не может быть без взаимоотношений с Богом. Во-первых, Его жертва, принесенная на кресте, сделала нашу святость возможной. Во-вторых, Его призвание сделало нашу святость подлинной.

В-третьих, благодаря Его таинствам святость стала реальной составляющей нашей жизни.

В-четвертых, благодаря постоянному присутствию и действию Его Духа, наша святость может возрастать и обретет свою полноту и завершенность в Царстве Небесном.

Святость — это общее дело Бога  и человека. Никто не может достигнуть святости без действия в его жизни силы Божьей, и в то же время никто не достигает ее без собственных усилий.

Но даже наилучшие христиане не в состоянии заслужить спасения собственной праведностью. «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64;6). Наши даже самые славные дела запачканы грехом и несовершенством.

Лишь человек, всем сердцем стремящийся стать праведником, сможет устоять на мучительном, медленном и трудном пути к святости. 

Бог приготовил все, что нам надо для достижения святости. Он освободил нас из-под ига греха и дал нам Духа Своего Святого. Он работает в нас, производя хотение и действие согласно Своей воле.

Он поставил пастырей и наставников, направляющих нас и поддерживающих на пути святости; Он отвечает на наши молитвы, когда мы просим Его помощи, и дает силу преодолевать искушения. Решение — за нами.

Сумеем ли мы принять дар Божий? Готовы ли мы взять на себя ответственность и устроить себя так, чтобы жить в полном послушании воле Божьей? Готовы ли мы настойчиво идти вперед, несмотря на частые неудачи? Готовы ли ради святости жизни не поддаваться влечениям плоти с ее разнообразными желаниями и требованиями? Безусловно, Бог не дал бы нам заповедь святости, не открыв также и пути к ее исполнению. Человеку дано преимущество стать святым. Решение и ответственность за это возложено только на него. И если человек сделает правильный выбор, то познает всю полноту радости, обещанной Христом тому, кто живет в послушании Его святой воли.

Автор Елена Музольф

Источник: http://xpam.kiev.ua/suschnost-svyatosti.html

Глобальный климат — механизм поддержания жизни на Земле

Глобальный климат — механизм поддержания жизни на Земле

Представьте, что Земля – это механизм. Система из шестеренок и моторов, питаемая Солнцем и с батарейками. Но к нашей планете нет инструкций.

Как же она работает? Каковы внутренне процессы этой великой и тщательно продуманной системы под названием Земля? И почему она так благоприятна для жизни? Ученые запустили множество спутников, в надежде, что они помогут понять, что заставляет Землю функционировать.

Они изучают ответы, разбросанные в атмосфере, в океанах и на континентах, в самых отдаленных уголках Солнечной системы и за ее пределами. Подобно любому механизму, Земля состоит из деталей. Они были выкованы в далеких печах нашей галактики. Во взрывах сверхновых.

Когда древние звезды взрывались, они оросили млечный путь тяжелыми элементами: железом, кальцием, натрием, всем тем, из чего состоят наши тела. Но также принято считать, что сверхновые бомбардируют галактику быстрыми, смертельными частицами. И именно наша звезда охраняет от них Солнечную систему.

Солнце создают щит, способный накрыть орбиту последней планеты в системе – силовое поле, отражающее космические лучи. Но и солнечный ветер может быть опасен. Особенно во время коронарных массовых выбросов. А если бы на Земле что-то пошло не так?

Кипящий котел Венеры

Посмотрите, что солнечный ветер сделал с нашей соседкой – Венерой. Он унес легкие элемент верхних слоев ее атмосферы: водород, кислород и молекулы, которые они образуют – воду. Осталось лишь отвратительное варево из ядовитых химикатов, включая толстый слой серных облаков.

Вплоть до самой поверхности атмосфера Венеры задушена высоким содержанием двуокиси углерода. СО2 – сильно действующий парниковый газ. Он удерживает солнечное тепло. Он превратил Венеру в варочный котел. Это самая горячая планета в солнечной системе. Температура на ее поверхности достигает 500 градусов по Цельсию.

А как же Земле удалось избежать печальной судьбы Венеры?

Климат – двигатель Земли

У нашей планеты есть свой защитный экран – мощное магнитное поле, создаваемое ядром. Фактически – это наша первая линия обороны. Большее количество солнечной энергии, которая проникает, отражается в космос облаками, льдом и снегом.

Того количества энергии, которое Земля поглощает, достаточно, чтобы питать удивительный планетарный двигатель – климат. Он приводится в  движение неравномерностью потоков солнечного тепла, благодаря смене дня и ночи, времен года.

Это вынуждает теплые тропические ветра дуть в сторону полюсов, а холодный полярный ветер – в сторону экватора. Поток воздушных масс приводит в движение океанские течения. Гольфстрим, великая океаническая река, несет столько тепла, что оно в сотни раз, превосходит все потребление промышленности всего мира.

Поток разбивается на вихревые течения, способные донести тропические воды до северных морей. Ниже поверхности, оно смешивается с холодными течениями, которое окружает подводные рифы и горы.

Климатический двигатель Земли состоит из бесчисленных шестеренок: приливов и отливов, ландшафта, встречных ветров и течений. Все это регулирует температуру на планете. Но, когда тропическая жара выходит за рамки, она может обернуться бедой.

Ураганы помогают сохранить тепло на Земле

В августе 2005 года, внутри поворотного участка Гольфстрима, океан выпустил монстра – ураган Катрина. Воздушные массы внутри урагана имели несколько потоков.

Теплые потоки, по мере подъема, сталкиваются с холодными потоками и образуют облака. Ветра повышают испарения воды с поверхности морей. Это увеличивает отдачу тепла океаном, что вновь усиливает ветер.

В эпицентре шторма, скорость ветра может достигать 250 км/ч.

Мощные ураганы, такие как Катрина, способны за 20 минут выделить столько же энергии, сколько может дать десяти мегатонная атомная бомба.

И пока шторма выпускают, накопленное океаном тепло, влага, которую они отдают в атмосферу, сохраняет тепло на планете.

Водные испарения гасят солнечную энергию, наряду с диоксидом углерода, тем самым парниковым газом, который погубил Венеру. Наше отличие в том, что Земля нашла способ держать СО2 под контролем.

Углерод, путешествующий по пищевой цепочке жизни на Земле

Особый ингредиент, который выделяет Землю среди прочих, называется – жизнь. Все океаны ею переполнены. Слишком мелкий, чтобы рассмотреть, фитопланктон, может быть самой важной составляющей жизни на планете. Он поглощает СО2, принесенный в океан волнами или, поднятый течением из глубины. Питаясь углеродом, он высвобождает кислород. А углерод, начинает долгий путь в пищевой цепочке.

Фитопланктон служит пищей зоопланктону. Стоит назвать лишь радиолярий, появившийся свыше 500 миллионов лет назад, когда жизнь в океане только зарождалась.

Копеподы – мелкие, похожие на жуков, ракообразные. Насчитывая свыше 20 тысяч видов, они являются основным источником протеина в море.

Далее по шкале, следуют создания, меньше кончика пальца, включая личинки осьминога. Это пища для мелкой рыбы, которая в свою очередь служит пищей для рыбы покрупнее, вроде щуки. Такой рыбой питаются крупные хищники: касатка, тунец, акула.

В каждом звене пищевой цепочки, углерод, начав свой путь с рассеянного в воздухе газа, переходи в более крупные организмы. Чем больше тела, тем больше масса углерода.

Одно животное стоит особняком. Кит-горбач, съедает до 1,5 тонн пищи в день. Очень много углерода.

От китов, до мельчайшего фитопланктона, морская фауна является частью глобальной системы извлечения диоксида углерода из атмосферы, а потом постепенно его возвращает. Ключ круговорота углерода – способность Земли накапливать его.

Спутник НАСА, настроенный на обнаружение хлорофилла – индикатора жизни растений, демонстрирует биосферу в действии. В соответствии со сменой времен года, растения поглощают огромное количество диоксида углерода, вырабатывая кислород, которым мы дышим.

На Земле углерод находит способ вернуться в почву после смерти живых организмов. Планета и в этом принимает участие.

Открытые скалы – вбирают СО2 во время дождей. Эрозия отравляет его в океан. Если углерод становится частью пищевой цепочки, обогащенные им отходы, опускаются на дно.

Несметное число организмов, вроде сальпы – медузообразного животного, размером с палец, рождается и умирает каждый год. Все такие отходы, все тела с запасом углерода, стекаются на дно океана. Тут они накапливаются слой за слоем.

Со временем, такие богатые углеродом отложения, превращаются в нефть, или камень, например, известняк. Углерод вернется в виде СО2, когда камень выйдет на поверхность, или после подземных сдвигов, так называемых, плита-тектонических процессов. Давление и жара также делают свое дело, пока не произойдет извержение.

  Каждый год, более 100 миллионов тонн диоксида углерода попадает в океан или атмосферу из вулканов.

Действуя словно по часам, на протяжении миллионов лет, углеродный цикл помог нашей планете стать обитаемой. Но возможным это стало благодаря жизни. Мы сами и есть работа Земли. Если бы углеродный цикла пошел не так, какой бы была Земля? Она бы стала потерянным миром вроде Венеры.

Здесь, СО2, извергаясь из вулканов, никуда не уходит. Венера подобна дому с закрытыми окнами, в котором полыхает пожар. Частично вину на это можно возложить на испепеляющий солнечный ветер. Закрытая от такого ветра Земля, сохраняет баланс СО2, поглощая и, выделяя его, в, примерно, одинаковых количествах.

Нарушение углеродного баланса грозит глобальной катастрофой

Но в последнее время, баланс нарушен. Сейчас, количество диоксида углерода из-за деятельности человека, из-за машин, заводов и фабрик, превышает его выбросы из вулканов в 200 раз. Большая часть образуется от сжигания нефтепродуктов и угля, копившихся в земле миллионы лет.

С начала промышленной революции, содержание СО2 в атмосфере выросло на 40%, по большей части, за последние 50 лет. Как результат, температура на Земле выросла на 1 градус по Цельсию. Этого достаточно, чтобы усилить таяние огромного количество снега в горах и льда на полюсах.

Начиная с 80-х годов прошлого века, ученые НАСА постоянно проводят мониторинг сезонных изменений в Арктике. Они выяснили, что за лето сходит четверть всего ледового покрова. Оставшийся слой, крайне тонкий.

И это только начало тех изменений, которые могут перекроить наш мир, заливая дождями одни регионы и иссушая другие. Пустыни расширяются. Все чаще бушуют лесные пожары. Жизнь в дикой природе сокращается. Полярные области покрываются лесами, а растаявший лед, пополняет океаны.

К концу этого столетия, уровень моря, вполне ожидаемо, поднимется на метр, затопив береговую линию по всему миру.

Наше воздействие на климат выросло, но и еще одно влияние на Землю не за горами. Из космоса. Технологии позволяют нам оценить свое положение. Создать продуманные взаимосвязанные климатические системы, чтобы спасти наш мир, сохранить его. Среди ветра и воды, во времени, и среди тектонических сдвигов, наша планета взрастила еще одного участника этого процесса – жизнь.

Сегодня мы хозяева мира, который открывается нам с все более удивительных сторон. И даже продолжая исследовать его устройство, мы должны спросить себя: в чем цель? Потерять этот мир, или, спасти его?

Наука 2.0

Источник: http://nasch-mir.ru/globalnyiy-klimat/

Святость — древо

Святость - древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Свя́тость (гр. άγιότης, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”.

Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми.

В Первом Соборном послании апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел…

Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные” (1 Пет. 2, 9-10).

Вхождение в святость совершается через Христа: “Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 15-16).

Это понимание христиан как народа Божиего основывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20); Христос “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12).

Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: “Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым” (Рим. 1, 7); “всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах” (Флп. 1, 1); “находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе” (Еф.

1, 1); “церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии” (2 Кор. 1, 1).

Понимание христианской общины как общины друзей Божиих, “святого народа” с наибольшей полнотой выразилось в литургической жизни древней церкви, поскольку именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой богослужения и основой учения.

Как писал св. Ириней Лионский (+ ок. 200 г.), “наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свой черед, подтверждает наше учение”. В древнейших дошедших до нас евхаристических молитвах говорится о “народе святом”, который стяжал для Отца Христос, Сын Божий (например, в евхаристической молитве, приведенной в “Апостольском предании” св.

Ипполита Римского, описывающем римскую литургическую практику III в.). Этот “святой народ” отождествляется с общиной, участвующей в богослужении и причащающейся Телу и Крови Христовым. Евхаристическая молитва, приводимая в “Учении двенадцати апостолов” (“Дидахе”, не позднее II в.), завершается словами: “Кто свят (άγιός), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается.

Маранафа (Господь грядет). Аминь” (гл.Х).

Представление о святости причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чтения “Отче Наш” и перед причащением возглашает: “Святая святым (Τά άγια τοîς άγίοις)”, на что община (хор) отвечает словами: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”, – Святые Дары (“Святая”) даются святым, и их святость есть святость Христа, с Которым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе “Святая святым” имеется в катехитических сочинениях св. Кирилла Иерусалимского 348 г.).

Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Божия в историческом бытии, движущемся к этому Царствию.

Во время причастия вечность преображенного бытия Царствия Небесного, пакибытия, реально присутствует во временном бытии, в земной жизни церковной общины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными силами и таинственно изображают херувимов (“Иже херувимы тайно образующе…”).

Причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, подготовленное их очищением, и образует их святость.

Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.

Из того же понимания исходила древняя церковь и в почитании в качестве святых отдельных лиц. В качестве святых почитаются те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда.

К таким лицам относились первоначально апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос (Ин. 17, 21-24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи, о святости которых свидетельствовало Св. Писание.

Таков же был взгляд и на мучеников, поскольку, согласно представлениям древней церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небесное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудотворения, который получал почивший святой.

Канонизация святых, развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.

Таким образом, святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. В Актах мученичества Перпетуи, Филицитаты и других, с ними пострадавших (Passio Perpetuae et Felicitatis cum sociis), претерпевших мучения в Карфагене в 202 или 203 г.

, рассказывается, как Фелицитата незадолго до казни, уже находясь в темнице, разрешилась от беремени.

Роды были настолько трудны, что солдаты, охранявшие ее, спрашивали: “Если теперь ты так страдаешь, то что же будет с тобой, когда тебя отдадут зверям?” Фелицитата отвечала: “Сейчас я страдаю потому, что терплю за себя, а тогда я буду страдать за другого [т.е. Христа] и этот другой будет во мне и будет страдать за меня”.

Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, таким образом, не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла. В Декрете Геласия (Decretum Gelasianum), латинском церковно-каноническом памятнике начала VI в.

, утверждается необходимость публичного чтения актов мученичества, в которых “победа мучеников и их удивительное исповедничество блистают через многоразличные перенесенные ими пытки.

Ибо какой верующий может сомневаться, что их страдания превосходили меру человека и они смогли перенести их не благодаря собственной силе, а благодаря благодати и помощи Божией?”. Итак, святые – это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути.

Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом к людьми. Развитие почитания святых накладывается здесь на мощный пласт религиозных и социо-культурных представлений позднеантичного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления других народов, переживающих христианизацию).

Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в языческом мировосприятии приписывалась демонам (или другим мифологическим существам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между человеком и высшими силами.

Соответственно, культ святых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно укоренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обращались с молитвой в тех же случаях, когда ранее приносили жертвы богам и просили о помощи у героев.

Именно это перенесение функций обусловливало в конечном итоге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь характерно как для западного, так и для восточного средневековья и обычно относится на счет так наз. “народной” религиозности.

С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются определенные моменты, принципиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному страданиями и крестной смертью Христа.

Поэтому все раннехристианские авторы настаивают на том, что мученики сделались причастными Богу именно благодаря своим вполне человеческим страданиям и мученической кончине. Близость к Богу в соединении с человечностью и обеспечивает святым возможность быть посредниками между Богом и людьми.

Для языческих верований характерно, напротив, представление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в частности, и от обожствляемых героев.

Вместе с тем, языческие верования приписывали посредничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим духам (гениям, демонам или – в других системах – иным “низшим” духам). В христианстве аналогом этих верований является представление об ангелах-хранителях.

Призывание святых в качестве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ангелами, посредниками становились люди, сделавшиеся благодаря своему подвигу причастниками Божества.

Заступничество святого и близость к нему (которая в силу почитания мощей выражалась во вполне конкретных и осязаемых формах) вводили верующего в близость к Богу и создавали религиозные переживания, практически не известные язычеству. Бл.

Августин [1] прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые богами не являются, но получили милость Божию своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми, – ложному спиритуализму язычества противостоит здесь антропологизм христианства, основанный на вере в воплощение Бога-Слова.

Учение о заступничестве святых основано на представлении о единой Церкви живых и мертвых, составляющей Тело Христово. Физическая смерть не отсекает верующего от церковной общины, и поэтому с древнейших времен в церкви установлены молитвы об усопших. Эти молитвы, согласно церковному учению, благотворны для усопших, содействуют их спасению.

Как писал св. Иоанн Златоуст, “ненапрасно бывают приношения за усопших, ненапрасно моления, ненапрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”.

Равным образом и святые, родившись через свое успение к вечной жизни, продолжают пребывать в церковной общине и могут выступать молитвенниками за нее и за отдельных верующих, обращающихся к ним за заступничеством.

В учении о святости, таким образом, содержится преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, т.е. основных оппозиций, которые в дохристианских представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и человеческое, смертное и бессмертное.

Святые, оказываясь “друзьями Божиими” и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с ангелами, т.е. бесплотными, невещественными силами; тем самым преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и духовного и вещественность перестает быть препятствием для соединения с Божеством.

Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т.е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости формируются в последовательную богословскую систему, в полном объеме сформулированную в VII-VIII вв. преп. Максимом Исповедником и св. Иоанном Дамаскиным.

Развивая учение о Божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате такого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противостояние духовного и вещественного, святые спасаются “телесно” (σωματιχώς), т.е. Божественными энергиями оказывается пронизана как их плоть, так и их образы (иконы).

Это учение обосновывает почитание святых вообще, равно как и такие его формы, как поклонение мощам и иконам святых.

Русская Церковь усваивает себе те представления о святости, которые сложились в святоотеческой традиции.

Учение о святости и обоснование почитания святых не раз излагались русскими духовными авторами, обличавшими еретические движения протестантского типа. К такого рода обличительным сочинениям относится “Просветитель” преп.

Иосифа Волоцкого, “Камень веры” Стефана (Яворского). Развитие православного богословия святости можно видеть в учении преп. Серафима Саровского о стяжании Св. Духа.

См. также

Использованные материалы

[1]  “О граде Божием”, VIII, 27

Источник: http://drevo-info.ru/articles/1787.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть